Защита диссертации в виде научного доклада

АРХИВ

От редакции. Говоря о важности, прямой необходимости публикации материалов защиты диссертаций по игре, по крайней мере, докторских, мы приступаем к этому и практически. Начнем с самых истоков игровой культуры - народной педагогики игры. Этому посвящена защищенная в октябре 1998 г. диссертация В.М.Григорьева, представленная в виде научного доклада по совокупности публикаций автора с 1966 по 1998 гг.

Сейчас материалы защит диссертаций циркулируют лишь в узких кругах "посвященных", оставаясь доступными разве что в виде авторефератов. Сфера науки, жаждущая реальной демократизации, должна сама позаботиться о публичности своей деятельности. Это один из ориентиров деятельности Института игры.

Первая такая публикация неизбежно получается объемистой - в силу необходимости отразить самое структуру, порядок и другие особенности столь важной, но мало известной широкому кругу читателей формы научной жизни.

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ В ВИДЕ НАУЧНОГО ДОКЛАДА

НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

ГРИГОРЬЕВЫМ ВЛАДИМИРОМ МИХАЙЛОВИЧЕМ

НА ТЕМУ "НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ИГРЫ

В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ"

Специальность 13.00.01 - Общая педагогика.

Стенограмма заседания диссертационного совета Д 018.05.01

При Институте развития личности РАО 15 октября 1998 г.

Председатель -академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Г.Н.Волков

Ученый секретарь - кандидат педагогических наук А.Ф.Никитин

Председатель:

Уважаемые коллеги! Кворум у нас имеется. Из 18 членов совета присутствуют 14 человек, из них докторов наук по профилю диссертации - 3:

Д.п.н. Г.Н.Волков (13.00.01)

К.п.н. А.Ф.Никитин (13.00.08)

Д.п.н. Е.А.Бодина (13.00.08)

Д.п.н. Н.С.Дежникова (13.00.08)

Д.п.н. В.И.Казаренков (13.00.06)

Д.п.н. С.А.Козлова (13.00.08)

Д.п.н. В.М.Коротов (13.00.08)

Д.п.н. М.И.Мухин (13.00.01)

Д.п.н. Н.Д.Никандров (13.00.08)

Д.п.н. А.А.Остапец-Свешников (13.00.06)

Д.ф.н. Л.П.Печко (13.00.06)

Д.п.н. Р.М.Рогова (13.00.06)

Д.ф.н. Е.М.Торшилова (13.00.01)

Д.п.н. Б.П.Юсов (13.00.06)

Разрешите начать заседание диссертационного совета. На повестке дня защита диссертации в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук Григорьевым Владимиром Михайловичем на тему "Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности".

Официальные оппоненты:

Доктор философских наук, профессор, действительный член РАО Г.Н.Филонов.

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Б.П.Юсов.

Доктор педагогических наук М.В.Кларин.

Ведущая организация - Институт национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования РФ.

Какие будут замечание по повестке дня? (Замечаний нет).

Повестка дня принимается.

Слово предоставляется ученому секретарю совета для зачтения документов, содержащихся в личном деле соискателя.

К.п.н. А.Ф.Никитин:

(Зачитывает документы, содержащиеся в личном деле соискателя. Отмечается, что материалы личного дела и документы предварительной экспертизы соответствуют требованиям Положения ВАК РФ).

Председатель:

Какие будут вопросы по зачитанным документам? (Вопросов нет).

Слово предоставляется соискателю для изложения основных положений диссертационной работы.

В.М.Григорьев:

(излагает основные положения диссертационной работы).

V v v

Председатель:

Какие будут вопросы к соискателю?

Д.п.н., проф. А.А.Остапец-Свешников:

Какая связь сегодня у семьи с новыми играми, которые были в стране, такими, как "Орленок", "Зарница", военно-патриотическими играми? С той народной игрой, которая была раньше, есть ли сегодня какие-то формы преемственности и почему потеряны эти игры сегодня?

В.М.Григорьев:

защита диссертации в виде научного доклада - student2.ru Этот вопрос очень актуальный; действительно, бережем давнее прошлое, а из того, что создавалось на наших глазах, многое исчезает. Эта проблема очень трудная, и возрождать, прямо скажем, древние игры, о которых почти никто не знает, часто легче и свободнее для исследователя, чем то, что еще пока в памяти поколений. Но все-таки, Александр Александрович, механизмы вскрыты при этом в ходе исследования одни и те же. И я прямо скажу, что не везде теперь умирают и КВН, и "Зарница" и т.д. Приезжайте в Лесной городок, приезжайте на Воробьевы горы. Буквально недавно проходили у нас на местности и знаменитые индейские игры. И многое из Вашей практики тоже подтверждает мои слова.

