Организованность и хаос: процессы развития

Вы можете сравнить развитие ребенка с ростом бизне­са, который, скажем, вы недавно начали. Всякий бизнес нуждается в определенных базовых системах: компью­терной системе, счетно-вычислительной и телефонной системе. По мере того как ваш бизнес растет, вам нужно будет отлаживать эти системы до тех пор, пока не пона­добится их заменить. Тогда вы посылаете потребителям сообщение, в котором говорится: «Пожалуйста, свяжи­тесь с нами, так как мы обновляем наши системы, чтобы лучше вас обслуживать». В течение периода замены обо­рудования будет превалировать некоторый беспорядок, потому что вы будете обучать каждого работника в ком­пании тому, как пользоваться новыми системами. Наем­ные служащие будут делать это без особого желания, так как обучение — это тяжелая работа, обслуживание по­требителей, возможно, и прибыль пойдут на спад. Но как только новые системы будут окончательно освоены и начнут четко работать, ваш бизнес начнет действовать белее эффективно, и обслуживание потребителей зна­чительно улучшится. А через какое-то время этот цикл повторится... если будет продолжаться рост.

Подобный процесс происходит и с детьми по мере их взросления. Этапы хаоса предшествуют этапам организованности и порядка. На одном этапе ваш ребенок мо­жет делать успехи (подъем) в деле развития некоторых способностей, а потом потребуется «новая система». Во время ее «отладки» может преобладать хаос, и поведе­ние вашего ребенка будет отвратительным. Навыки, ко­торыми он, как казалось, овладел, неожиданно стано­вятся неприемлемыми. Вам придется игнорировать го­лос, который звучит в вашей голове: «И когда он только поумнеет». Вслед за расхлябанным состоянием последу­ет период относительно спокойного, организованного поведения, в течение которого ребенок будет демонстри­ровать новые или более разумные навыки.

Циклы развития детей — организация — хаос — сно­ва организация — происходят приблизительно каждые шесть месяцев начиная с 15-месячного возраста (с пер­вого периода хаоса). Двухлетние дети по сравнении с 18-месячными — просто ангелочки. Однако дети двух с половиной лет уже поистине проблема для своих роди­телей. Трехлетние дети кажутся очаровательными и со­образительными, а потом наступает следующий ужас­ный период (три с половиной года) полного противодей­ствия.

Вспомните собственную жизнь, и вы увидите те же самые циклы. Разве не было периодов, когда вы были уверены в себе и точно знали, что вы делали и чего хоте­ли, которые перемежались периодами, когда вы полно­стью теряли ход мысли? У всех бывают периоды, когда наша уверенность в себе и чувство, что мы контролиру­ем свою жизнь, вдруг исчезают, и мы находимся в полной растерянности.

Мы знаем, что этапы дезорганизации должны проис­ходить перед тем, как ребенок сможет передвинуться к стадиям более высокой организации. Но никто не мо­жет определить, когда эти этапы произойдут у каждого конкретного ребенка. Вы не можете также предвидеть, до какой степени будет «распускаться» ваш ребенок вовремя неорганизованных периодов или насколько глад­кими будут периоды реорганизации. Кажется, что неко­торые дети всегда живут в состоянии хаоса. Даже в спо­койные периоды они создают проблемы себе и окружаю­щим. А другие дети, кажется, наслаждаются жизнью и всегда расположены к дружескому взаимодействию. В «хаотические» периоды кажется, что у них просто пло­хое настроение. Эти вариации отражают аспекты врож­денного темперамента ребенка, Одна мать вспоминала, что когда родился ее третий ребенок и медсестра поло­жила его ей на живот, он поднял головку и ручки, посмот­рел на нее и заорал. В детстве он всегда был крикливым и требовательным. Теперь, уже будучи молодым челове­ком, его характерные черты проявляются в решительно­сти и лидерских способностях.

В общем периоды дезорганизации показывают, что по большей части все процессы имеют внутренний харак­тер. Это истинно в бизнесе и в общении с детьми. Люди хватаются за новые концепции и новую информацию. Они стараются быстро научиться и используют новые средства, чтобы ускорить данный процесс. Ребенок, нахо­дящийся на середине эволюционного пути, может пока­заться упрямым, а иногда даже наглым. Его внутренняя борьба снижает способность к дружескому взаимодей­ствию. И чем сильнее борьба, тем слабее взаимодействие. Вы, вероятно, наблюдали этот же феномен в себе. Чем больше у вас проблем, тем более раздражительными и несговорчивыми вы становитесь.

«ТОЧКИ РАЗДРАЖЕНИЯ»

Я называю некоторые типы поведения, отражающие нормальные процессы развития, «точками раздраже­ния:»-. Вы могли бы также назвать их родительскими «го­рячими точками». Родители не рождаются с этими точка­ми. Фактически они вводят их сами, «приклеиваясь» к определенным убеждениям. Когда родители прирав­нивают скверное поведение к неуважению, они опреде­ленно настраивают себя на раздражительность, которую вызывают типичные проблемы, связанные с развитием ребенка. Если вы считаете, что ребенок теперь должен быть более сообразительным, то вы создаете неоновые кнопки, которые «кричат», чтобы на них нажали. Как вы узнаете, что ваши кнопки нажаты? Вы полностью забы­ли о семи силах для самоконтроля. Вот предупреждаю­щие сигналы:

♦Вы ведете себя как типичная психопатка: кричите, угрожаете, торгуетесь, умоляете, просите, награж­даете шлепками, задабриваете или плачете.

♦ Утрачивая силу внимания, вы сосредоточиваетесь на том, что плохо и что ваш ребенок не делает.

♦ Вы приписываете своему ребенку негативное наме­рение: «Она делает это, чтобы поквитаться со мной». Когда вы приписываете ребенку такого ро­да негативное намерение, ваша сосредоточенность перемещается с ребенка и пути его развития на вас самих и на то, каким образом, по вашему предпо­ложению, ребенок старается вас расстроить. Вы за­бываете о силе любви.

♦ Вы обвиняете ребенка в своем расстроенном со­стоянии и пытаетесь заставить его с помощью чув­ства вины, страха или применения силы почув­ствовать себя плохо. Вы отказываетесь овладеть собственным расстройством и использовать силу восприятия.

♦Вы забываете силу принятия (этот момент таков, каков он есть), и в голову вам приходят следующие мысли:

«Этому ребенку следовало бы быть более сооб­разительным».

«Я не обязана делать постоянные напоминания. В этом возрасте ей следует уже самой вставать

«Мне не следовало бы повторять ей это снова. Она должна делать то, что я говорю». Вы встревожены и задаетесь вопросом, что случи­лось? Что я сделала не так, что заставило моего ре­бенка поступить подобным образом (забывая силу доброй воли)? Как может такая очаровательная в течение месяца девочка стать вдруг монстром в следующем месяце? Если она так скверно ведет себя сейчас, то что с ней будет в подростковом воз­расте? Проецируя страх на будущее, вы хотите ис­пытать чувство своей обособленности, утратив си­лу единства, которая удерживает вас вместе.

Наши рекомендации