Сила единства: сосредоточивайтесь на соединении, вместо того чтобы стараться отделиться
Много лет назад остров Майами испытал чудовищное опустошение, причиненное тропическим ураганом Эндрю. Вся страна сплотилась в едином порыве, чтобы оказать помощь тем, кто в этом нуждался. Во время восстановительного периода движение на дорогах Майами было очень интенсивным. Тем не менее в каком-то смысле пробки на дорогах вызывали приятное чувство. Водители были так доброжелательны, что позволяли другим преграждать им путь и неожиданно менять полосу. Все проявляли заботу друг о друге. Но когда кризис миновал, вокруг снова стали раздаваться нетерпеливые сирены и уже не было прежнего слияния душ. Каждый ехал, как обычно, думая в основном только о себе.
Приблизительно в то же время баскетбольная команда «Orlando Magic» участвовала в национальных финальных играх. И в Орландо господствовал дух единства, потому что люди объединяли все силы, чтобы поддержать свою команду в ее стремлении побить соперников — «Chicago Bulls». В поддержку «Magic» на зданиях и средствах передвижения расклеивали афиши. Клерки были невероятно вежливы, а незнакомые люди вели дружеские беседы, так как всех объединяла одна общая цель. В обоих приведенных выше случаях стимулом была общая угроза (в Майами — ураган, в Орландо — «Bulls» против «Magic»), которая побуждала к единению. Но если бы угроза того или иного рода была единственным эффективным стимулом к единению, семьи постоянно нуждались бы либо во внешних кризисных ситуациях, либо в наличии внутреннего «возмутителя спокойствия», чтобы держаться вместе. Но, благодарение Господу, угрожающие жизни ситуации являются не единственным объединяющим средством.
Единство может возникнуть также и от чувства защищенности, то есть свободы от угрозы. Оно может появиться от полного доверия и сопереживания, которые разделяет другой человек. Оно возникает, когда вы избавляетесь от потребности сравнивать себя с другими и вместо этого делаете иной выбор — соединиться, потому что все мы — единое целое. Все мы испытываем потребность чувствовать себя частью чего-то большего, чем мы сами, а затем осознавать, что вносим свой вклад в благополучие этого целого. Мы хотим чувствовать свою важность и соединенность с другими людьми. Сила единства — это и есть чувство, что каждый из нас связан с другими и в то же время вносит свой уникальный вклад в общее дело. Когда мы по-настоящему соединены с чем-то или кем-то, не похожим на нас самих, мы проходим трансформацию, превращаясь в заботливых, сострадательных, дисциплинированных людей. В единстве нет никого, кто жаждал бы борьбы. Эта сила является поистине основой всех других сил.
Спросите себя: «Я действительно хочу быть одиночкой, или я хочу соединиться с другими?»
Как нам воспитывать своих детей, чтобы мы объединялись посредством любви и единства, а не страха и выявления общих врагов? Чтобы найти подход к силе единства, мы должны отказаться от потребности быть обособленными. Это идет против самой основы американской культуры, которая поощряет стремление выделиться из толпы. А для этого вы должны носить одежду определенного фасона, иметь определенные доходы или достичь определенного уровня экономического успеха. Наше чувство обособленности основано на сравнениях, которые мы делаем и посредством которых убеждаем себя, что некоторым людям не хватает того, что мы имеем. Если быть одиночкой много значит для вас, то вы будете постоянно сравнивать себя с другими — вы лучше или хуже их? Подобные суждения делают чувство равенства и подлинного единства невозможным. В каждый конкретный момент спрашивайте себя: «Я хочу быть обособленным, или я хочу объединиться с другими?»
