Идея целостности восприятия человеком окружающего мира и ее отражение в различных областях современного знания
З |
аявленная в заглавии идея глубоко мето-дологична и волнует ученый мир уже давно, и сегодня большинство науковедов склоняются к тому, что сам термин «целостность» адекватно представляется через понятие «научная картина мира».
Термин «научная картина мира» и ряд ему родственных стали активно использоваться в публикациях по философским проблемам естествознания еще в конце XIX — начале XX в. (Г. Герц, Л. Больцман, М. Планк, П. Дюгейм и др.). Однако специальные логико-гносеологические исследования смысла и значения этого понятия широко развернулись в конце 60-х гг. XX в. и активно ведутся по настоящее время (М.В. Мостепаненко, В.Н. Михайловский, Л.Ф. Кузнецова, Б.Я. Пахомов, В.С. Сте-пин, Б.С. Дышлевский и др.).
Картина мира — особый компонент научного знания: она, как и любой познавательный образ, определенным образом упрощает, схематизирует и, что самое важное, обобщает действительность. Научная картина мира взаимодействует с мировоззренческими структурами, образующими фундамент культуры — как непосредственно, так и опосредованно — через систему философских, методологических и мировоззренческих идей и категорий, к которым относят категории «мир» и «человек», конкретизирующихся через систему смыслов других универсалий культуры, выражающих отношение человека к природе, обществу, самому себе.
Авторы-методологи выделяют три основные функции научной картины мира:
а) эвристическая, заключающаяся в функционировании на
учной картины мира как исследовательской программы,
познавательной макропроцедуры, научно-мировоззренче
ского ориентира;
б) систематизирующая, заключающаяся в формировании
обобщенных понятий, категорий, представлений, прин
ципов и подходов к решению задач различных типов;
в) объективизирование научных знаний и их включение в
культуру.
С точки зрения представленной в заглавии проблемы для нас наиболее значимой представляется систематизирующая функция научной картины мира. Однако прежде чем подробно раскрыть ее, обратимся к цитате известного методолога науки В.С. Степина: «Формирование научной картины мира всегда протекает не только как процесс внутринаучного характера, но и как взаимодействие науки с различными областями культуры, — причем это осуществляется не только в сфере духовной культуры, но и через опредмечивание научных знаний в производстве, приводящее к созданию новых объектов искусственной материальной среды, которые в свою очередь становятся эталонными формами и основой для индуцирования новых предметных образов, с которыми оперирует человеческое мышление»1.
Кроме того, автор указывает, что в процессе становления и развития картины мира наука (субъект познания) активно использует самые разнообразные аналогии, ассоциации, образы, уходящие корнями в предметно-практическую деятельность человека. Этот слой наглядных образов, по мнению В.С. Степина, входит в картину исследуемой реальности, во многом делает ее понятной и естественной системой целостных представлений об окружающей природе.
Таким образом, научная картина мира, с одной стороны, развивается под непосредственным воздействием новых теорий и фактов, а с другой — испытывает на себе влияние господствующих ценностей культуры, меняется в процессе их исторической эволюции, оказывает на них активное обратное воздействие — это крайне важно для целостности восприятия окружающего мира в процессе обучения.
Философы и методологи научного познания выделяют три типа научных картин мира: общенаучную, или единую картину мира, выступающую целостным образом последнего (I); картину мира, характеризующую две значимо различающиеся между собой области научного знания — естественно-научную и социально-гуманитарную картины мира (II); специальные научные картины мира (физическая, биологическая, химическая и т.д.), которые дают целостное видение мира в той или
1 Степин В.С. Познание истины. М., 1995. С. 28.
166 7. Идея целостности восприятия человеком окружающего мира
иной конкретной области научного знания на определенном этапе ее исторического развития (III).
■ Все три выделенных типа картин мира крайне важны для понимания различных аспектов целостности представлений об окружающем мире и будут в дальнейшем подробно раскрыты — как в общем понимании, так и на ряде конкретных примеров, проектирующихся на те или иные учебные дисциплины, присутствующие в вузовском образовании. Сейчас же мы считаем необходимым особо отметить, что в последней трети двадцатого столетия в силу активизации в научном познании процессов междисциплинарного синтеза возникли реальные возможности объединения трех «типов» картин мира в некую целостность на основе базисных принципов, которым философы придают общенаучный статус.
Так, Л.Ф. Кузнецова указывает: «В качестве таких принципов выступают принципы глобального эволюционизма. Глобальный эволюционизм, с одной стороны, выступает как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение их как единого универсального эволюционного процесса, а с другой — как принцип, соединяющий идею эволюции с идеей системного подхода»'.
Многие авторы отмечают, что указанный принцип глобального эволюционизма в последней трети двадцатого столетия радикально изменил общенаучную картину мира, придав ей отчетливо выраженную эволюционно-синергетическую направленность, ориентированную на изучение объектов, процессов и явлений окружающего мира как сложных, исторически развивающихся систем — однако очевидно, что для изучения таких систем необходима исследовательская программа, реализуемая не только на внутридисциплинарном, но и на междисциплинарном уровне. На важность последнего указывал еще В.И. Вернадский: «В наше время рамки отдельной науки, на которые распадается научное знание, не могут точно определить область научной мысли исследователя, точно охарактеризовать его работу... Проблемы, которые его занимают, сегодня все чаще и чаще не укладываются в рамки определенной традиционно сложившейся науки. Мы специализируемся не по наукам, а по проблемам»2.
1 Кузнецова Л.Ф. Методология науки. М.. 1983. С. 184. 2Цит. по: Кузнецова Л.Ф. Логика и методология научного познания. М., 1990. С. 11.