Это безумие - чрезмерно полагаться на вознаграждения или наказания
Предположим, я назначаю вам завтра встречу в больнице Джона Гопкинса. Я хочу, чтобы вы сделали мне операцию на открытом сердце. Чтобы помочь вам в этом деле, я буду использовать тактику наказания и вознаграждения. Если вы сделаете операцию, но я умру, у вас отнимут автомобиль (наказание). Если я хорошо перенесу операцию и выздоровею, вы получите новый автомобиль (вознаграждение).
Скажите, помогло бы вам наказание или вознаграждение сделать хирургическую операцию? Ясно, что нет. Независимо от того, лишились бы вы своего автомобиля или получили новый, это не помогло бы вам произвести хирургическую операцию на сердце, потому что вы (по крайней мере большинство из вас) не подготовлены, чтобы сделать это. Часто мы требуем от детей такого поведения, к которому они не подготовлены. Если вы применяете наказание и вознаграждение как основу для поддержания дисциплины, то вам не удастся научить детей навыкам, которые им необходимы, чтобы хорошо себя вести. Вы хотите заставить их отвечать за то, что они не используют навыки поведения, которым их не обучали. А в результате они, вероятно, будут чувствовать себя неадекватными, потому что не смогли оправдать ваших ожиданий.
Исследования показали, что мозг работает по-разному под воздействием угрозы получить наказание или лишиться вознаграждения. Находясь под этой угрозой, мозг реагирует усиленным притоком крови к его жизненно важным центрам и сниженным притоком крови к центрам более высокого уровня — мыслительного. Когда мозг работает в режиме выживания, он становится менее способным планировать, сравнивать образы, получать информацию, проявлять творчество, классифицировать данные и решать проблемы. Большинство из нас уже знают, что это такое — ограниченный приток крови; мы испытывали это во время экзаменов в средней школе или в колледже. Мы судорожно искали в своем разуме ответ, который мы накануне точно знали, но ответ не приходил. А как только мы сдавали тест и выходили из помещения, освободившись от внутреннего давления, ответ как пробка выскакивал из нашей памяти. Дети, находясь под угрозой, делают выбор, на который их толкает биология. С течением времени этот подход формирует импульсивных людей, которые противятся изменениям; им не хватает способности решать проблемы конструктивно. Руководство на основе любви требует перехода от методики наказаний и вознаграждений к методике принятия последствий, чтобы помочь детям учиться на собственных ошибках.
УЧИТЕСЬ НА СВОИХ ОШИБКАХ
Вы действительно приняли концепцию, что ошибки — это благоприятные возможности для обучения? Вспомните последнюю ошибку, которую вы, по вашему мнению, совершили. Возможно, она была совсем незначительной, но вам она представлялась огромной. Как вы справились с ней? Вы говорили себе: «Я совершил(ла) ошибку. Чему она может научить меня? Как мне стать лучше?» Или ваш разум вертелся вокруг вашей никчемности: «Как я могла это сделать? Я просто чудовище. Это моя вина». А может, у вас были мысли о несоответствии других людей: «Ему следовало бы рассказать мне. Как-никак мы друзья. Я бы никогда ни с кем так не поступила».
И наоборот, когда вы чувствуете, что сделали что-то правильно, вы смотрите на себя как на человека стоящего и достойного любви? Как, по-вашему, мы учимся этим внутренним диалогам, в которых бичуем себя, — бьем себя по голове за свои ошибки или мудро поднимаемся над собой и смотрим на промахи как на достижения? Вероятно, вы думаете, что такое поведение заложено в человеке природой, но это не так. Это заученная модель поведения. Мы приобрели систему ценностей, в которой приняли установки чувствовать себя хорошо, если считаем себя правыми, и плохо, если считаем себя неправыми. Руководствуясь этой системой, мы регулярно вступаем в борьбу сил («кто кого») в отчаянных попытках отстоять свою правоту, потому что мы всегда хотим быть правыми. Быть неправыми слишком болезненное чувство. Вот вам ментальный образец: когда вы ублажаете других, это вызывает у вас приятное чувство, что вы хорошие, а когда вы огорчаете кого-то, вы чувствуете себя плохими. Эту систему мы передаем и своим детям.
Это заложено вчеловеке природой — чувствовать себя плохо, когда делаешь ошибки, и хорошо, когда чего-то достигаешь. Мы заучиваем эту умственную установку.
Вознаграждения и наказания, с помощью которых большинство взрослых обманывают своих детей, в сущности, мешают им учиться на собственных ошибках. Родители должны помочь детям вести себя подобно ученым, изучающим собственное поведение. Достиг ли ребенок желаемого результата? Если нет, то какие еще стратегии он мог бы применить в следующий раз в подобной ситуации? Дети могут научиться исследовать свое поведение и производить изменения до тех пор, пока не будут достигнуты их истинные цели. Дети начинают осознавать свои действия, а затем и нести за них ответственность. С этим осознанием они чувствуют себя сильными, повышается их эмоциональный уровень, и они извлекают уроки из своих ошибок. Наказания; и вознаграждения основаны на суждении, а последствия — на отражении.
Родители должны помогать детям вести себя подобно ученым, изучающим собственное поведение.
НАМЕРЕНИЕ: КЛЮЧ К УСПЕХУ
Навык применения последствий при работе с детьми приходит от силы намерения. Ваше намерение сказать о последствиях будет определять их эффективность. Сила намерения напоминает нам об использовании моментов конфликта как благоприятных возможностей научить, а не наказать.
Все мы наблюдали последствия нашего поведения. Каждому случалось переедать или слишком много выпить. Последствия могли быть весьма неприятными, тем не менее большинство из нас повторяли этот образ поведения. Однако в другие моменты мы действительно учились на пережитом опыте, обещая себе: «Я никогда не сделаю этого снова». И следовали взятому обязательству.
Что же определяет — изменим мы образ поведения или будем повторять свои ошибки? Ответ заключается в наших намерениях. Когда мы навязываем себе последствия с намерением наказать или быть снисходительными, мы блокируем нашу способность отражать и познавать. Взамен эти типы намерений вызывают шквал вины. А вина может быть направлена на нас самих или на других людей. Обвинения блокируют позитивное изменение, потому что ваше внимание сосредоточивается на поиске ошибки, а не решения.