Д.п.н., проф. А.А.Остапец-Свешников:

Второй вопрос. Вы прослеживали, например, потешные игры Петра, которые все-таки патриотически готовили его гвардию, и сегодняшние, т.е. те, которые были у нас, - макаренковские военные игры, а потом "Орленок", "Зарница", "Зарничка" и т.д. - или Вы такого не делали?

В.М.Григорьев:

Исторический подход, построение последовательных этапов развития игры, - я горжусь, что осуществил это. В крупном масштабе, но также и в микроисторическом аспекте. То, что Вы говорите, совершенно актуально. И, действительно, очень хорошо, что возрождаются традиции, идущие еще от Петра и продолженные Суворовым и далее до наших дней - великолепно складывается цельная последовательность.

Д.п.н. М.И.Мухин:

У меня два вопроса. Один уточняющий, с которого я начну. В научной новизне в выводах Вы пишете, что разработаны конкретные виды специальных методик, разработана оригинальная модель структуры. Это хорошо, это есть на самом деле. Но как Вам удалось это сделать, не ставя такую задачу исследования?

В.М.Григорьев:

К сожалению, я во вступительном слове не зачитал целиком пояснение к цели и задачам. Ведь исследование длилось 30 лет, и последний этап, когда была сформулирована именно эта тема, был уже завершающий этап, а 20 предыдущих лет исследование шло, задачи ставились и на первых этапах решались как раз преимущественно конкретные педагогические и методические задачи. В тексте я привожу последнюю, заключительную формулировку задач своего исследования, а что было сделано в предыдущие этапы, я имею право использовать тоже, это же мои результаты.

Д.п.н. М.И.Мухин:

Следующий вопрос такой: послушав Ваш доклад, который мне очень понравился, вместе с тем хотелось, чтобы Вы еще раз назвали механизмы, с помощью которых осуществлялось возрождение средств народной педагогики игры. Я о механизмах не прочитал в Вашем автореферате, в докладе Вы о них тоже ничего не сказали.

В.М.Григорьев:

Они в докладе хотя и кратко, но представлены на стр. 50 - 51, но для того, чтобы это было коротко, я там опираюсь на графическую схему структуры игровой деятельности. Дело в том, что когда возрождают игру, часто это не получается потому, что берут не весь механизм, а берут только сами игровые действия. Т.е. думают, что для того, чтобы возродить, скажем, лапту, надо просто научить ребят бить палкой, ловить мяч и т.д., и будет лапта.

То, о чем я сейчас сказал, только первая часть структуры и соответственно первый этап действия механизма. Это возрождение самого хода игровых действий: как начинается игра, как она идет и как она должна завершаться. Но на этом не кончается процесс, этапы и стадии возрождения. Дальше мы должны обязательно восстановить организационную структуру, т.е. лапту не возродишь, если не найти поляны подходящей, если некому сделать биту и т.д. Это организация игры, это не сама игра, но она тоже необходима. В структуру возрождения входит, таким образом, этап организации и подготовки игры.

И, наконец, то, что уж совсем часто забываем, последний, третий структурный элемент - руководство. Дело в том, что в этот блок входит замысел, контроль, коррекция и оценка результатов. Как видите, здесь в основном информационно-духовная сторона игры: создать правильную атмосферу, правильное отношение к игре, понять, что это не просто мы покидаем мяч, как в бейсболе, но что это наша народная, исконная игра, в которую играли многие поколения, играли и Петр I, и Суворов и т.д. Это, казалось бы, детали, но в действительности совершенно все меняется, когда ребята представляют эту духовную сторону структуры. Итак, структура - это не единичные только игровые действия, она включает три блока, причем каждый из блоков еще имеет свои детали, на которых я не останавливаюсь.

Д.п.н. В.И.Казаренков:

Вами разработаны большая типология и классификация. Хотелось бы сказать, что, действительно, народная игра является средством воспитания, вы доказываете это. Здесь хотелось бы узнать, насколько народная игра (а Вы говорите, что она очень здорово дает основание для стабилизации народного статуса, говорите о традициях, о национальном самосознании), имеет интернациональную составляющую, которая объединяет детей различных наций и народов и соответственно влияет на воспитание и развитие?

