Решение проблемы как последствие
Плохой выбор приводит к конфликтам и проблемам. И часто последствия таких проблем требуют их решения. Логическое последствие драки заключается в том, чтобы научиться решать проблемы без драки. Многих из нас воспитывали так, что мы мыслили с позиции необходимости наказания: мол, иначе мы «упустим» ребенка, — так что мы забыли, что можно мыслить с позиции решения проблем. Мы постоянно сваливаем последствия на детей. Приведенные выше примеры показали, как можно более эффективно обучать навыку последствий, используя вместо нравоучений сопереживание. Но часто наилучшим подходом является решение проблем.
Когда дети активно вовлечены в решение собственных проблем, спокойствие в доме становится реальностью. Чтобы помочь детям решать их собственные проблемы, могут оказаться полезными следующие шаги. Чтобы помочь вам запомнить эти шаги, возьмем акроним МИР.
М — в момент затруднения выясните, чья это проблема;
И — испытывайте сопереживание к ребенку, сделавшему плохой выбор;
Р — объясните ребенку, что ему следует задать себе вопрос: «Что я собираюсь делать?» Предложите сделать выбор. Подбодрите его, чтобы он принял собственное решение.
М (шаг 1). В момент затруднения выясните, чьяэто проблема. Этот шаг имеет решающее значение. Слишком часто родители делают проблему детей своей собственной и тратят невероятно много энергии и навыки критического мышления, пытаясь ее решить. Представьте, что ваш друг курит. Вы по некой странной причине решаете, что это ваша проблема. Вы тратите годы, пытаясь решить эту проблему вашего друга. Но все безуспешно, и ваши старания заканчиваются тем, что вы испытываете разочарование в своем друге и кроме злости он не вызывает у вас никаких иных чувств. Нечто подобное происходит в домах, где есть дети. Вот перечень некоторых общих проблем:
1) не ест то, что дают;
2) сам не одевается (или не раздевается);
3) не ложится спать вовремя;
4) не выполняет работу по дому;
5) дерется с братьями (сестрами).
Могу поспорить, что этот список в точности отражает вашу проблему. Вы не можете решить проблему ребенка, а он не может решить вашу. Чтобы облегчить метод решения проблем с детьми, начните взаимодействие с ними, дав им понять, что у них есть проблема. Вы могли бы сказать ребенку: «Похоже, у тебя есть проблема». Если его проблема связана с одеванием по утрам, то первый шаг мог бы выглядеть так: «Мика, кажется, сегодня утром у тебя есть проблема. Ты еще не одет, а машина уезжает через пять минут».
И (шаг 2), Испытывайте сопереживание к ребенку, сделавшему плохой выбор. Часто, когда вы информируете детей о том, что у них есть проблема, их первым желанием бывает обвинить других и уклониться от ответственности. Это не является неуважением: это нормальная реакция на потенциальную угрозу. Когда создается впечатление, что нам каким-то образом угрожают, мозг переходит в режим обороны. И тогда мы стараемся переложить ответственность за плохой выбор на что-то, находящееся вне нас самих. Такие фразы, как «Он начал это» или «Если бы ты любила меня, ты не отослала бы меня сидеть в одиночестве в моей комнате», представляют собой обычные, часто встречающиеся заявления, выражающие желание уклониться от ответственности. Очень маленькие дети, которым не хватает речевых навыков, чтобы обвинять других, будут просто кричать, убегать или закатывать истерику. В любом случае нужно использовать навык сопереживания. Сопереживание успокаивает, устраняет угрозу и позволяет ребенку — даже очень маленькому — брать на себя ответственность за свое поведение.
В приведенной выше ситуации Мика игнорирует мать и ее замечание (другой типичный способ уклонения от ответственности). Уже пора выходить из дому, а он все еще в пижаме. Мама, которая готова уйти, говорит: «Мика, ты меня огорчаешь. Пора выходить, а ты еще не одет». Мика поднимает голову и с удивлением замечает, что мама стоит в пальто и с ключами в руках. Он начинает кричать: «Я ненавижу тебя! Я не пойду в школу. Я не одет. Я хочу папу!» Мама делает глубокий вдох, использует силу принятия (этот момент таков, каков он есть), чтобы успокоиться, и говорит: «Кажется, ты очень злишься. Действительно, как можно пойти в школу в пижаме». Предлагая сопереживание, мать дает Мике понять, что эта проблема касается его. А если бы она потеряла контроль над собой, она сделал бы проблему своей, начав кричать, читать нотации или угрожать наказанием.
Р (шаг 3). Объясните ребенку, что ему следует задать себе вопрос: «Что я собираюсь делать?» Это важно — предлагать детям самим решать их проблемы. Это можно сделать, задавая вопросы на размышление. Преподаватели Джим Фэй и Дэвид Фанк советуют говорить так: «Любопытно, что ты собираешься делать?» или «Я хотела бы услышать, какие у тебя мысли на этот счет». Вы могли бы также спросить: «Как бы ты могла решить свою проблему?» или «Что ты мог бы сделать сейчас, что принесло бы тебе пользу?».
Предложите ребенку выбор. Часто у детей, особенно маленьких, еще не развита способность решать проблемы. Когда их просят определить, что это такое, они просто отвечают: «Я не знаю». На это вы могли бы сказать: «Это трудно — не знать. У тебя есть кое-какие мысли?» Или, как предлагает Джим Фэй, вы могли бы спросить: «Тебе понравились бы кое-какие идеи, которые пробовали использовать другие дети?» Эти вопросы вызывают в детях чувство готовности. А готовность играет решающую роль в процессе изменения.
Предложите детям идеи, начиная с каких-нибудь плохих вариантов выбора, а затем постепенно переходя к более полезным вариантам. После каждого предложенного вами варианта спросите старших детей (от семи лет): «Как ты думаешь, это получится?» Это побудит их подумать над тем, какое влияние их выбор окажет на их жизнь и жизнь других людей. Малышей вы можете спросить: «Как ты думаешь, это будет полезным или вредным?» Или предложите им варианты выбора.
В ситуации с Миком мама предложила мальчику выбор: «Ты можешь сложить одежду в сумку, чтобы взять с собой в школу, или идти в школу в пижаме. Что было бы лучше?» Мика начинает кричать: «Я ненавижу тебя!» и разбрасывает одежду. Мама предлагает сопереживание:
«Ты действительно расстроен. Даже страшно подумать — идти в школу в пижаме. Так ты хочешь сложить одежду в сумку, чтобы надеть ее в машине, или все-таки хочешь пойти в школу в пижаме?»
Ободрите ребенка, побудив его принять собственное решение. Заканчивайте ситуацию одобрением. Вы могли бы сказать: «Я знаю, ты решишь эту проблему. Ты сможешь это сделать. Дай знать, если тебе понадобится моя помощь».
Решение проблемы заставляет детей думать и размышлять над своим выбором. Оно требует от них принятия ответственности. Грустно, что слишком многие из нас связывают ответственность с допущением ошибки или признанием в проступке. Как часто вы слышали: «Если ты будешь честен и возьмешь на себя ответственность, это будет лучше для тебя». Ответственность связана не с принятием обвинений и наказания за чьи-то действия. Она связана с тем, чтобы оказать сопротивление искушению — обвинять других, а потом искать оправдание, а не решение проблемы.