Кому вы передаете свою силу: ваш собственный выбор
В основном родители отдают свою силу первенцам И тем детям, которые не пытаются злоупотреблять их властью. Когда вы говорите первому ребенку: «Не вынуждай меня повторять тебе это!», он тут же исправляется и старается снова завоевать вашу любовь и одобрение. Следующие за ним дети часто реагируют иначе. Когда один из родителей говорит: «Ты заставляешь меня сердиться, так что веди себя хорошо», он принимает эту информацию и начинает экспериментировать, как бы проверяя: «Если это заставило маму злиться, то что могло бы заставить ее плакать?» Когда вы отдаете свою силу детям, вы никогда не знаете, какой будет их реакция.
Ниже я привожу несколько фраз, обычно используемых родителями, которые отдают свою силу детям:
- «Не вынуждай меня снова говорить тебе это».
- «Не доводи меня до крайности».
- «Посмотри, до чего ты довела свою маму (сестренку, подружку)».
- «Не заставляй меня наказывать тебя».
- «Ты испортила эту игрушку».
- «Не могу поверить, через что заставляет меня пройти этот ребенок!»
Большинство из нас выросли под эти фразы, и спустя годы, после постоянного получения таких сообщений, мы ведем себя неадекватно. Но если мы главенствовали над своими родителями, то почему не смогли сделать их счастливыми? Почему мы не смогли заставить их ладить друг с другом? Почему мы сами не смогли стать лучше и изменить все вокруг? Конечно, причина в том, что в действительности мы никогда не играли в семье главенствующей роли. Просто наши благонамеренные родители посылали нам ложные сообщения.
Прежде чем вы сможете предложить своим детям такой выбор, который вдохновлял бы их, вы должны сначала сами научиться делать выбор. Вот несколько рекомендаций нам в помощь:
1. Однажды откажитесь от позиции «я не знаю» и «мне все равно». Эти слова позволяют вам избегать необходимости принимать решения. Поступайте так, как если бы вы знали, что делать. Если подруга спрашивает, куда бы вы хотели пойти пообедать, четко выскажите свое мнение: «Я предпочла бы китайскую кухню».
2. Преобразуйте слова «следовало бы» в «могла бы», а затем сделайте выбор. Когда вы услышите, что говорите «Мне следовало бы убрать в комнате», поймайте себя на этих словах, сделайте выбор и вместо этого скажите: «Я могла бы убрать в комнате». А потом решите, будете вы это делать или нет. Никаких «следовало бы», «нужно бы» — только выбор. Начинайте с выбора и принятия на себя обязательства.
3. Измените свою речь — вместо слов «не заставляй меня» предлагайте выбор. Используйте силу доброй воли, чтобы напомнить себе, что вы хозяин над своими чувствами, мыслями и действиями. Вместо того чтобы говорить: «Не вынуждайте меня останавливать машину», говорите: «Я остановлюсь и подожду, пока вы пристегнете ремни». Вместо того чтобы сказать «Вы доведете меня до бешенства», скажите «Я чувствую себя ужасно. Сегодня слишком много всего произошло». А затем твердо скажите своим детям, что они должны сделать: «Ты сиди здесь, а ты там, пока я соберусь с мыслями».
ДИСЦИПЛИНА НА ОСНОВЕ ДВУСТОРОННЕЙ ПОБЕДЫ ДАЕТ ДВА ПОЗИТИВНЫХ ВЫБОРА
Маленькие дети, у которых развивается чувство самостоятельности, часто нуждаются в самоутверждении, когда слышат приказание взрослого, которое может привести к желанию воспротивиться. Вместо того чтобы отдавать утвердительное приказание, вы можете предложить ребенку два приемлемых варианта выбора. Эти варианты позволят ему подчиниться вам, в то же время оставляя за ним последнее слово. Предлагая ребенку два позитивных выбора, вы помогаете ему сделать следующее:
¨ Уделить внимание задаче, которую вы считаете важной.
¨ Подчиниться вашим желаниям.
¨ Научиться навыкам принятия решений и ценности обязательства.
¨ Почувствовать прилив сил и таким образом уменьшить борьбу сил («кто кого»).
¨ Перенаправить его поведение и научиться контролировать свои побуждения.
¨ Установить и поддерживать самоконтроль.
ЛОЖНЫЙ ВЫБОР
Когда я начинаю обсуждать с родителями тему выбора, они часто смотрят мне в глаза, как бы говоря: «Да мы знаем, что такое выбор. Давайте перейдем к какой-нибудь новой теме». Они не понимают, что не смогли использовать возможности выбора позитивно.
Большинство из нас воспитывались на том, что я называю ложным выбором. «Или ты сейчас уберешь игрушки, или не жди ничего хорошего». «Либо ты пойдешь спать, либо я никогда больше не позволю тебе смотреть эту передачу». Я называю такого рода выбор ложным, потому что родитель предоставляет один предпочтительный (хороший) вариант, а второй — негативный (плохой) вариант с намерением вынудить ребенка повиноваться. В примере с Джейн и Марой Джейн предложила дочке два позитивных выбора относительно того, как выбраться из ящика. Она направила внимание Мары на решение необходимой задачи. Джейн могла сказать дочке: «Либо ты оденешься, либо будешь наказана», но ее решение предложить два позитивных выбора позволило и ей самой, и девочке почувствовать себя комфортно.
Когда вы предлагаете ложный выбор, вы тем самым вынуждаете ребенка поверить в то, что когда он думает, чувствует или делает выбор не так как вы, это значит, что он плохой, поступает неправильно или неуважительно. Другим способом предоставить ребенку ложный выбор являются слова родителей, ставящие его в положение ответственного над ситуацией, которой он в действительности не управляет. «Надень пижаму, ладно?», «Ты могла бы одеться?», «Дай мне закончить с посудой, и тогда я помогу тебе», «Так мы пойдем сейчас за покупками?». На самом деле родители не хотят, чтобы дети сами устанавливали время, когда им нужно ложиться спать; решали, одеваться им или нет; определяли график повседневных дел. Ложный выбор создает иллюзию контроля — когда кажется, что на одного человека возлагается ответственность за другого. Это разрушает право на проявление доброй воли. Эта иллюзия рассыпается а прах, когда ваш ребенок ведет себя не так, как, по вашему мнению, он должен был себя вести, и тогда вы угрожаете ему наказанием. Родители, которые предлагают ложный выбор, боятся сказать или просто не знают, чего они действительно хотят. Этим родителям не хватает навыка утверждения (см. главу 4).