Когда человек развивается, его поведение переходит от организованного к хаотическому, затем опять к организованному, но на более высоком уровне. Этот процесс циклический, а не линейный.

Далее мы обсудим четыре этапа детского развития: младенчество, период, когда ребенок только начинает ходить, дошкольный период, школьные годы. Кроме то­го, я опишу «точки раздражения», типичные для каждо­го этапа. Это поможет вам увидеть контекст, в котором развивается поведение детей.

Младенчество: первый год жизни

Первые-признаки поведения, которое огорчает роди­телей, выражаются в плаче. Чтобы гарантировать собственное выживание, младенец рождается, будучи «запрограммирован» подавать сигнал, чтобы о нем поза­ботились. Задача родителя — принять этот сигнал и отреагировать на него. Когда родители реагируют должным образом на плач ребенка, они закладывают первые камни фундамента под осознание ребенком своей ответственно­сти. Как ни грустно, родители часто неверно истолковы­вают плач ребенка. Некоторые приписывают этому нега­тивный мотив: «Она сейчас плачет, потому что знает, что я слабовольная», или «Он капризничает, когда я говорю по телефону, потому что хочет, чтобы все внимание было только ему». Но обе стороны бывают счастливее, если ро­дитель приписывает ребенку позитивное намерение: «Она пытается мне что-то сказать». Родитель чувствует себя лучше и относительно ребенка, и относительно себя самого и предлагает заботу, которую требует малыш.

Младенцы неспособны «плести интриги». В первые три месяца жизни у них нет сознательного намеренного поведения. Они могут лишь неосознанно реагировать на свои внутренние чувства (например, боль или голод) и внешние ощущения (на вещи, которые они видят, на то, что слышат, ощущают на вкус и запах). В возрасте между тремя и десятью месяцами младенцы начинают общать­ся с помощью внутренних чувств. Как родитель вы може­те поощрять этот процесс развития, научившись расшиф­ровывать сигналы своего малыша. Когда вы отвечаете на них, он узнает, что его действия и чувства, которые он посылает, в результате преобразуются в реакцию, идущую из внешнего мира. Этот опыт устанавливает образец, являющийся основой для знакомства с причиной и след­ствием. Позднее в жизни этот образец поможет вашему малышу связать правила с последствиями или установить связь между ударом и болью.

Вот основные задачи, связанные с развитием ребенка: посылка сигналов, получение питания и уход, связь со взрослым, осознание, что мир будет реагировать на него (нее), и развитие чувства доверия. Иными словами, ребе­нок будет капризничать, плакать, корчиться, издавать звуки, подражать, смотреть и реагировать на лица, осо­бенно на ваш взгляд.

Точки раздражения младенцев

♦ Нестыковка при общении. Младенец посылает сигналы родителю посредством крика, смеха и нервно­го возбуждения. Если первые сигналы младенца не услышаны или неправильно истолкованы, он на­чинает подавать их более интенсивно. Нервное возбуждение и плач могут быть «точками раздражения» для родителя, который устал, подавлен или не спо­собен понять сигналы ребенка и успокоить его.

♦ Изучение выражения лица. В возрасте 8—9 месяцев младенцы начинают усиленно изучать лица роди­телей. Они могут тянуть за волосы, щипать, засо­вывать свои пальчики вам в нос и хватать вас за уши или за бороду. Чтобы начать обучать младенца,
вы можете сказать: «Ой!» (давая ему понять, что это действие вызывает боль) и «Мне не нравится, когда ты меня щипаешь». Затем, приписывая малышу позитивное намерение, вы можете научить его но­вому образцу поведения. Вы могли бы сказать: «Ты хотел(ла) прикоснуться к маме. Потрогай меня так (возьмите ручку ребенка и покажите, как это нуж­но делать)». Если малыш продолжает причинять вам боль, положите его в кроватку.

♦ Малыш кусает или щипает вас. Где-то к годику ваш малыш может кусать вас или щипать. Он исследу­ет свои действия — кусается и смотрит, как вы реа­гируете. Дайте понять малышу, что, когда он куса­ется, вам больно; посадите его в кроватку. Когда вы снова возьмете его, дайте ему понять, что вы принимаете объятия, но не кусание. Если он про­должает кусаться, отодвиньте его от себя и утверди­тельным тоном скажите: «Посмотри на мое лицо (выражение боли). Когда ты кусаешься, мне боль­но. Ты можешь прикасаться ко мне легонько». После чего возьмите ручку ребенка и покажите, что вы имеете в виду. Используйте силу внимания и на­вык утверждения.

Наши рекомендации