Функции деятельности педагога
Речь пойдет не вообще о педагогической деятельности, которой занимаются почти все взрослые люди как родители, а о работе профессионала-педагога,
т.е. человека, занимающегося преподавательской и воспитательной работой. Первоначальный смысл этого слова претерпел существенные изменения.
В дословном переводе с древнегреческого языка «педагог» – это «детоводитель», т.е. раб, водивший ребенка к учителям, его наставник. У слова «педагог»
есть несколько близких по смыслу терминов: «воспитатель», «наставник», «учитель». На последнем следует остановиться подробнее.
Слово «учитель» принято употреблять как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле – это авторитетный, мудрый человек, оказывающий огромное влияние на людей. Словом «учитель» называют людей, создавших свои школы
в областях науки, литературы, искусства. Высокое это звание с полным правом носят А.С. Пушкин, К. Станиславский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие представители культуры.
В узком смысле это слово относится к профессионалам, которые учат, воспитывают детей, обучают взрослых людей и тем самым оказывают огромное влияние на духовное развитие народа.
Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях, способах и приемах труда и т.д. Социальное назначение педагога как раз и состоит в том, чтобы аккумулировать в себе этот опыт
и в концентрированном виде передать своим питомцам. «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, – писал К.Д. Ушинский, – чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим». Учитель управляет процессом формирования личности каждого своего ученика, тем самым во многом определяя перспективы развития общества.
Профессия учителя – одна из древнейших, важнейших и почетнейших
в обществе. Она появилась тогда, когда в рабовладельческом обществе возникла школа, т.е. в V–IV вв. до н. э. В родовом же обществе функции учителей выполняли жрецы, старейшины. Каждая эпоха рождала своих выдающихся педагогов.
Это – Конфуций в древнем Китае, Сократ в Афинах, Коменский в средневековой Европе, Песталоцци, совершивший свой педагогический подвиг в Швейцарии, учитель русских педагогов К.Д. Ушинский и гениальный Л.Н. Толстой, наши соотечественники, жившие совсем недавно, – А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Все эти великие люди отдали свои сердца детям, совершив каждый свой педагогический подвиг, оставив неизгладимый след в истории человечества.
Функции (от лат. «обязанность», «назначение») педагога многообразны, однако среди них можно выделить три основных: обучающую, воспитывающую, общественно-педагогическую.
Учитель, прежде всего, учит, т.е. помогает детям овладевать обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами
и методами учебной работы, т.е. выполняет обучающую функцию.
Формирование личности ребенка происходит в процессе обучения
и во внеучебной деятельности. Организация учебного процесса, общение ребенка
с учителем, личность последнего, воспитательная работа – все это способствует формированию определенных черт личности школьника, развитию его индивидуальности, т.е. реализуется воспитательная функция.
Следует отметить, что в традициях русской интеллигенции учитель, особенно сельский, никогда не ограничивал свою деятельность только служебными рамками. Русский учитель – это просветитель, ведущий работу с населением, родителями.
А сколько общественных дел выполняется им в стенах самой школы! Участие
в многочисленных школьных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями – это, как правило, общественная добровольная деятельность, т.е. выполнение общественно-педагогической функции.
Все функции педагога тесно взаимосвязаны. Они постоянно усложняются.
К названным основным добавляются методическая, самообразовательная, исследовательская.
В работе педагога выделяют следующие взаимосвязанные виды деятельности:
а) диагностическую; б) прогностическую; в) конструктивно-проектировочную;
г) организаторскую; д) информационная; е) коммуникативно-стимулирующую;
ж) аналитико-оценочную; з) исследовательско-творческую.
Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики.
Прогностическая деятельность выражается в постоянной постановке реальных целей и задач педагогического процесса на определенном его этапе
с учетом реальных возможностей, проще говоря, в прогнозировании конечного результата.
Конструктивно-проектировочная деятельность состоит в умении проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным. Она связана с таким качеством педагога, как его творческое воображение.
Организаторская деятельность педагога заключается в его умении воздействовать на учащихся, повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить.
В информационной деятельности реализуется основное социальное назначение педагога: передача обобщенного опыта старших поколений молодым людям. Именно в процессе этой деятельности школьники овладевают знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. В этом случае учитель выступает не только как источник информации, но и как человек, формирующий убеждения молодежи.
Коммуникативно-стимулирующая деятельность обуславливается тем, что успех педагогической деятельности во многом определяется умением профессионала устанавливать и поддерживать контакт с детьми, строить взаимодействие с ними
на уровне сотрудничества, понимать их, в случае необходимости – прощать. По сути, вся деятельность педагога носит коммуникативный характер.
Аналитико-оценочная деятельность состоит в получении обратной связи,
т.е. подтверждении эффективности педагогического процесса и достижении поставленной цели. Эта информация дает возможность вносить коррективы
в педагогический процесс.
Исследовательско-творческая деятельность определяется творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика одновременно является
и наукой, и искусством. Опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески. Для успешной реализации этого вида деятельности он должен владеть методами педагогических исследований.