В.М.Григорьев:

Вопрос очень интересный. В народной педагогике поразительная мудрость, умение гармонично сочетать крайности (я это называю принципом лада). Мы, педагоги, увлекаясь в один период интернационализмом, в другой - национальными проблемами, каждый раз то на один полюс, то на другой встаем. В народной педагогике, в народной культуре всегда ищут золотую середину и всегда есть сочетание того и другого. Поэтому в любой народной игре вы увидите и то, что перекликается с народными играми других народов. Мы собирали виды игры в лапту. Она у всех народов России есть, но в то же время в каждой есть своя изюминка: и кашамаран, и русская "долгая лапта" или "на матку" игра - каждая из них имеет свою изюминку. Одним словом, неповторимо индивидуальное сочетание одного и другого. Причем интересная динамика: это сочетание все время меняется. В разные эпохи на первый план выходит то одно, то другое. В последнее время выходила национальная составляющая, особенно она становилась приоритетной, и "перегнули" во многих местах с этим.

Вы совершенно правильно ставите вопрос, что пора вспомнить о второй стороне и привести в более гармоничное отношение к игре как к средству воспитания. К народной игре в особенности, потому что она этого требует, иначе это будет просто неадекватный подход, мы в народной игре будем видеть только одну из сторон.

Д.п.н. В.И.Казаренков:

Фактически она все равно будет доминировать, или она будет сочетаться?

В.М.Григорьев:

Она гармонично сочетает в себе, и как раз поэтому она - прекрасное средство дружбы народов. Когда собирались на фестивалях, других встречах представители совершенно разных народов, общий язык сначала трудно было найти. А начинали играть - и все становилось понятно, понятно, что мы - друзья, что у нас общее отношение к жизни.

Д.п.н. В.И.Казаренков:

Главное - совместная деятельность?

В.М.Григорьев:

Да, хорошая совместная деятельность. Ведь можно по-всякому деятельность организовать.

Д.ф.н., проф. Л.П.Печко:

Хотелось, чтобы Вы прояснили еще такой момент: выделяя игровую культуру личности, в какой мере Вы представляете такой компонент, как игровое мышление или игровое видение личности?

В.М.Григорьев:

Спасибо, Лейла Петровна, за вопрос. Это как раз не поместилось в устном выступлении - в последний момент вычеркнул, сокращая текст.

Действительно, ключ к воспитанию в игре именно через личную игровую культуру. Поэтому ей исключительно большое внимание. Личная игровая культура - это в миниатюре культура в целом. В ней есть все звенья, в ней есть и материальная культура игровая, и духовная прежде всего. Причем интересно, что чем шире берем общность, когда от личности отходим, тем большее значение приобретает материальная сторона (место для игры, инвентарь и т.д.); чем мы ближе к личности, тем больше духовная сторона ведущее значение имеет. Я как раз уже об этом говорил: сквозь призму своей игровой культуры человек воспринимает любую игру. Я видел случаи, когда в великолепную игру - в шахматы - играли "на интерес" так называемый, вот извращение игры. И в то же время я привожу пример с Макаренко, когда "в сыщика и вора" играли, но у Макаренко она облагораживала людей. Все дело в том, как это подать. И это касается духовной стороны. Здесь надо смотреть конкретно, что входит в духовную сторону: тут и интеллектуальное (нужно знать игры, включать свое мышление), сюда входит и нравственное (нужно уметь отделить жестокую игру от благородной, доброй игры) и т.д. Т.е. духовный элемент - это вершина структуры.

Д.п.н., проф. Н.С.Дежникова:

В развитие того, что сейчас сказал Владимир Михайлович, у меня такой вопрос. Как мне удалось понять, педагогика игры и народная педагогика игры - веди неидентичные. Хочу спросить Вас, как Вам удалось выделить этот компонент народности в педагогике игры и что создает живучесть, жизнеспособность этому началу народного в игре, за счет чего она не исчезает (потому что за счет возрождения вряд ли можно создать)? Значит, есть какие-то внутренние силы, которые ее сохраняют. На чем она основывается, за счет чего она живет?

В.М.Григорьев:

Односложно на это не ответишь, потому что народ, выживая многие века в самых разных, иногда страшно трудных условиях, на грани гибели, отрабатывал очень сложную и обязательно многокомпонентную структуру, чтобы всегда можно быть на что-то опереться. И…

Д.п.н., проф. Н.С.Дежникова:

Я немного проще спрошу. Скажем, лапта, Вами проведенная. Что переходит из поколения в поколение, что народного, такого, которое несет эта лапта в себе? Почему сократились масштабы ее, применение ее в детской среде? Что же все-таки в ней есть такого, что может сохранить игру?

