Самосознание: быть вежливым и уважительным
В детстве мы усваиваем указания относительно поведения в обществе, правила «хорошего, вежливого» поведения в противоположность «грубому, плохому» поведению.
В юности мы узнаем, какими мыслями и чувствами следует делиться, а какие нужно скрывать. Мы впитываем эти правила, перенимая их у родителей и других людей.
Иногда трудно — но тем более важно — помнить, что эти правила не высечены на камне. Мы можем их изменить, если решим это сделать. Чтобы помочь вам более осознанно относиться к некоторым убеждениям, которые могут заблокировать ваши усилия в направлении приобретения навыка утверждения, сделайте упражнение.
Прочтите список убеждений, перечисленных в колонках А и Б. Просмотрите утверждения в колонке А. Наверняка они напоминают вам правила, которые вы заучили в детстве и которые продолжают оказывать на вас влияние. Степень вашей эмоциональной реакции относительно идей, выраженных в колонке А, отражает то, как часто вы полагаетесь на пассивно-агрессивную модель поведения. Степень, в которой вы идентифицируете варианты поведения, перечисленные в колонке Б, показывает, насколько вы владеете навыком утверждения.
Колонка А Пассивно-агрессивные убеждения | Колонка Б Утвердительные убеждения |
♦ Следует иметь соответствующую реакцию на каждую ситуацию. | ♦ Вы имеете право на ошибки. |
♦ Ошибки позорны, особенно если задевают чьи-то чувства. | * Ошибки, а не совершенство являются особенностью любого человека. |
♦ Это эгоистично — ставить на первое место собственные потребности. | * У вас есть право иногда ставить себя впереди других; это формирует ответственность. |
♦ Вам не следует занимать время других людей своими проблемами; у них тоже есть свои проблемы. | * Вы имеете право попросить о помощи и эмоциональной поддержке. Это и другим дает возможность попросить вас о помощи и поддержке. |
♦ Если кто-то попал в беду, помогите этому человеку. | ♦ У вас есть право не брать на себя ответственность за проблемы других людей. |
♦ Если вы не можете убедить других в том, что ваши чувства и мнения разумны, значит, ваши чувства и мнения ошибочны. | ♦ Вы можете думать то, что хотите, испытывать любые чувства и принимать их как вполне законные независимо от реакции других людей. |
♦ Вы должны интуитивно угадывать потребности и желания других. | ♦ Вы не должны думать, что от вас ожидают сверхъестественной способности читать мысли или отгадывать потребности и желания других людей. |
♦ Всегда старайтесь приспособиться к другим людям, чтобы им понравиться. | ♦ У вас есть право говорить «нет». |
♦ Вы всегда должны быть логичны и последовательны. | ♦ У вас есть право изменить собственное мнение. |
♦ Знать, что вы сделали что-то хорошо, уже и есть награда. Люди не любят задавак и выскочек. | ♦ У вас есть право получить признание за свою работу и достижения. |
♦ У вас всегда должно быть веское объяснение того, что вы говорите, чувствуете и делаете. | ♦ Вам не нужно оправдываться перед другими и защищаться. |
♦ Если вас критикуют, значит, вас отвергают как «недостаточно хорошего». | ♦ У вас есть право услышать другое мнение и отбросить то, что не представляет для вас ценности. |
А сейчас выберите два убеждения из колонки А, от которых вы хотели бы избавиться, а из колонки Б — два убеждения, которые вы хотели бы усвоить.
Держите их в памяти, когда будете читать следующие разделы.
КАК ВЫ ВЕДЕТЕ СЕБЯ - ПАССИВНО, АГРЕССИВНО ИЛИ УТВЕРДИТЕЛЬНО?
Первый шаг в направлении приобретения навыка утверждения — научиться различать утвердительную, агрессивную и пассивную речь или действие. Запомните: пассивность является как бы преддверием агрессивности; агрессивность порождает агрессивность, а утверждение растворяет ее. Примите решение следить за тем, как вы в последнее время разговариваете с собой (мысленно) и с другими (вслух). Осознание этого является первым шагом к изменению.
Пассивность предшествует агрессивности. Агрессивность порождает еще большую агрессивность. Утверждение растворяет агрессивность. |
Пассивность
Цель использования навыка утверждения — получение ясной картины. Когда мы общаемся с людьми с позиции пассивности, целью является не ясность, а ублаготворение других. Речь и действия пассивного человека как бы несут в себе постоянную просьбу: «Одобрите мои действия, любите меня». Пассивный родитель подстраивается под желания своих детей и может даже умолять их вести себя хорошо. И в процессе этого он отдает им свою силу. Сила человека — это его способность воздействовать на внешний мир. Пассивные люди отказываются от этой способности, доверяя принятие решений другим людям. «Где бы нам поесть?» — вот одно из пассивных сообщений, которое жена посылает своему мужу. Мать, которая говорит: «Позволь мне отложить это на потом, солнышко, а после мамочка поговорит с тобой», просит у ребенка разрешения продолжать болтать по телефону.
Перекладывая ответственность на других, пассивный человек уклоняется от любого обвинения, если что-то пойдет не так.
