Куда вы направляете свет вашего фонарика?
Вспомните силу внимания (то, на чем вы сосредоточиваетесь, вы и получаете в наибольшей мере) и укрепляйте ее в себе и в других. Похвала подобна включению электрического фонарика в темной комнате: те места, на которые вы направите луч света, указывают на то, что вы цените. Если вы сосредоточиваете внимание детей на том, что они должны быть хорошими, то вы учите их ублажать других, чтобы чувствовать себя достойными их внимания. Ваша же цель — вызвать у детей чувство, что они особенные. А чтобы чувствовать себя особенными, они должны превосходить других. Это создает ориентацию «лучше чем/хуже чем». Отучая ребенка от осознания, что он такой, как все остальные, и приучая его считать себя особенным, мы тем самым можем разорвать его естественную связь со сверстниками. Разве вы не удивлялись, почему подросток с самыми высокими отметками, или пользующийся наибольшей популярностью, или обладающий исключительными лидерскими способностями, или у которого очень хорошие родители, чувствует себя таким изолированным от мира, что совершает самоубийство, чтобы избавиться от боли одиночества?
Но если вы выделяете сильные стороны детей, вы учите осознавать свои способности. Если вы одобряете их вклад в общее дело, вы учите их тому, как важно делиться своими дарованиями. Одобрение, основанное на силе единства, напоминает нам о том, что люди должны объединяться друг с другом и делиться своими достижениями. Объединяясь, дети познают, что все мы связаны между собой. Дружеская взаимосвязь — очень ценное качество.
Ниже я предлагаю несколько примеров того, что вы можете заметить в своем ребенке, наряду с примерами, как это сделать. Читая их, отметьте, как начинаются фразы, описания и рефрен, если таковой имеется. (Запомните: рефрен произвольный.)
♦ Замечайте сильные стороны вашего ребенка.Обращайте на них его внимание.
«Эшли, ты хорошо решил задачу. Это потребовало организационных навыков. У тебя они есть».
«Ай да ты! Ты сама ешь ложкой!»
«Во время игры я заметил, как ты следишь за мячом, когда ловишь его и когда бросаешь. Великолепная игра!»
♦ Отмечайте усилия ребенка, прогресс и достижения. Обращайте на это его внимание.
«Ты работал над этим заданием всю неделю. Ты вложил в это массу времени и сосредоточенности».
«Ты сделала это. Ты сразу стала важной персоной. Здорово!»
«Ты повесила на вешалки всю одежду, которая была разбросана по полу. Могу поспорить, это создало дополнительное свободное пространство в твоей комнате».
♦ Отмечайте поступки ребенка по отношению к другим людям. Публично освещайте эти поступки.
«Кейси, ты держала дверь открытой для бабушки. Ты оказала ей помощь».
«Ты предложил Молли пирожное. Это благородно».
«Ты тихонько играла и позволила маме и папе поспать немного дольше. Это было очень тактично».
Если вы хотите, чтобы ваши дети были добрыми, заботливыми, отмечайте их полезные поступки и вслух говорите об их значении. Это можно делать по-разному. Вот несколько предложений, но желательно, чтобы вы сами включили воображение и придумали собственные варианты.
♦ За обедом найдите время, чтобы каждый член семьи поделился тем полезным, что сделал в этот день.
♦ Прикрепите на холодильник листик бумаги, на котором напишите:
«Я заметила (заметил)___________ ».
Каждый член семьи, который заметит хороший поступок, может внести его в этот список или попросить кого-нибудь сделать это вместо него. А перед сном вся семья, собравшись вместе, может прочесть эти полезные вложения в общее дело. о Раз в неделю (или раз в месяц) устраивайте приятный семейный вечер и играйте в «шарады доброты». Члены семьи могут обыгрывать добрые дела, которые были сделаны для них другими, а остальные пусть попытаются отгадать, кто был этот добрый человек.
Здесь приводится основная формула, которую вы можете использовать, чтобы отмечать добрые и обдуманные поступки своих детей:
«Ты_____________ (опишите действия ребенка). Это очень хороший поступок».
Если вы будете делать это регулярно, то привыкнете сами и приучите своих детей отмечать позитивные аспекты нашего мира. Точно так же как вы показываете ребенку, который учится говорить, предметы и называете их («Ложка. У мамы есть ложка»), вы должны называть и полезные поступки детей. Когда ребенок научится говорить «ложка», улыбнитесь. А когда ваш ребенок вырастет и станет искренним и сострадательным человеком, вы (и весь мир) почувствуете, что он — истинное благословение.
Отмечайте в ребенке готовность к дружескому взаимодействию, после того как вы установили границы. Устанавливайте границы взаимодействия для своего ребенка посредством утвердительного приказания или двух вариантов позитивного выбора (вы ознакомились с этими навыками в главах 4 и 5). Если ваш ребенок выбирает повиновение, отметьте его выбор, перечислив поступки.
Вот несколько примеров:
Убери со стола. Мама подходит близко к Кэри, ждет, пока девочка посмотрит на нее, а затем говорит: «Кэри, убери свои тарелки со стола и сложи их в раковину». Кэри аккуратно собирает тарелки стопкой, чтобы отнести их в раковину. Мама замечает это и одобряет ее действие словами: «Вы только посмотрите! Ты сложила посуду так аккуратно, чтобы отнести ее в раковину. Это очень разумно». (Если вам нужно добавить некоторую форму суждения, используйте такой рефрен, как «Молодец!». Хотя лучше всего, чтобы рефрен стоял впереди фразы.)
Поход в магазин. Эмили увлеченно играла со своей куклой Барби. Папа присел на корточки возле нее, чтобы привлечь внимание дочери, но она продолжала играть. Когда папа подвинулся ближе, Эмили посмотрела на него и между ними установился зрительный контакт. Тогда папа сказал: «Пора ехать в магазин. У тебя есть выбор: ты можешь взять с собой Барби или оставить ее здесь. Что ты выбираешь?» «Я возьму ее с собой», — ответила Эмили. Отец тут же отметил ее реакцию: «Ты быстро приняла решение. Значит, я поеду с двумя девочками. Мне повезло!»