В.М.Григорьев:

Все-таки здесь я возвращаюсь к многокомпонентности. Игра дает не что-то одно, на основе чего мы игры при классификации разносим. Игра лапта по моей классификации относится к играм физического развития, и, казалось бы, главное в лапте - способность научить ребенка быстро бегать, точно кидать мяч, сильно бить и т.д., и это, действительно, основное. Но каждая игра многокомпонентна и параллельно с этим в игре есть удивительные духовные качества, о которых, если говорить именно о лапте, писал Куприн в свое время. Он буквально перед смертью писал примерно так: "Сохраните, сберегите эту драгоценность, эту игру, она ведь учит не только бегать, она учит дружеской спайке, когда один за всех и все за одного". Вы, наверное, знаете эту игру в лапту. Поразительная вещь, что в лапте, например, национальные качества русские, точнее - не только русские, а нашей страны, российские - очень видны по сравнению с бейсболом; почти та же игра, но там каждый выступает против всех, он один, его все салят; если он победил - все. В нашей игре постоянная взаимовыручка.

Д.п.н., проф. Н.С.Дежникова:

И еще один вопрос. В классификации игр почему у Вас выпал такой компонент, который присущ игре, как развитие эмоциональной сферы личности.

В.М.Григорьев:

Это компонент всеобщий для всех типов игры и его выделить в отдельном типе игр я посчитал неправильным.

Д.п.н., проф. Н.С.Дежникова:

Эстетический можно, а эмоциональный нельзя?

В.М.Григорьев:

Эстетическй имеет свою особую технологическую оснащенность, потому что игры эстетического воспитания - это или игры рисования, или танцевальные, с пением и т.д., а эмоциональное в любой игре есть.

Председатель:

Есть еще вопросы? (Нет вопросов).

Слово предоставляется ученому секретарю совета для оглашения отзывов, поступивших на диссертацию.

К.п.н. А.Ф.Никитин:

ОБЗОР ОТЗЫВОВ,

ПОСТУПИВШИХ НА ДИССЕРТАЦИЮ

В ВИДЕ НАУЧНОГО ДОКЛАДА

ГРИГОРЬЕВА

ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА

"НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА ИГРЫ

В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ

ЛИЧНОСТИ”

Диссертационное исследование Григорьева Владимира Михайловича выполнено в Институте развития личности РАО, в лаборатории этнопедагогики, и связано с плановыми работами лаборатории и Института.

Предварительная экспертиза диссертации в виде научного доклада проведена на расширенном заседании лаборатории этнопедагогики. Работа единогласно оценена как завершенное самостоятельное научное исследование, совокупность положений которого можно квалифицировать как новое значительное достижение в развитии педагогической науки. В заключении сделан вывод об актуальности проведенного исследования, новизне полученных автором результатов, их обоснованности и достоверности, теоретической и практической значимости.

Диссертация в виде научного доклада В.М.Григорьева была направлена на официальный отзыв в Институт национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования РФ.

В положительном отзыве ведущего учреждения подтверждена актуальность и важность темы исследования, отмечено, что историко-теоретическое обоснование проблемы и предложенный научный аппарат удачно отражают сущность и этнопедагогическую направленность исследования. Систематизация ранее опубликованных работ убеждает в оправданности избранной формы научного доклада.

Анализ и обобщение уникального по объему и многообразию игрового материала дали исследователю возможность впервые осуществить всеобщую классификацию игровых явлений по их функциям в воспитании и развитии личности. Это позволило вскрыть огромный и недостаточно используемый воспитательно-развивающий потенциал традиционной игровой культуры. Не впадая, однако, в апологетику народной игры, строго следуя принципам научной объективности, соискатель выявил противоречивость состояния и развития педагогики игры, наличие игровых средств, требующих современной педагогической корректировки, разработал ее научные критерии, теоретическое обоснование и практически работающую систему. Это позволило решить основную проблему исследования - установление оптимального взаимодействия народной педагогики игры с современным процессом воспитания и развития личности.

Разработанные соискателем пути целенаправленного применения народной педагогики игры апробированы в системе общего и дополнительного образования, на семинарах и курсах повышения квалификации, в практике ВУЗов, в учреждениях культуры разных регионов и республик. Публикации В.М.Григорьева соответствуют содержанию его доклада.

Общий вывод: диссертация в виде научного доклада “Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности” соответствует предъявляемым к работам такого рода требованиям, а ее автор В.М.Григорьев заслуживает присуждения ему ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика.

В отзыве высказаны некоторые замечания и пожелания:

Не ко всем закономерностям народной педагогики игры дано в докладе обоснование. Правда, такие обоснования можно найти в публикациях автора, но, на наш взгляд, должны они быть приведены и непосредственно в тексте доклада, учитывая его теоретический характер.

