Как научить разрешать конфликт: реагируйте на потребности вашего ребенка
Ситуации, которыми можно воспользоваться, чтобы чему-то научить ребенка, возникают из его потребности разрешить конфликт. Они также состоят из четырех этапов. На первом этапе ваш ребенок хочет чего-то такого, чего у него нет, или он хочет, чтобы другие поступали не так, как они поступают. И то, что происходит, неприемлемо для него. Внешне недовольство ребенка обычно проявляется в форме брыканья, хныканья, жалоб или общего возбуждения.
На втором этапе ваша задача заключается в том, чтобы преобразовать эту неразбериху в обучение. Вы будете прилагать усилия, чтобы вместо сопротивления и недовольства получить дружеское взаимодействие. Наилучшим образом вы можете сделать это, используя навыки сопереживания и приписывания позитивного намерения. Овладев этими двумя навыками, вы можете перейти от конкретных требований вашего ребенка относительно того, чего он хочет и когда он этого хочет, к его потребностям более духовного характера: терпению, доброте, доверию и любви. Принимая перспективу ребенка и предлагая свое понимание, вы должны использовать семь навыков для самоконтроля, моделируя для этого силы, которые он в конце концов усвоит и будет использовать в течение всей жизни.
Ваши усилия создать атмосферу дружеского взаимодействия и момент обучения в целом будут вызывать одну из трех реакций ребенка:
¨ Он почувствует готовность научиться новому навыку или стратегии решения проблем, чтобы справиться с конфликтом наиболее приемлемым способом.
¨ Он будет оказывать сопротивление вашим попыткам создать момент обучения, и потребуется больше времени, чтобы он успокоился, прежде чем будет готов принять участие в решении данной проблемы.
¨ Он будет притворяться, что сотрудничает с вами, чтобы умиротворить вас, но в действительности не будет уделять внимание вашим поучениям.
Третий этап в попытке чему-то научить ребенка — это ваша реакция на его реакцию. Если ваш ребенок готов к тому, чтобы вы его поучили, вы должны показать ему, куда он может направить свои потребности. Например, если вы хотите, чтобы он спокойно поговорил со своим другом, вместо того чтобы бить его, вы должны подсказать конкретные слова. Делайте это, используя навыки утверждения или выбора. Если ребенок решит использовать эти слова, вы должны одобрить его выбор. Пробовать применять новые навыки рискованно — они будут для него чем-то непонятным. Чтобы измениться, детям нужна наша поддержка.
Если ребенок все же продолжает сопротивляться, здесь может помочь формула, которую я называю дать ему поостыть». Скажите: «Я вижу, ты не готов решить эту проблему сейчас. Дай мне знать, когда будешь готов, и я помогу тебе в этом». Если дети еще маленькие, вам нужно найти для разговора подходящее место.
Если ребенок притворяется, что он не прочь вступить в дружеское взаимодействие, значит, ему не хватает доверия. Ваш ребенок боится изменений и опасается потерять ваше одобрение. Изменение происходит с большей легкостью, когда любовь носит безусловный характер. Проводите больше времени со своим ребенком. Убедитесь, что в вашем списке дел его имя стоит в самом верху. Используйте силу единства, чтобы выстроить и укрепить дружеские взаимоотношения в вашей семье.
На четвертом, окончательном этапе обучения тому, как разрешить конфликт, вашему ребенку либо потребуется больше практики относительно навыков, которым вы обучаете, либо начать использовать эти навыки, либо он будет оказывать сопротивление обучению. Если вы повторно обучали своего ребенка какому-то навыку и у него, казалось, не было даже мысли его использовать, то в этом случае может помочь навык принятия последствий. Как бы то ни было, процесс продолжается. Всегда есть новые навыки, которым следует научиться. Ребенок, который вместо того, чтобы хватать игрушку, учится спрашивать: «Можно мне поиграть с твоей машинкой?» — должен затем научиться следующему, социально приемлемому навыку на тот случай, когда другой ребенок говорит в ответ на это «нет». Любой конфликт представляет еще одну благоприятную возможность чему-то научиться. Вот краткое обобщение четырех этапов обучения с целью разрешения конфликта:
Этап 1. Ваш ребенок хочет чего-то такого, чего у него нет, или хочет, чтобы другие делали что-то не так, как они делают. Обычно он расстраивается или совершает какой-нибудь проступок. Используйте семь сил для самоконтроля, чтобы сохранить спокойствие и служить ребенку моделью для подражания.
Этап 2. Вы создаете момент обучения, выявляя потребность (но не желание) ребенка путем использования навыков сопереживания и приписывания позитивного намерения. Ребенок реагирует на момент обучения при помощи одного из трех способов: изъявляет готовность научиться, противится обучению или притворяется, что учится.
Этап 3. Вы реагируете на реакцию ребенка. Если ребенок демонстрирует готовность, проявите твердость и научите его, что нужно делать, используя навык утверждения или выбора. Если он все равно сопротивляется, научите его, как успокоиться, и покажите, где он может это сделать. Если ребенок притворяется, что уступает, перестройте ваши взаимоотношения.
