Особенности памяти при дефектах зрения.

Вопросы и задания

1. Какова компенсаторная роль памяти при нарушении зрения?

2. Назовите особенности запоминания, сохранения и воспроизведения материала незрячими.

3. Определите условия развития процессов памяти у детей с нарушениями зрения.

4. Прочитайте книгу В. Короленко «Слепой музыкант».

Тема 9

Внимание и его значение в развитии психических процессов у детей с нарушением зрения.

Вопросы и задания

1. Какое значение имеет внимание в жизнедеятельности незрячих?

2. Охарактеризуйте различные концепции о развитии внимания у слепых.

3. Какие виды внимания наблюдаются в деятельности детей с нарушениями зрения?

4. Охарактеризуйте условия и приемы развития произвольного внимания в процессе учебной деятельности.

Тема 10

Особенности воображения при дефектах зрения.

Вопросы и задания

1. Что такое воображение?

2. Каково значение воображения для человека?

3. Раскройте компенсаторную роль воображения в развитии незрячих.

4. В чем специфика развития воссоздающего и творческого воображения у детей с нарушениями зрения?

5. Охарактеризуйте различные взгляды тифлопедагогов на развитие воображения слепых.

Тема 11

Понятие о речи и ее компенсаторных функциях при дефектах зрения.

Вопросы и задания

1. Что такое речь и каковы ее функции у детей с нарушениями зрения?

2. Назовите различные точки зрения на формирование речи слепых.

3. Охарактеризуйте речевые особенности при нарушениях зрения.

4. Раскройте уровни развития речи незрячих, раскрытые Л. С. Волковой.

5. Раскройте коррекционную функцию речи при нарушениях зрения.

6. Какие формы коррекционной работы по устранению недостатков речи у детей с нарушениями речи проводятся в специализированных ДОУ?

Тема 12

Особенности развития эмоционально-волевой сферы слепых.

Вопросы и задания

1. Каково влияние слепоты на степень проявления отдельных эмоций?

2. Раскройте уровень развития отдельных видов чувств у незрячих.

3. Охарактеризуйте внешнее проявление эмоционального состояния у слепых.

4. Какова роль волевого акта в жизнедеятельности незрячих?

5. Охарактеризуйте условия и приемы развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения.

Тема 13

Психические особенности развития при дефектах зрения в раннем и дошкольном возрасте.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте развитие сенсорной сферы у детей до 3 лет.

2. Охарактеризуйте развитие действий с предметами у незрячих детей до 3 лет.

3. Охарактеризуйте развитие речи у детей до 3 лет снарушениям зрения.

4. Раскройте значение коррекционно-педагогической работы с детьми раннего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Тема 14

Личность и деятельность при дефектах зрения.

Вопросы и задания

1. Раскройте личностные особенности незрячих и их обусловленность нарушением зрения.

2. Какова роль социальных факторов в процессе компенсации слепоты?

3. Раскройте направления реабилитационной работы со слепыми.

4.Определите пути социально-психологической адаптации лиц с глубоким нарушением зрения.

5. Какие трудности испытывают слепые в процессе деятельности?

Тема 15

Пространственная ориентация при нарушениях функции зрения.

Готовность к обучению в школе.

Вопросы и задания

1. Раскройте роль сохранных органов чувств в пространственной ориентировке слепых.

2. Какие трудности испытывают слепыми при ориентировке в окружающем пространстве? 3. Что такое ориентиры? Как они используются незрячими в ходе ориентировки в пространстве?

4.Каковы условия обучения слепых пространственной ориентировке?

5. Охарактеризуйте состояние общей и мелкой моторики незрячих старшего дошкольного возраста.

6. Каковы особенности психофизического состояния дошкольников с нарушением зрения в период подготовки к школе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте сообщения по темам:

1.Особенности восприятия пространства слабовидящими детьми.

2.Психологическая помощь родителям детей с нарушениями зрения.

3.Функциональные обязанности психолога в ДОУ для детей с нарушениями зрения.

4.Формирование личностных качеств у детей с нарушениями зрения.

5.Значение воображения для психического развития детей при зрительной депривации.

6.Особенности формирования чувств у детей с нарушениями зрения.

7.Роль зрения в процессе чувственного познания окружающей действительности. 8.Специфика отражения действительности при сужении сенсорной сферы у детей при слепоте.

9.Характеристика развития эмоций у лиц с нарушениями зрения.

10.Специфика развития памяти при дефектах зрения.

11.Особенности внимания у детей с недостатками зрения.

12.Значение слуховых ощущений для слабовидящих дошкольников.

13.Особенности развития гаптического восприятия у слепых детей.

14.История развития тифлопсихологии как науки в России.

15.Особенности развития средств коммуникации у слепых детей.

16.Психологическая готовность детей с нарушениями зрения к обучению в школе.

17.Выявление детей со сложной структурой развития среди дошкольников с нарушениями зрения.

18.Развитие сохранных органов чувств для компенсации слепоты.

19.Мыслительная деятельность и ее специфика при дефектах зрения.

20.Характеристика формирования представлений при нарушении зрения у детей.


Наши рекомендации