Метод педагогического наблюдения
Суть его заключается в специально организованном восприятии педагогического процесса в естественных условиях Наблюдение может быть прямым и опосредованным, открытым и закрытым, а также реализовываться как сам моспостереження Организуя наблюдения, важно иметь его план, установить срок, фиксировать результаты Оно должно быть систематическим Если педагог только регистрирует единичные факты, то за его внимания остаются воспитанники, которые стремятся скрыть свою внутреннюю позицию По внешним поведением нужно видеть истинные причины, а за словом - настоящие мотивотиви.
Достоверные сведения дает только длительное наблюдение за питомцем во всех видах его деятельности Нередко в подобных условиях ученик ведет себя по-разному: на одном уроке он активен и внимателен, на другом - наоборот В таких случаях тщательно сравнивают данные наблюдений, выясняют причины различий, которые могут быть обусловленными разным отношением к ученику педагогуів.
Метод беседы
Этот метод обеспечивает познание педагогического явления через непосредственное общение с лицами, исследователь изучает в естественных условиях Для результативности беседы необходимо иметь ее план, основные И вложения тков вопрос, создать благоприятную атмосферу для откровенного обмена мнениями; учесть индивидуальные особенности собеседника; проявлять педагогический такт; уметь запротоколировать беседу Полученные резул ьтаты целесообразно сравнить с полученной с помощью других методов информации о личностить.
Разновидностью беседы является интервью - беседа по заранее разработанному плану с лицом или группой лиц, ответы которых являются материалами для научных обобщений В отличие от беседы, проводимой в естественной и, непринужденной обстановке, во время интервью исследователь ставит заранее сформулированные вопросы в определенной последовательности и записывает ответы собеседника Этот метод целесообразнее, если исследователь упев нений в объективности ответов опрашиваемых, ведь интервью не предусматривает уточняющих вопросов Используя его, следует учитывать, что респонденты могут быть робкими, робкими, чрезмерно балаку ственными, шутниками, спорщиками, выявлять нарочитую самоуверенность
Метод анкетирования
Использование этого метода способствует повышению объективности информации о педагогические факты, явления, процессы, их типичность, поскольку предусматривает получение информации от большего количества опрошенных
Анкеты могут быть открытыми (предусматривают произвольные ответы на вопросы); закрытыми (к вопросам предлагают варианты готовых ответов на выбор опрашиваемого) полуоткрытыми (кроме избрание одного из предложенных ответов, можно высказать и свое мнение) полярными (требующие выбора одной из полярных ответов типа"да"или"нет\","хорошо"или"плохо"и др.добре" чи "погано" та ін.).
Во время анкетирования следует так подбирать вопросы, чтобы ответы на них точно характеризовали исследуемое явление и давали о нем надежную информацию
Метод педагогического эксперимента
Сущность этого метода заключается в инициировании исследователем процессов и явлений в конкретных условиях В сфере педагогических исследований это обеспечивает наиболее достоверные результаты
зависимости от цели исследования различают следующие виды педагогического эксперимента: констатирующий - изучение имеющихся педагогических явлений; перевирювальний, уточняющий - проверка гипотезы, созданной в проце ЭСИ осознание проблемы; творческий, преобразующий, формирующий - конструирование новых педагогических объявления.
Педагогический эксперимент позволяет искусственно отделить исследуемое явление от других, целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на воспитанников, повторять педагогические явления в примерно одинаковых вых условиях, поставить исследуемое явление в условия, которые подвергаются контрол.
Этот метод является комплексным, поскольку предполагает сочетание наблюдения, беседы, анкетирование, создание специальных ситуаций и т.д.