Если для того, чтобы чувствовать себя человеком стоящим, вы должны осознавать себя особенным, вы будете подталкивать к этому и своих детей, так как они — ваше отражение. Одним из средств, с помощью которых родители обычно давят на детей, чтобы они выделялись среди сверстников, являются слова, которые они выбирают для похвалы. Когда вы судите своих детей, вместо того чтобы отмечать их усилия и достижения, вы толкаете их к стремлению быть особенными. Если вы направляете их к тому, чтобы выделяться из окружения, то это ведет к одиночеству, у них появляется чувство, что они не соответствуют и не могут соответствовать людям из данной группы. Одиночество и неадекватность могут вызвать зависимое и принудительное поведение. Неспособные к подлинному соединению с другими людьми, эти дети могут пристраститься к наркотикам или алкоголю, но могут найти отдушину и в физических упражнениях или привязанности к домашним животным.
Вы могли бы сказать, что родители все время словно находятся на желтом огне светофора. Этим воображаемым пером вы ярко освещаете те аспекты жизни, которые считаете важными для ваших детей. Скажем, вы смотрите в табель успеваемости своего ребенка и говорите: «Одни пятерки. Это фантастика! Ты такой умный, мы так гордимся тобой!» Вы зажгли желтый свет светофора и осветили важность отметок. А что, если бы вам захотелось высветить ценность учения? Тогда вы могли бы сказать: «Эти отметки показывают мне, что ты приложил много усилий, чтобы приобрести знания. Ты уже понял, какой предмет тебе нравится больше всего?» Обе реакции отмечают успех ребенка, но делают это по-разному. Первая реакция укрепляет особенности ребенка, а вторая поддерживает его связь с другими людьми. Выбор за вами.
Практикуйте силу единства, предпринимая следующие шаги:
¨ Каждый день в течение пяти или более минут просто побудьте наедине с ребенком. Поступая так, вы освободитесь от хаоса в вашей голове относительно бесконечных домашних дел. Избавьтесь также от представляемых заранее результатов вашего совместного времяпрепровождения. Когда вы это сделаете, вы почувствуете, что действительно находитесь со своим ребенком. Такие виды деятельности, как чтение или рисование, возможность полежать рядом, свернувшись калачиком, или игра являются вторичными относительно вашего присутствия в целом.
¨ В стрессовых ситуациях спросите себя: «Я хочу стоять особняком, или я хочу соединиться с этим человеком?» Или задайте себе такой вопрос: «Я хочу, чтобы правда была на моей стороне, или я хочу быть счастливой?»
« Отмечайте изменения в вашем поведении. Примите решение, какие два пункта вы хотите выполнить в течение дня (только два). После того как сделаете это, похвалите себя: «Отлично! Я сделала (сделал) это!» Затем опишите себе то, что вы сделали, но не судите об этом.
Эти семь сил для самоконтроля помогут вам управлять собой. Использование их изменит вашу жизнь, а когда изменится ваша жизнь, вы будете иметь все необходимое, чтобы помочь своим детям изменить их жизнь к лучшему. Изменение начинается с вас, а затем распространяется и на вашего ребенка. Запомните: то, на чем вы сосредоточиваетесь, то получаете в наибольшей мере. Когда вы расстроены, вы всегда сосредоточиваетесь на том, чего не хотите, и всячески противитесь тому, чтобы принять момент таким, каков он есть. Отрицание данного момента отрицает обоих — вас и ваших детей, поскольку то, что вы предлагаете другим, то укрепляете в себе. Изменение приходит посредством принятия, а не оказания сопротивления. Изъявите готовность принять данный момент словами: «Этот момент таков, каков он есть». Готовность идет от приписывания позитивных намерений себе и другим людям. А умение увидеть лучшее друг в друге создает единство. Единство — это самоконтроль в действии.
Семь сил для самоконтроля порождают семь основных дисциплинарных навыков. Они будут представлены в следующей главе. Имея их под рукой, вы будете подготовлены, чтобы отреагировать на каждый конфликт, который может возникнуть в ваших отношениях с детьми.
