Выбор: развитие самоуважения
Джейн хотела научить свою дочку Мару самостоятельно одеваться по утрам, чтобы они обе могли выйти из дому в хорошем настроении и вовремя. После завтрака Джейн зашла в комнату Мары, наклонилась над ней, ожидая, когда девочка посмотрит на нее. Затем Джейн утвердительным тоном отдала приказание: «Сложи свои игрушки в коробку и оденься». При этом Джейн указывала на коробку и на игрушки, так как бессловесные жесты помогали малышке быстрее усваивать слова. Затем Джейн подождала, пока Мара начнет складывать игрушки, чтобы похвалить ее за то, что она сделала правильный выбор — подчинилась приказанию. Как только Джейн показалось, что девочка сосредоточилась на своей задаче, она вышла из комнаты, чтобы закончить одеваться самой.
Через пять минут Джейн пошла проверить, как обстоят дела у Мары. Малышка выгрузила игрушки из коробки и сидела в ней сама, голенькая. С глубоким вздохом Джейн повторила про себя, чего она добивается от Мары, и предложила ей два варианта позитивного выбора: «Мара, у тебя есть выбор. Либо ты вылезешь из коробки и наденешь рубашку, либо вылезешь из коробки и наденешь штанишки. Что ты выбираешь?» Мара начала вылезать из коробки, говоря: «Сначала штанишки».
Сделав такой выбор, Мара почувствовала в себе силы, чтобы предпринять действие. Она направила свою волю и обуздала желание продолжать играть. Предложить два варианта позитивного выбора — превосходный навык в вашем родительском арсенале. Этот навык идет от силы доброй воли и напоминает нам о необходимости оказывать сопротивление соблазну — пытаться воздействовать на разум детей. Он как бы просит нас признать добрую волю других и выстраивать ситуации, в которых дети с большей вероятностью пойдут на дружеское взаимодействие с нами. Когда дети чувствуют себя свободными в выборе, они усваивают важный урок — принять на себя обязательства.
ИГРА В ПОРИЦАНИЕ
Каждый момент мы принимаем решения. Однако мы часто обвиняем других в том выборе, который должны были сделать сами. «Он заставил меня сделать это!» — кричит девочка. «Не заставляй меня снова говорить тебе об этом», — предупреждаете вы. «А теперь посмотри, что ты вынудил меня сделать, — я пропустила очередь!» — говорит мать. Эти примеры показывают, какие слова мы используем, когда хотим оправдать свою реакцию на какую-нибудь внешнюю ситуацию или на другого человека. Большую часть времени мы действуем на автопилоте, забывая, что сами отвечаем за свои решения.
В сущности, это тоже наш выбор — забыть, что мы сами решаем, как нам поступать. Кажется, что жизнь складывается сама по себе. Разве у вас не было случаев, когда вы горестно восклицали: «У меня сегодня худший из дней!»? Но кто решает, как должен пройти у вас день? Разве день выбирает ваши мысли? А разве вы многократно не жаловались: «Сегодня ужасное уличное движение!»? Так оно действительно ужасное или просто на дорогах много машин? Дорожное движение по своей сути не может быть ужасным, но вы делаете выбор воспринимать его именно так. А выбирая это — видеть ситуацию ужасной, — вы автоматически начинаете злиться.
Когда вы считаете, что человек или событие вызывают у вас негативные эмоции, вы тем самым позволяете этому человеку или событию главенствовать над вами.
Недавно я остановилась в одном хорошем отеле в Чикаго, в номере на 36-м этаже. Как-то утром я поднималась в лифте с женщиной, которая была раздражена тем, что лифт все время останавливался. Она сделала такой выбор — злиться из-за того, что лифт останавливался, чтобы взять людей. Но лифты для того и существуют. Так почему она злилась? Почему мы отдаем свою силу лифтам, детям, супругам или разным организациям? Что такого привлекательного в жертвенности? Эти вопросы просто озадачивают меня.
Как только вы думаете, что ваш гнев или человек, а не ваше восприятие вызывает какое-то событие, вы отдаете им свою силу. Вы верите в то, что событие или человек сделал вас злым, счастливым, печальным или виноватым. Кого бы или что бы вы ни ставили главенствовать над вашими чувствами, вы позволяете им управлять вами. Вы теряете свою силу доброй воли всякий раз, когда думаете, что другие могут заставить вас действовать определенным образом или что вы можете заставить других вести себя так, как вы хотите.
Измените выбор, и вы перенаправите свою силу на самоконтроль. А в результате вы больше не будете винить других за свои действия. Если вы скажете: «Не заставляй меня отбирать у тебя эту палку», то тем самым вы отдаете свою силу ребенку. Вы уже позволили ребенку властвовать над собой, говоря ему, что он заставляет вас реагировать определенным образом. Но вы можете восстановить свою силу, признав, что ваши чувства и действия созданы вашей доброй волей. Перенаправляя свою силу, вы перенаправляете также и ответственность и, в свою очередь, создаете для своего ребенка модель и того, и другого. Вы могли бы затем сказать: «Если это твой выбор — тыкать Джордана палкой, я отниму ее. Или можешь играть с ней в одиночку. Что ты выбираешь?» Говоря это, вы продолжаете контролировать ситуацию и посылаете сообщение своему ребенку о том, что у вас есть свой выбор, а у него — свой. Вы использовали силу доброй воли (единственный человек, которого вы можете заставить измениться, это вы сами) и создали модель, как разумно направлять и использовать свободную волю. Вы сообщили своему сыну понятную для него информацию.
В этой главе мы покажем вам, как использовать выбор в качестве дисциплинарного навыка, укрепляя чувство самоуважения и силу воли ваших детей. Помогая детям делать выбор, вы научите их, что нужно предпринимать, чтобы получить желаемые результаты. Вы будете учить их такой ценности, как обязательство.