V Оценка цели и результата занятия
- Степень четкости, лаконичности и конкретности формулировки цели учебного занятия.
- Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели в одно и то же время.
- Степень обучающего воздействия занятия на развитие учащихся (чему и в какой степени научились).
- Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятия).
- Степень воздействия проведенного занятия на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию)
Схема анализа урока
(по Т.И. Шамовой и Ю.И. Конаржевскому)
Условные обозначения:
- ТДЦ - триединая дидактическая цель;
- МО - методы обучения;
- СУМ - содержание учебного материла;
- ФОПД - формы организации познавательной деятельности.
Балльные оценки:
- 2 - реализовано полностью;
- 1 - реализовано частично;
- 0 - не реализовано.
Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на 100.
- 85% - отлично,
- 84 - 65% - хорошо,
- 64 - 45% - удовлетворительно.
Характеристика урока
- Обозначена цель урока.
- Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности.
- Соответствие содержания учебного материала ТДЦ.
- МО обеспечили мотивацию деятельности.
- Сотрудничество учителя и учащихся.
- Контроль и самоконтроль.
- Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ.
- ФОПД обеспечили: сотрудничество между учащимися.
- Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ.
- ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ.
- Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект.
- Воспитательный аспект.
- Развивающий аспект.
Самоанализ урока учителем
- Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.
- Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.
- Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.
- Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).
Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.
Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным, естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставление оценки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу. Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать гостям, если это необходимо, а ни в коем случае не «проглатывать» возможно, несправедливые, ошибочные оценки.
Учитель должен быть готов к тому, что конспект урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы иметь несколько экземпляров конспекта урока, дабы раздать гостям.
При подготовке и проведении открытого урока учителю следует избегать ряда ошибок:
- ничем не обоснованное отклонение от конспекта урока и наоборот, неспособность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое, исключив какой-то вид работы;
- отсутствие взаимосвязи между этапами урока;
- перегруженность урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий;
- забывание об учениках и демонстрация своей эрудиции;
- при проведении урока в необычной форме (урок – КВН, урок – викторина, «Поле чудес» и т.п.) следует не забывать о том, что этот урок не только должен восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих, а, прежде всего, обучать;
- появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока;
- недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа: «Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала и надеялась» и т.п.