Это требует практики, но оно того стоит
Недавно меня посетила одна мать, которую я обучала использованию семи основных дисциплинарных навыков. Она обняла меня и сказала: «Благодарю вас! Вы спасли жизнь моей дочери». Одна из близких подруг ее дочери-подростка погибла в автомобильной катастрофе, и дочь этой женщины ужасно горевала в связи с этой утратой. Мать рассказала мне, что еще до того, как она начала заниматься у меня, она пыталась направить эмоции девушки с помощью таких фраз: «Я знаю, тебе плохо, но скоро ты почувствуешь себя лучше. Вспоминай только лучшее время, проведенное вместе, и займись каким-нибудь делом». Мать испытывала глубокое чувство благодарности за то, что научилась принимать горе дочери по мере его нарастания и смогла помочь девушке почувствовать и справиться со своими эмоциями. Благонамеренные родители другой подруги погибшей девочки всячески старались утешить свою дочь. Но, как это ни печально, она покончила жизнь самоубийством. Мать, которую я обучала, призналась мне: «Хотела бы я, чтобы у нее была такая мама, как вы. Она была бы жива». Сила сопереживания феноменальна.
НЕТ МОМЕНТА, ПОДОБНОГО НАСТОЯЩЕМУ!
Начните прямо сейчас использовать навык сопереживания. Применяйте его, когда ваш ребенок расстроен, чтобы помочь ему почувствовать, что его поняли, и таким образом он будет более склонен к сотрудничеству с вами. Сопереживание, подобно всем семи основным дисциплинарным навыкам, используется в сочетании с каким-либо другим навыком. Как только вы предложите ребенку сопереживание, вы сможете затем установить границы дозволенного или предложить принятие последствий. Потренируйтесь, выполняя следующее:
♦ Почувствуйте свои эмоции. В какой части тела зарождается гнев? Как вы его ощущаете? Где вы чувствуете грусть, радость или волнение? Как вы ощущаете их?
♦Примите свои чувства и выразите их, закончив следующее предложение: «Я чувствую ».
Заполните пробел соответствующим словом.
♦ Поймайте себя на том, что говорите «Я не должна
чувствовать_____________ «, и замените это предложение другим: «Я чувствую , и это нормально».
♦ Выражайте сопереживание расстроенному ребенку с помощью обратного отражения того, что вы видите, слышите и что, как говорят ваши чувства, чувствует он. Не судите. Просто опишите.
♦ Прислушайтесь к мыслям и эмоциям ребенка, не пытаясь их изменить. Ваш ребенок способен измениться, если вы покажете ему зеркальное отражение его поведения.
♦ Отделяйте неуважение от неповиновения. Для этого сделайте два глубоких вдоха и, используя силу принятия, скажите себе: «Этот момент таков, каков он есть». Затем спокойно отреагируйте на ребенка, потерявшего контроль над собой.
Принятие последствий: учите детей анализировать
Ошибки
Недавно, когда я заметила, что мои любимые джинсы становятся мне тесны, я решила выполнять больше физических упражнений и придерживаться здорового рациона питания. Я соблюдала этот новый режим в течение двух недель, а потом, испытывая чувство гордости за свою стойкость, вознаградила себя новой парой брюк. Но вскоре после этого очередная деловая поездка нарушила мою здоровую диету, и джинсы (как новые, так и старые) снова стали мне тесны.
Я немедленно начала заниматься самобичеванием, ведя постоянный внутренний диалог, направленный на выявление моей вины. Я говорила себе: «Ну почему я такая тупица? Никогда ничего не довожу до конца. Я заслуживаю того, чтобы быть ожиревшей и мерзкой». Я чувствовала вину за то, что скатилась на прежние позиции, и считала себя неудачницей. За эти несколько недель я повторила все уроки детства относительно вознаграждений и наказаний. Так, следуя моему плану, я вознаградила себя новыми джинсами, а потерпев неудачу, наказала себя, то есть устроила себе головомойку в виде внутреннего диалога. Но ни вознаграждение, ни наказание не оказались эффективными стимуляторами, чтобы возобновить здоровый образ жизни. Применив метод отражения, я поняла, что в действительности вознаграждения и наказания никогда не помогали мне ни учиться, ни расти.
Наказания и вознаграждения — это последствия, которые родители часто используют, пытаясь манипулировать действиями детей. Родители иногда приравнивают наказания и вознаграждения к дисциплине. У одной женщины, с которой я занималась, был очень агрессивный ребенок. И я показывала ей, как научить сына общаться с помощью слов, а не кулачков. Выслушав меня, она сказала: «Я могу сделать это. Но тогда каким образом он получит наказание?» Многие родители считают, что от ребенка ничего не добьешься и ничему его не научишь, если не будешь наказывать. Такие родители часто используют вознаграждения и наказания, исключая все другие дисциплинарные стратегии.
Разве вам не кажутся знакомыми некоторые из этих фраз: «Закончи домашнюю работу сразу же после школы, или вечером не будет никакого телевизора». «Какой прекрасный табель успеваемости! Каждая пятерка стоит 2 доллара. А каждая четверка — 1 доллар». «Ты ведь знаешь, что нельзя бить брата. Отправляйся в свою комнату на 10 минут».
Вознаграждение или наказание основано на суждении взрослого о поведении ребенка — «хороший» он или «плохой», — после чего ему выдается что-то хорошее или плохое как выражение этого суждения. Когда взрослые регулярно полагаются на вознаграждения или наказания, дети попадают в зависимость от их суждения как основы моральных решений самих взрослых. Вознаграждения и наказания укрепляют концепцию контроля над другими. Дети вырастают, сосредоточиваясь на том, чего требуют от них окружающие, и что они, в свою очередь, будут требовать от других. Многие родители удивляются, когда узнают, что последствия могут принимать иные формы, не только вознаграждений и наказаний. В этой главе вы узнаете, как перейти от применения наказаний и вознаграждений к другим формам последствий.
Последствия помогают детям подумать о действии их выбора и сделать заключение о мудрости того или иного решения. На этом строится ответственность — способность реагировать исходя из ситуации. Последствия могут принимать форму естественных последствий, навязанных последствий или решений проблемы. У детей, которые проходят через эти последствия, развивается собственный внутренний компас в направлении морального образа жизни.