Этап 4. Ребенок реагирует на ваше обучение, активно осваивая этот новый навык или забывая использовать его. Если он имеет тенденцию забывать, навык принятия последствий поможет вам побудить его вспомнить.
КАК СЕМЬ ОСНОВНЫХ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАВЫКОВ СОГЛАСУЮТСЯ С АНАТОМИЕЙ «ДИСЦИПЛИНАРНОЙ СТЫЧКИ»
Однажды я находилась в своем офисе в университете во время регистрации. Вошла молодая мама, толкая перед собой легкую детскую коляску. Она хотела задать мне несколько вопросов. Вскоре вошла еще одна мать с трехлетним мальчиком. Малыш тут же подбежал к коляске с младенцем, радостно восклицая: «Бэби, бэби!» Казалось, он хочет взять ребенка на руки. Но тут мать младенца закричала: «Не смей! Ты можешь уронить ребенка!» (Ее внимание было сосредоточено на том, чего она не хотела.) Совсем разволновавшись, она стала отталкивать от коляски малыша, а ему еще больше хотелось взять на руки ее ребенка. Обе мамаши казались очень возбужденными, и я вынуждена была вмешаться. Подойдя к трехлетнему малышу, я спросила: «Ты хочешь поздороваться с бэби?» (Я приписывала событию позитивное намерение.) Он расплылся в улыбке. Тогда я продолжила: «Чтобы поздороваться с таким маленьким ребеночком, тебе нужно слегка почесать его пяточки, вот так». (Я сосредоточилась на том, что ему можно было сделать.) Я взяла его ручонку и помогла прикоснуться к ступням младенца. Малыш был в восторге от этого прикосновения. Его мать, уже закончившая то дело, ради которого пришла, спросила: «Ты готов идти?» (Она устанавливала границу пассивно, позволяя ребенку взять ситуацию под свой контроль.) Он упрямо ответил: «Бэби», показывая, что предпочел бы остаться. Тогда я сказала: «Чтобы сказать бэби «пока», прикоснись к его пальчикам». И показала ему, как это сделать. После чего добавила: «Дай другую свою руку маме, тогда твоя рука может сказать ей «привет»«. (Я использовала навык утверждения, вытекающий из силы внимания: то, на чем вы сосредоточиваетесь, вы получаете в наибольшей мере.) Его мать стояла неподвижно, пораженная тем, как все гладко получается. Наконец я сказала ей: «Возьмите сына за ручку, и желаю вам доброго дня».
А про себя я подумала: какие огорчения может приносить жизнь, если нет понимания основных навыков дисциплины! Во взаимодействии с мальчиком я использовала два дисциплинарных навыка: утверждения и приписывания позитивного намерения. Я использовала все силы самоконтроля: силу внимания, чтобы поддержать сосредоточенность на том, чего я хочу от него; силу принятия, принимая момент таким, каким он представился мне; силу намерения, рассматривая момент назревающего конфликта как благоприятную возможность чему-то научить, а не разрушить отношения. Помогая ребенку сделать выбор в направлении дружеского взаимодействия, я применила силу доброй воли, оказав сопротивление соблазну заставить трехлетнего ребенка прекратить его действия относительно младенца. Я использовала силу единства, присоединившись к желанию мальчика. А сила восприятия позволила мне овладеть собственной растерянностью и не перенести ее на мать. Наконец сила любви восторжествовала, так как я предложила ребенку навыки, основанные на любви, и укрепила доверие к себе. Я использовала данные навыки и силы сознательно. Надеюсь, и вы будете поступать так же.
«А ЧТО, ЕСЛИ...?»
Эта книга ведет и направляет вас на пути изменений, связанных как с вами самими, так и с вашими детьми. Большинство из нас боятся изменений, и наши страхи проявляются в виде сомнений. «А что, если я скажу эти слова, а они не подействуют?» «А что, если я поступлю, как вы предлагаете, а дети все равно будут драться?»
Как ни грустно, эта боязнь отражает дисциплину, основанную на страхе, которую мы испытали в своем детстве. Мы страшимся применить какой-нибудь новый навык, потому что не хотим наделать ошибок. Неосознанно и с самыми светлыми намерениями улучшить наше поведение, родители заставляли нас испытывать неприятные чувства. Сообщение, которое мы подспудно получали, говорило нам, что ошибки свидетельствуют о своего рода неадекватности, которая может помешать проницательности. Чтобы избежать этих чувств, многие из нас продолжали противиться изменениям, вместо того чтобы принять их. Однако для того, чтобы мы, как родители, могли развиваться и поступать правильно, должны происходить изменения. Но чтобы принять изменение, нам следует осознавать силу сомнений («а что, если...?»), которая питает нашу пассивность и вялость.