Пассивные люди жаждут быть совершенными, чтобы нравиться всем. Они редко выражают свои желания открыто из страха, что эти желания могут оказаться «неправильными». Вместо этого они говорят намеками: «Разве это не было бы прекрасно, если бы семья могла поесть вместе?» Иногда они говорят то, чего не хотят: «Я не хочу добавлять к этой ужасной статистике еще одну семью, в которой супруги не разговаривают». Они предпочитают задавать вопросы вместо утверждений: «Разве ты не считаешь, что для нас важно обедать вместе?»
Если вы передаете свою силу детям, то обычно надеетесь, что дети возьмут эту силу и сделают правильный выбор — поступать «хорошо». Если же они не ведут себя так, вероятно, вы чувствуете разочарование, и это часто порождает агрессивность — отсюда и упомянутые выше «качели» от пассивного поведения к агрессивному.
Сьюзен, мать троих детей, объявила им, что скоро все они пойдут выполнять поручения. «Мне нужно, чтобы вы сотрудничали со мной. Вы хотели бы быть полезными?» — спросила она. Старший сын Син начал хныкать: «Я не хочу идти. Разве я не могу остаться дома один? Другие дети моего возраста остаются. Ты обращаешься со мной как с младенцем, а это несправедливо». И он в гневе стал вышагивать взад-вперед по комнате. Сьюзен сказала сыну: «Ты не младенец, ты самый старший. Разве ты не можешь просто помочь мне? Мы поговорим о том, чтобы остаться дома одному в другой раз, ладно?» Син начал клянчить: «Мама, ну пожалуйста!» Наконец Сьюзен сдалась: «Хорошо, но только сегодня».
Затем Сьюзен повернулась к младшим детям и спросила: «А вы готовы идти?» Тут она заметила, что Амбер только что сняла туфли, села и рисует. Расстроенная, Сьюзен спросила: «Ну зачем ты сняла туфли? Разве ты не слышала, что я сказала? Мы сейчас уходим. Можешь ты их снова надеть? Не начинай это сегодня, ладно?» Проигнорировав слова матери, Амбер продолжала рисовать. Кипя от гнева, Сьюзен закричала: «Амбер, перестань рисовать! Не вынуждай меня ставить тебя в угол!» Амбер продолжала рисовать. Сьюзен бросила еще несколько пустых угроз: «Я тебя предупреждаю», «Это нехорошо», «Почему ты это делаешь?».
Так Сьюзен продемонстрировала почти все формы поведения пассивного родителя:
♦ Вы просите ребенка выполнить смутную, неопределенную задачу. Например, Сьюзен спросила: «Вы хотели бы быть полезными?» Пассивные родители часто говорят: «Попытайтесь быть хорошим»; «Постарайся убрать в комнате».
♦ Вы задаете вопросы о поведении своего ребенка, который не может понять, чего вы от него хотите. Сьюзен жалобным голосом вопрошает: «Ну зачем ты сняла туфли?» Другой родитель мог бы спросить: «Где тебе следовало бы находиться?» или «Разве это было хорошо?»
♦ Вы не придерживаетесь навыка последствий и подстраиваете свой распорядок дня и события под желания ребенка. Сьюзен подстроилась под Сина, уступив его нытью. Другим общепринятым пассивным подходом является такой: «Но если ты еще один раз сделаешь это, получишь взбучку!», а спустя пару минут: «Предупреждаю тебя — еще один раз и...»
♦ Вы отдаете свою силу ребенку, уступая ему главенствующую роль. Сьюзен сделала это, спросив: «Вы готовы идти?»
♦ Вы обвиняете ребенка за свои действия и за то, что вы злитесь. Например, вы говорите: «Не заставляй меня приводить тебя в чувство!» или «Ты выводишь меня из терпения». Сьюзен же сказала: «Не вынуждай меня ставить тебя в угол».
♦ Вы предоставляете детям выбор, когда его не существует. Например, вы говорите: «Ты можешь залезть в машину и пристегнуть ремень безопасности?» Сьюзен использовала подобный подход: «Ты можешь надеть туфли?»
♦ Вы игнорируете конфликт и надежде, что он каким-то магическим образом разрешится сам.
Своей речью и действиями Сьюзен учила детей, как обращаться с ней. Сьюзен позволяла детям управлять ею, ей не хватало самоконтроля, и неосознанно она создавала модель безответственности. Поскольку она отдала детям свою силу, ей трудно было снова обрести ее. Кроме того, она пыталась удовлетворить свою потребность — избежать расстройства — ценой потребности детей в полезной для них информации.
Агрессивность
Агрессивное общение имеет целью не прояснить, а победить, показать свою силу. «Победить» означает заставить другого человека делать то, что вы хотите. Например, показателем агрессивности отца является то, что он высказывает свои желания предложениями, которые начинаются с местоимения ты. Вместо того чтобы ясно сказать ребенку, что тот должен делать, пока он разговаривает по телефону, агрессивный отец может сказать: «Ты всегда прерываешь меня». «Ты» направляет внимание на другого человека, а не на проблему. Когда родитель делает замечание своему ребенку, вместо того чтобы осознать собственные чувства и мысли, он нападает. Если родитель говорит: «Ты причиняешь мне боль», ребенок чувствует, что на него нападают. Если же родитель говорит: «Мне больно», под этим не подразумевается нападение. А так как утверждения, основанные на местоимении «ты», сосредоточены на человеке, а не на проблеме, человек, воспринимающий информацию, обычно чувствует, что его реакция должна быть оборонительной. Между собой мы, взрослые, называем результативный обмен мнениями аргументом. В общении с детьми мы называем это «дерзить в ответ».