С детьми дошкольного возраста с трудностями в обучении.

  1. Направления коррекционной работы с дошкольниками с трудностями в обучении.
  2. Комплексный подход в системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР.
  3. Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с трудностями в обучении.
  4. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
  5. Формирование предметной деятельности.
  6. Формирование коммуникативных навыков.
  7. Развитие речи детей дошкольного возраста с трудностями в обучении.

Образовательные потребности дошкольников с трудностями в обучении

Сложность и полиморфность задержки психического развития у детей обусловливают многообразие и разносторонность образо­вательных потребностей детей данной категории, которые будут в зна­чительной степени определяться степенью недоразвития познавательной деятельности, возрастом ребенка, глубиной имеющегося нарушения, наличием отягощающих самочувствие ребенка состо­яний, социальными условиями его жизни и воспитания.

Рассмотрим образовательно-воспитательные потребности, которые необходимо формировать у детей младенческого, раннего, дошкольного возраста. Все они будут связаны с основными линиями развития ребенка.

Ребенок развивается гетерохронно: неравномер­но идет созревание различных морфологических структур, функ­циональных систем. Гетерохронность определяет развитие ребенка и онтогенезе (Л. С. Вы­готским). Позволяет, через усиление воздействия на ребенка в сен­ситивные периоды его жизни, управлять нервно-психическим раз­витием ребенка, создавая условия для стимуляции развития или коррекции той или иной функции.

Развитие ребенка происходит не спонтанно, а зависит от ус­ловий, в которых протекает его жизнедеятельность. Первоначаль­но ребенок обладает очень малым запасом поведенческих реакций. Однако достаточно быстро через свои активные действия, обще­ние с близкими людьми, через действия с предметами, которые являются продуктами человеческого труда, он начинает усваивать «социальное наследство, человеческие способности и достижения» (Л. С. Выготский).

Движущей силой на самом раннем этапе жизни ребенка явля­ется необходимость преодоления противоречия между наличием у новорожденного жизненно важных потребностей и отсутствием способов их удовлетворения. Чтобы удовлетворять сначала врожденные, а затем и приобретаемые потребности, ребенок вынужден постоянно овладевать новыми способами действий. Так обеспечивается основа для всего психического раз­вития ребенка.

У ребенка с нарушением темпа нервно-пси­хического развития внутренние детерминанты развития (унаследованные морфологические и физиологи­ческие данные, функциональное состояние центральной нервной системы) не обеспечивают его способами дей­ствий, необходимыми для удовлетворения его витальных потреб­ностей. Как следствие задерживается формирование ориентировоч­ных реакций (зрительно-слуховых и зрительно-тактильных). На этой основе начинает резко отставать смена био­логической мотивации общения социальными потребностями. Та­кой ребенок гораздо дольше, чем его физиологически зрелый свер­стник, будет видеть в матери скорее кормилицу, чем партнера для общения.

Таким образом, формирование у ребенка потребности в общении является одной из первых специальных образовательных задач.

На первом году жизни значимыми для развития ребенка явля­ются также эмоции и социальное поведение, движение руки и действия с предметами, общие движения. На втором году выделяются следующие основные линии разви­тия: развитие общих движений, сенсорное развитие малыша, раз­витие действий с предметами и игры, формирование навыков са­мостоятельности, развитие понимания и активной речи ребенка. Третий год жизни: общие движения, предметно-игровые дей­ствия, становление сюжетной игры, активная речь (появление распространенной фразы, придаточных предложений, большее разнообразие вопросов), предпосылки к конструктивной и изоб­разительной деятельности, навыки самообслуживания в еде и при одевании.

Выделение линий развития связаны между собой и развитие их происходит нерав­номерно, что обеспечивает динамику раз­вития ребенка. Например, овладение ходьбой в начале второ­го года жизни, с одной стороны, как бы приглушает развитие других умений, а с другой стороны, обеспечивает формирование сенсорных и познавательных способностей ребенка, способствует развитию понимания ребенком речи взрослого.

Базовой образовательно-воспитательной потребностью раннего возраста является своевре­менное квалифицированное выявление отставаний в нервно-пси­хическом развитии ребенка и их возможно полное устранение все­ми доступными медико-социальными и психолого-педагогичес­кими средствами.

В настоящее время специалисты-дефектологи, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми раннего возрас­та, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей. Однако в большинстве случаев практическое выявление детей с ЗПР начинается с 3 или с 5 лет или даже на начальных этапах обучения в школе.Одна из основных причин — это некомпетентность родителей, которые не знакомы с закономерностями психического развития ребенка.

В дошкольном учреждении, возникает необходи­мость координации воспитательных усилий семьи и педагогов об­разовательного учреждения. Единство требований и направленность воспитания на формирование основных линий развития служат основой и для стимуляции нормального хода развития, и для кор­рекции имеющихся у ребенка отклонений. Объяс­нение родителям их роли и включение их в коррекционно-педагогический процесс является важнейшей задачей специалиста-дефектолога. В настоящее время организация коррекционной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития и семье, воспитываю­щей проблемного ребенка, находится только на этапе становления.

Наши рекомендации