Скажем, я объясняю вам, как заменить спущенную шину. Я сказала бы, что нужно постараться дотянуть до обочины, когда автомобиль начало трясти. «А что, если поблизости нет подходящей обочины?» — возможно, спросили бы вы. Я могла бы ответить: «Тогда съезжайте на траву». «А что, если там грязь? Я могу увязнуть в грязи с этой спущенной шиной». Я могла бы посоветовать остановить какой-нибудь автомобиль и попросить о помощи. «А что, если водитель, который остановится, окажется насильником?» — спросили бы вы. Этот диалог мог бы продолжаться до бесконечности, и главная цель — научиться менять шину — была бы забыта. Ваши страхи не дали бы вам возможности ознакомиться с ценным навыком. Когда вы противитесь изменениям, чтобы избежать ошибок, вы избегаете жизни, и это отражает ту дисциплину, в которой вы были воспитаны. Для того чтобы измениться, вы должны отбросить свои страхи. Если же у вас возникнут сомнения, сделайте следующее:
♦ Сделайте глубокий вдох и расслабьтесь. Это позволит стереть то, что было запрограммировано в вашем разуме в прошлом. Чтобы начать путь к исцелению, вы должны отбросить сообщение «ты недостаточно хороший». Физическая релаксация
помогает сделать это.
♦ Осознайте свое беспокойство. Как только вы заметите, что говорите: «А что, если...», дайте себе волю почувствовать это беспокойство. Скажите: «Я чувствую беспокойство, но я в безопасности и контролирую свои мысли. Все хорошо». А затем отметьте, какие мысли придут вам в голову после этого. Это будет показателем, как вы справляетесь с беспокойством. У вас возникают гневные мысли? (Вот сейчас вы, наверно, подумали: «Что за глупость! О чем толкует автор?») Вы вспоминаете свои прошлые проблемы? («Я пыталась сделать это на прошлой неделе».) Вы придумываете себе будущие проблемы? («Если я попробую это с моей дочкой, она с криком убежит».) Вы ругаете себя, используя негативную внутреннюю речь? («Я самая худшая в мире мать».) Спокойно прислушайтесь к своим мыслям. Ознакомьтесь с языком беспокойства. Продолжайте глубоко дышать.
♦ Примите решение: вы хотите, чтобы беспокойство управляло вашей жизнью ипрепятствовало обучению, или вы хотите управлять собой? Спросите себя: «Готова ли я потерпеть некоторый дискомфорт, чтобы усвоить новые навыки, которые принесут больше спокойствия и радости в мою жизнь?» Если ответом будет «да», продолжайте читать эту книгу. Если ваш ответ будет «нет», закройте ее и идите своим путем.
♦ Запишите свои «а что, если...?» на отдельной странице в конце этой книги. Если после ее прочтения вы не получите ответы на свои «а что, если...?», напишите мне. Я с удовольствием помогу вам.
Сначала выработайте самодисциплину, а уж потом займитесь своими детьми
Я приведу вам одну историю из жизни Махатмы Ганди, индийского народного лидера. Одна женщина прошла долгий путь, чтобы увидеть Ганди. Она пришла к нему и попросила дать ей совет относительно ее сына: «Он ест только сахар - и никакой другой пищи. Я испробовала все, чтобы заставить его есть здоровую пищу, но он отказывается. Пожалуйста, помоги мне». Ганди велел женщине идти домой и через неделю вернуться с сыном.
Ее путешествие длилось три дня, тем не менее она отправилась домой. Выждав неделю, женщина снова потратила три дня на дорогу, чтобы привести к Ганди своего сына, как он и велел.
Когда она пришла, Ганди сразу вспомнит ее. Посмотрев на мальчика, он сказал: «Перестань есть сахар». Мать, потрясенная краткостью совета, воскликнула: «Я потратила на дорогу девять дней, и это все, что ты можешь сказать? Разве ты не мог сказать этого на прошлой неделе?» Ганди ответил: «Я не мог посоветовать мальчику перестать делать то, что делал сам. Мне потребовалась неделя, чтобы отказаться от сахара».
Ганди не мог приказать ребенку перестать делать то, что он делал сам, и вы тоже не можете требовать этого. |
Эта история говорит о том, что вы должны подавать своим детям наглядный пример правильного поведения. Дети слышат, как вы ругаетесь из-за заторов на дорогах, перекладывая на них вину за то, что вы расстроены? Они являются свидетелями вашей грубости, когда вас медленно обслуживают в ресторане? Они слышат, как вы лжете друзьям по телефону или набрасываетесь с руганью на тех, кого любите? Если ваши дети видят, как вы устраиваете истерику, когда что-то в жизни идет не так, они будут поступать так же.
Процесс обучения детей дисциплине с любовью — это долгий путь. Он включает желание избавиться от старых привычек и готовность посмотреть на мир глазами другого человека. В начале этого процесса вы должны осознать, как вы поступали прежде, и честно оценить эффективность своего подхода. Затем вам следует усердно практиковать новые навыки, прощая себя, когда у вас что-то не будет получаться, и радостно отмечая каждый успех. Это путешествие существенно обогатит ваши взаимоотношения и вашу жизнь. Оно поможет вам выйти из-под контроля других и обрести самоконтроль; перестать стыдиться и начать учиться. Оно уведет вас от стремления к совершенству и поможет принять то, что есть. Ваше личное путешествие от страха к любви изменит собственную жизнь, а в процессе этого — и ваших детей. Это путешествие начинается с установления границ. Настало время использовать силу внимания, сосредоточиваясь на том, чего вы ожидаете от ребенка.