3 Семь основных дисциплинарных навыков
Крис Чиновет, пастор церкви «Unity Village» в Миссури, на одном из своих семинаров поделился историей о стычке на почве дисциплины, которая произошла у него с двумя детьми. Сидя на заднем сиденье их огромного автомобиля, каждый ребенок прижимался как можно сильнее к той дверце, ближе к которой сидел. Несмотря на значительное пространство между ними, дети продолжали ссориться и кричать: «Он толкает меня! Он лезет на мою сторону!» Крис применил единственный навык, который он знал в то время. Он стал описывать круги, крича: «Эй! Эй! Эй! Эй!» Многие из нас пытаются сделать наилучшее из возможного для наших детей, не обладая основными навыками, необходимыми для выполнения данной работы.
Представьте, что вы пытаетесь играть в баскетбол, но не знаете, как вести мяч. Любой вид деятельности, за который вы беретесь, предполагает владение определенными навыками, важными для достижения успеха. В этой главе представлены основные дисциплинарные навыки, необходимые для того, чтобы направлять поведение ваших детей.
Вы должны отнестись к этим дисциплинарным навыкам так же, как и к любым другим незнакомым вам вещам. Вы должны изучить каждый навык, понять, когда его использовать и для чего, а затем регулярно практиковать. Вы ведь не стали бы использовать отвертку, чтобы вбить гвоздь; не стали бы также хвататься за молоток, чтобы перепилить дерево. Однако, когда дело касается дисциплины детей, большинство из нас используют одни и те же средства для любого проступка.
Вот приемы, применяемые большинством родителей: отсылают ребенка в его комнату, чтобы одумался; лишают привилегий; обещают привилегии; читают нравоучения. Некоторые родители прибегают также к шлепкам. Все эти средства, за исключением нравоучений, в сущности, подразумевают только один метод — внушительные последствия. Когда вы прибегаете к перечисленным выше наказаниям и поощрениям, вы ставите своего ребенка в такие условия, когда он сосредоточивается на потере или приобретении чего-то за совершенное им действие. Такие последствия не помогают ребенку сосредоточиться на том, что он должен делать по-другому. Вы могли бы сказать: «Ты ударил брата и теперь ступай в свою комнату». Это все равно, как если бы вы выполнили работу, а ваш начальник сказал: «Вы неверно заполнили эту форму. Идите в комнату для отдыха, сядьте и подумайте о том, что вы сделали неправильно». Предположим, на следующий день вам приходится иметь дело с той же формой. Заполнив ее неправильно, вы снова отправились бы в комнату отдыха. Но как вы можете научиться заполнять ее правильно, если никто вас не научит?
Когда вы прибегаете к аргументации (более поздней стратегии относительно дисциплины), используемой на основе страха, она фактически превращается в допрос с намерением вселить в ребенка чувство вины. Это неверный подход к решению проблемы. Родитель обычно сосредоточивается на том, почему ребенок сделал что-то неправильно: «Почему ты ударил своего брата? Ведь ты знаешь, что это больно. Ты поступил плохо. И твой брат не захочет играть с тобой, если ты будешь его бить. Разве ты этого хочешь?»
Это все равно, как если бы вы продолжали неверно заполнять ту пресловутую форму в компании А, пока вас не уволили бы и вы не поступили бы в компанию Б, где вам поручили бы какую-то новую работу. На новой работе вы опять неправильно заполняете форму, подобную той, что заполняли в прежней компании, и ваш новый босс говорит: «Почему вы заполнили ее так? Разве вы не знаете, что это приведет к снижению производительности труда? Если эта форма будет неправильно обработана, наши потребители останутся недовольны. И тогда они перестанут обращаться к нам за услугами, а вы потеряете работу. Вы этого хотите?» Представьте, что вы возвращаетесь на свое рабочее место и снова пытаетесь заполнить лежащую перед вами форму. Вы по-прежнему не знаете, как сделать это правильно. Ваши коллеги не будут вам помогать, потому что считают вас взрослым человеком, и, стало быть, вам следует знать, как выполнять такую работу. Вы почувствовали бы панический страх вперемежку с гневом на босса и на коллег, а также неприятное чувство, что, возможно, вы просто недостаточно умны для такой работы.
