Воспитание дружеских взаимоотношений в коллективной строительной игре
Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию.
Процесс воспитания дружеских взаимоотношений в строительной игре осуществляется на протяжении всего дошкольного детства.
В первой и второй младших группах дети сначала учатся выполнять постройки индивидуально. Так, например, каждый ребенок делает кроватку, а воспитатель затем сдвигает их в ряд, образуя единое целое – спальню. Малыши невольно общаются друг с другом и получают первые уроки общей несложной игры. Постепенно деятельность детей усложняется. Более трудная задача – осуществление одной постройки двумя малышами, например: моста с двумя спусками, башни двумя лестницами, ворот и др. На следующем этапе решается более сложная задача – обучение детей умению создавать вместе одну постройку поочередными действиями (башню, двухрельсовую линию и др.): на одного ребенка другой ставит свой кубик, к кирпичику одного ребенка сосед прикладывает свой кирпичик и.т.д.
Так, в ходе игр – занятий формируется общность положительных переживаний, согласованность и точность действий и движений в игре и стройке.
В играх дети упражняются в выполнении правил нравственного поведения: проявляют вежливость, доброжелательное отношение к товарищам, стремление делиться деталями строительного набора, положительно относятся к совместной стройке, игре, проявляют отзывчивость, сдержанность.
Психофизическое развитие детей средней группы идет по пути дальнейшего совершенствования. Речь ребят становится более связной и последовательной. Увеличиваются возможности воспитания дружеских взаимоотношений в строительной игре. Закрепляя навыки, приобретенные в младшем возрасте, детей учат распределять обязанности при выполнении постройки, согласованно использовать строительный материал, делиться с товарищами.
Основным содержанием игр становится сам процесс конструирования и освоение соответствующих правил нравственного поведения. Игра на занятиях выступает в виде несложных сюжетных действий, объединяющих детей выполнением одного задания.
Воспитанию дружеских отношений между детьми способствует и четкая организация использования строительных деталей.
В старшей группе развитие связной речи и словесного мышления способствует появлению более сложных форм общения детей с взрослыми и сверстниками. Дошкольники проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строительной игры, в их конструктивной деятельности ощущаются элементы творчества.
Задача педагога – закреплять умение детей выполнять вдвоем постройку более сложной конструкции, чем в средней группе, постепенно увеличивая число строителей до трех- четырех.
Нередко возникает необходимость построить игровой комплекс. Здесь могут быть использованы индивидуальные и совместные постройки. Этот вид строительной игры объединяет одной целью нескольких детей.
Для детей подготовительной к школе группы формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованного педагогического процесса дошкольники становятся более дисциплинированными организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности.
В этой группе воспитание дружеских взаимоотношений в строительной игре находится в тесной связи с занятиями по обучению стройке. Дети продолжают коллективно выполнять постройки, используя умения, полученные в игре.
На формирование коллективных взаимоотношений детей большое влияние оказывают целевые экскурсии. Если, например, экскурсия совершается на теплоход или на катер, то после осмотра его и беседы с капитаном желательно показать работу экипажа. Это доставит детям много радости, и они смогут сами убедиться в том, что члены экипажа доброжелательны, помогают друг другу.
Художественная литература, давая детям, примеры нравственного поведения людей в труде, помогает им осмысливать их собственные взаимоотношения с товарищами.
Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласованности действий, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей. Отсюда начинается коллективное творчество.