Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении умственно отсталого школьника

Углубленное изучение своеобразия психического развития аномальных детей, успехи дифференциальной диагностики, совершенствование теории обучения обусловили появление острой проблемы в дефектологии - вопрос о дифференцирован­ном обучении.

Термин "дифференциация' впервые появился во Франции. Он обозначает ор­ганизацию обучения в различных типах школ или отделений при одной школе с разными учебными планами и программами. Речь идет о дифферен­циации, как содержания, так и методов обучения в соответствии с индиви­дуальными познавательными возможностями учащихся специальных школ 8-го вида.

Проблема дифференциации обучения учащихся вспомогательных школ ре­шается в одном случае комплектованием классов учащихся однородных групп, а в других случаях проблема решается путем обучения учащихся в рамках одного класса по разным программам и с применением разных ме­тодов. Если нет необходимости в дифференцированном подходе, то учи­тель ограничивается принципом дифференцированного подхода в сочета­нии с индивидуальным. В системе дифференциации обучения во вспомога­тельной школе важную роль играет выявление среди учащихся типологи­ческих групп, объединенных общностью клинических и психолого-педагоги­ческих характеристик. Важную роль играет также определение основных принципов коррекционного воздействия на каждую из таких групп.

Павлова Н.П. в работе "Педагогическая дифференциация учащихся" делит уча­щихся специальных школ 8-го вида на 4 типологических группы, отличающихся различной продуктивностью в учебной деятельности. В 1 группу входят дети, которые задания выполняют сами, используя предыдущий опыт; 2-ю группу комплектуют учащимися, которые допускают в заданиях ошибки и нуждаются при работе в помощи; в 3-ю группу входят дети, которые зада­ния усваивают с трудом, ошибки не видят, плохо осознают учебный материал. Дети 4-ой группы обучению поддаются плохо.

Индивидуализация обучения - это такая организация учебного процес­сами, которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает раз­личия индивидуальных особенностей умственно отсталых детей. Мысль о необходимости учета индивидуальных типологических особенностей ум­ственно отсталых детей появилась вместе с трудами по олигофренопеда­гогике.

О глубоком изучении аномальных детей говорил еще Э. Сеген. Таких же взглядов придерживалась и Е. Грачева. До 20-х годов прошлого столетия проблемы индивидуального подхода в сочетании с фронтальной работой не существовало. Она возникла во вспомогательных школах, где применялась фронтальная работа на уроках. Первым рассмотрел возможность сочетания индивидуального подхода и фронтальной деятельности А. Граборов. Он обосновал две характеристики индивидуального подхода:

первый- учащийся не выпадает резко из фронтальной работы и в принципе может усваивать программу, но с применением особых методов и заданий;

второй - из-за глубокого дефекта наблюдается резкое выпадение ученика из
фронтальной работы, и усвоение программы идет на ином уровне. Для та­ких детей составляются индивидуальные планы по отдельным предметам, которые они не усваивают. Такой путь ставит задачу подтягивания слабых детей до более высокого уровня и характерен для учащихся младших классов.

Трудности индивидуального подхода возникают при сочетании его с фронтальной работой. Порой возможности учащихся специальной школы 8-го вида настолько различны, что почти к каждому нужен особый подход в обучении. Поэтому и возникла мысль о дифференцированном под­ходе в обучении. Рассмотрим его теперь более подробно.
Дифференциальный подход - это особенность обучения группы умственно
отсталых учащихся с определенной типологией продуктивности обучения. Различают несколько вариантов заданий по изучаемой теме при дифференциальном подходе, отличающихся по:

-степени сложности из-за глубины дефекта;

-объему с учетом уровня работоспособности;

-форме выполнения с учетом разной степени сформированности динамического стереотипа;

-степени желательности и обязательности.

Вопросы дифференцированного подхода в обучении исследова­ли Коркунова В.В. /1983г/, Мирский С.Л. /1990г/, Конев А.Н. /1968г/, Шиф Ж.И /1980г/.

Принципы дифференцированного подхода:

-за основу берется изучение учебной деятельности ребенка и ведущих
качеств личности;

-осуществляется ориентация на особенности динамики познавательного
процесса умственно отсталого ученика;

- используется опора на сохранные свойства психики аномального ученика;

- применяется решения задач на предупреждение ошибок обучения;

- про­дуктивность познания коррелируется с интересом к уроку.

Рассматривая дифференцированный подход как одну из форм коррекционной работы, важно предложить использование неспецифических прие­мов: доброжелательность, единство действий доступность знаний /по Бабанскому Ю.К./ и специфических: повторение, закрепление, учет темпа восприятия, наводящие вопросы, расчленение сложного, не торопить в об­думывании, учить умению видеть главное, действия формировать поэтапно, создавать оптимальный уровень требований, чередовать труд и отдых, чаще переключать виды деятельности.

Показатели

Наши рекомендации