Этот пример, конечно, шутка, но сам аспект имеет серьезное значение. Вам необходимо развить дисциплинарные навыки, которые помогут вам научить детей правильному поведению. Только после того, как вы научите их этому, они будут ответственны за то, что способны отличить правильное от неправильного. Семь основных дисциплинарных навыков — это как раз те навыки, которые вам необходимы.
Чтобы овладеть новыми дисциплинарными навыками, вы должны усвоить, понять и практиковать их.
СЕМЬ ОСНОВНЫХ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАВЫКОВ
Чтобы научить детей соблюдать дисциплину в любой ситуации, все, что вам нужно, это изучить семь навыков. Как я уже отмечала, каждый из них вытекает из семи сил для самоконтроля, описанных в главе 2, и каждый учит одной основной ценности. Силы для самоконтроля представлены в таком порядке, который помог бы вам усвоить эту информацию. Семь основных дисциплинарных навыков будут представлены в ином порядке, в таком, который поможет вам использовать данную информацию. Навыки, силы, из которых они появились, и ценности, которым они учат, приводятся ниже:
Семь сил для самоконтроля | Семьосновных дисциплинарных навыков | Семь ценностей |
Сила восприятия | Самообладание | Честность |
Сила внимания | Утверждение | Уважение |
Сила доброй воли | Выбор | Обязательность |
Сила единства | Одобрение | Взаимосвязь |
Сила любви | Позитивное намерение | Сотрудничество |
Сила принятия | Сопереживание | Сострадание |
Сила намерения | Последствия | Ответственность |
Когда вы начнете использовать эти навыки в общении со своими детьми, вы будете их навязывать им. Но в конце концов навыки станут внутренними процессами, которые будут управлять вашими детьми изнутри.
СЕМЬ ОСНОВНЫХ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАВЫКОВ И ЦЕННОСТИ, КОТОРЫМ ОНИ УЧАТ
Каждый дисциплинарный навык имеет свой девиз, описывающий результаты, которых вы достигнете, применяя его на практике.
1. Навык самообладания. Живите соответственно ценностям, которые вы хотите привить своим детям.
2. Навык утверждения. Говорите «нет» так, чтобы вас услышали. Этим вы учите уважению.
3. Навык делать выбор. Развивайте чувство собственного достоинства и силу воли. Этим вы учите обязательности.
4. Навык одобрения. Гордитесь своими детьми, тогда и они будут гордиться вами. Это учит взаимосвязи.
5. Навык приписывания позитивного намерения. Превращайте сопротивление в дружеское взаимодействие. Это учит сотрудничеству.
6. Навык сопереживания. Старайтесь понять причину раздражения и истерики. Это учит состраданию.
7. Навык принятия последствий. Учите детей анализировать ошибки. Это учит ответственности.
Многие родители знакомы с семью основными навыками, упомянутыми в схеме на с. 78. Эти навыки можно использовать в работе с детьми либо с ориентацией, основанной на страхе и касающейся контроля, либо с ориентацией, основанной на любви и касающейся обучения. Установка разума родителя направлена на установление факта. Если вы используете семь сил для самоконтроля, описанных в главе 2, то будете сознательно подходить к проступкам своего ребенка, с любовью, так что сможете установить с ним контакт и успешно помочь ему. Без самоконтроля ваш подход к ребенку будет иметь неосознанную цель манипулировать им. Понимающий родитель, моделирующий самоконтроль, справляется с трудными ситуациями совершенно по-другому, чем тот, который не обладает самоконтролем и ищет способы, как бы заставить своего ребенка вести себя хорошо. Следующие примеры показывают, как можно использовать семь основных навыков на основе страха и на основе любви.
Конечной целью является самоконтроль, а затем создание ситуаций, в которых дети могут добиться успеха. |