С детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении.
- Направления коррекционной работы с дошкольниками с трудностями в обучении.
- Комплексный подход в системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР.
- Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с трудностями в обучении.
- Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
- Формирование предметной деятельности.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Развитие речи детей дошкольного возраста с трудностями в обучении.
Образовательные потребности дошкольников с трудностями в обучении
Сложность и полиморфность задержки психического развития у детей обусловливают многообразие и разносторонность образовательных потребностей детей данной категории, которые будут в значительной степени определяться степенью недоразвития познавательной деятельности, возрастом ребенка, глубиной имеющегося нарушения, наличием отягощающих самочувствие ребенка состояний, социальными условиями его жизни и воспитания.
Рассмотрим образовательно-воспитательные потребности, которые необходимо формировать у детей младенческого, раннего, дошкольного возраста. Все они будут связаны с основными линиями развития ребенка.
Ребенок развивается гетерохронно: неравномерно идет созревание различных морфологических структур, функциональных систем. Гетерохронность определяет развитие ребенка и онтогенезе (Л. С. Выготским). Позволяет, через усиление воздействия на ребенка в сенситивные периоды его жизни, управлять нервно-психическим развитием ребенка, создавая условия для стимуляции развития или коррекции той или иной функции.
Развитие ребенка происходит не спонтанно, а зависит от условий, в которых протекает его жизнедеятельность. Первоначально ребенок обладает очень малым запасом поведенческих реакций. Однако достаточно быстро через свои активные действия, общение с близкими людьми, через действия с предметами, которые являются продуктами человеческого труда, он начинает усваивать «социальное наследство, человеческие способности и достижения» (Л. С. Выготский).
Движущей силой на самом раннем этапе жизни ребенка является необходимость преодоления противоречия между наличием у новорожденного жизненно важных потребностей и отсутствием способов их удовлетворения. Чтобы удовлетворять сначала врожденные, а затем и приобретаемые потребности, ребенок вынужден постоянно овладевать новыми способами действий. Так обеспечивается основа для всего психического развития ребенка.
У ребенка с нарушением темпа нервно-психического развития внутренние детерминанты развития (унаследованные морфологические и физиологические данные, функциональное состояние центральной нервной системы) не обеспечивают его способами действий, необходимыми для удовлетворения его витальных потребностей. Как следствие задерживается формирование ориентировочных реакций (зрительно-слуховых и зрительно-тактильных). На этой основе начинает резко отставать смена биологической мотивации общения социальными потребностями. Такой ребенок гораздо дольше, чем его физиологически зрелый сверстник, будет видеть в матери скорее кормилицу, чем партнера для общения.
Таким образом, формирование у ребенка потребности в общении является одной из первых специальных образовательных задач.
На первом году жизни значимыми для развития ребенка являются также эмоции и социальное поведение, движение руки и действия с предметами, общие движения. На втором году выделяются следующие основные линии развития: развитие общих движений, сенсорное развитие малыша, развитие действий с предметами и игры, формирование навыков самостоятельности, развитие понимания и активной речи ребенка. Третий год жизни: общие движения, предметно-игровые действия, становление сюжетной игры, активная речь (появление распространенной фразы, придаточных предложений, большее разнообразие вопросов), предпосылки к конструктивной и изобразительной деятельности, навыки самообслуживания в еде и при одевании.
Выделение линий развития связаны между собой и развитие их происходит неравномерно, что обеспечивает динамику развития ребенка. Например, овладение ходьбой в начале второго года жизни, с одной стороны, как бы приглушает развитие других умений, а с другой стороны, обеспечивает формирование сенсорных и познавательных способностей ребенка, способствует развитию понимания ребенком речи взрослого.
Базовой образовательно-воспитательной потребностью раннего возраста является своевременное квалифицированное выявление отставаний в нервно-психическом развитии ребенка и их возможно полное устранение всеми доступными медико-социальными и психолого-педагогическими средствами.
В настоящее время специалисты-дефектологи, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей. Однако в большинстве случаев практическое выявление детей с ЗПР начинается с 3 или с 5 лет или даже на начальных этапах обучения в школе.Одна из основных причин — это некомпетентность родителей, которые не знакомы с закономерностями психического развития ребенка.
В дошкольном учреждении, возникает необходимость координации воспитательных усилий семьи и педагогов образовательного учреждения. Единство требований и направленность воспитания на формирование основных линий развития служат основой и для стимуляции нормального хода развития, и для коррекции имеющихся у ребенка отклонений. Объяснение родителям их роли и включение их в коррекционно-педагогический процесс является важнейшей задачей специалиста-дефектолога. В настоящее время организация коррекционной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития и семье, воспитывающей проблемного ребенка, находится только на этапе становления.