Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая дает представление о его результативности. Выполнять эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. О показателях воспитанности школьников можно судить по степени и результативности их участия во всех основных видах воспитательной деятельности, соответствующей их возрасту: учебной, игровой, трудовой, общественно-полезной, нравственно-эстетической и т.д. Во многом результативность воспитательных влияний на личность определяет характер общения детей друг с другом, культура поведения. Показателями воспитанности учащегося являются его информированность в нравственной, эстетической областях, умения и навыки применения усвоенной информации на практике. Учителю необходимо изучать все показатели в совокупности, осуществлять тактичный и ненавязчивый контрольза ходом воспитания, развития и формирования личностных качеств воспитанников.
Контроль(от фр. controle – надсмотр с целью проверки) - метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявляемых требований или заданий. По мере взросления учащихся необходимо приобщать к самоконтролю и самооценке как действенным методам самовоспитания, предполагающим самопознание, самонаблюдение, самоизучение, самоанализ. Педагог должен создавать условия для формирования у школьников адекватной самооценки, так как заниженная и завышенная являются серьезным препятствием для личностного развития.
К основным методам контроля относятся педагогическое наблюдение за учащимися; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (устные, анкетные и др.); анализ результатов деятельности школьников; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
Различают разнообразные виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное и т.д. Чтобы успешно реализовать метод наблюдения с целью контроля, нужно проводить его целенаправленно, владеть программой изучения личности, признаками и критериями оценки ее воспитанности. Наблюдение должно быть систематическим, фиксируемым (записи вносятся в дневник наблюдений), полученные результаты должны анализироваться и обобщаться.
Беседы с воспитанниками позволяют учителю выяснить степень информированности ученика в той или иной области, его знание норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, если таковые есть. Одновременно в ходе беседы педагог может узнать мнения учащихся о собственной работе, о взаимоотношениях детей, их симпатиях и антипатиях, об отношениях к тем или иным общественным явлениям, политическим событиям.
Методы опросов.Сегодня в школе учителя широко применяют с целью контроля в воспитании методы опросов (анкеты, интервью, устные опросы, социометрию), что позволяет быстро и в массовом порядке определить какие-то проблемы, проанализировать их и наметить пути решения. Требования к таким опросникам содержатся в специальных пособиях по педагогической психологии, социальной педагогике или в рекомендациях по изучению личности школьника, которые даются студентам при подготовке к педагогической практике.
Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности учащихся, но и уровня воспитательной работы учителя и школы в целом. Было время, когда дети в школе получали оценки по поведению по 5-балльной системе (вплоть до 90-х годов прошлого века), однако в современной школе такое прямое оценивание упразднено в связи с недостаточно конкретными критериями оценивания и субъективизмом педагогов в оценке поведения детей, что приводило к конфликтным ситуациям в педагогическом процессе. Но результативность воспитания (или наоборот) всегда находит свое отражение в оценочных суждениях педагогов и учащихся, в характеристиках на отдельных учащихся (в их личных делах) и класса в целом.
О результативности воспитания свидетельствуют такие общие показатели:
- сформированность у учащихся основ мировоззрения;
- умение давать оценку общественным явлениям и событиям, происходящим в стране и за рубежом;
- усвоение норм морали, знание и соблюдение законов, правил для учащихся;
- общественная активность, участие в ученическом самоуправлении;
- инициативность и самодеятельность учащихся, трудолюбие и аккуратность;
- эстетическое и физическое развитие.