Специфика народной педагогики игры выявлена в работе достаточно четко, однако, некоторые ее аспекты было бы желательно дополнить, сравнив ее, например, с народной педагогикой трудового воспитания, художественного творчества и т.д.

При этом взаимосвязь народной педагогики игры с трудовым воспитанием заслуживает особого внимания. Учитывая, что во все времена человеческой истории игра как бы моделировала труд человека, следовало бы более подробно раскрыть этот аспект проблемы.

Немаловажна также роль народных игр в социализации растущего человека. Не лишне отметить, например, что многие народные игры проводились совместно детьми и взрослыми в их свободное время. Эту сторону разработки проблемы также следовало бы расширить.

Большего внимания заслуживают, по нашему убеждению, этно-конфессиональные особенности, отраженные в национальных вариантах народной педагогики игры.

На доклад В.М.Григорьева поступили отзывы:

Кафедры педагогики Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского за подписью заведующего кафедрой доктора педагогических наук, профессора Д.М.Гришина.

Доктора педагогических наук, зав. лабораторией физического воспитания Института возрастной физиологии РАО, профессора В.И.Ляха.

Доктора филологических наук, зам. директора по науке Государственного музея А.С.Пушкина, профессора, академика РАО Н.И.Михайловой.

Доктора педагогических наук, декана факультета начального обучения Тувинского гос. университета Х.Д.-Н.Ооржака.

Доктора педагогических наук, профессора кафедры ТиМФКиС Белгородского гос. университета В.И.Прокопенко.

Доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН С.Б.Рождественской.

Доктора педагогических наук, зав. кафедрой социальной педагогики Липецкого госпединститута, профессора, заслуж. учителя России С.А.Шмакова.

Во всех отзывах делается общий вывод: диссертация В.М.Григорьева представляет собой завершенное самостоятельное исследование, соответствует требованиям ВАК к докторским диссертациям (п. 13 Положения), а автор заслуживает присуждения ему ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика.

В отзыве В.И.Прокопенко имеется пожелание: Хотелось бы видеть сей научный труд более структурированным, без лишних отступлений от сущностной стороны научного исследования, что дало бы возможность значительно усилить теоретико-методологическую сторону предложенной работы.

Председатель:

Слово предоставляется соискателю для ответа на замечания ведущей организации и отзывов неофициальных оппонентов.

В.М.Григорьев:

Мы признательны ведущему учреждению за обстоятельный и глубокий отзыв, за доброжелательную оценку нашей работы.

О замечаниях и пожеланиях.

Большинство из них о желательности более полного освещения взаимосвязей народной педагогики игры с народной педагогикой трудового и художественного воспитания, с социализацией личности, с этно-конфессиональными проблемами воспитания. Эти аспекты, безусловно, важны. И они затронуты в докладе, о чем говорится и в отзыве. Что же касается расширения их освещения, то это отчасти уже сделано в наших публикациях и будет по возможности продолжено.

Обоснования к закономерностям народной педагогики игры, действительно, не всегда даются в тексте доклада. Но это относится только к тем закономерностям народной педагогики игры, которые являются общими для всей народной педагогики и уже обоснованы этнопедагогами, например, закономерности чередования и преемственности поколений. Тем закономерностям, что выявлены и формулируются непосредственно в нашей работе, обоснование всякий раз дается; насколько это позволяет жанр научного доклада.

Ответ Прокопенко В.И.

С пожеланием В.И.Прокопенко можно только соглашаться, ибо структуру работы можно совершенствовать всегда и поистине бесконечно. Этим, конечно, мы и занимались, но после 5 видоизмененных вариантов текста настал все-таки момент, когда надо остановиться и завершить оформление на достигнутом уровне, чтобы со временем начать осваивать следующий уровень совершенства.

Председатель:

Переходим к обсуждению диссертационной работы.

Слово предоставляется официальному оппоненту д.ф.н., проф., действ. чл. РАО Г.Н.Филонову.

Д.ф.н., проф., действ. чл. РАО Г.Н.Филонов:

Зачитывает отзыв.

ОТЗЫВ

АРХИВ

От редакции. Говоря о важности, прямой необходимости публикации материалов защиты диссертаций по игре, по крайней мере, докторских, мы приступаем к этому и практически. Начнем с самых истоков игровой культуры - народной педагогики игры. Этому посвящена защищенная в октябре 1998 г. диссертация В.М.Григорьева, представленная в виде научного доклада по совокупности публикаций автора с 1966 по 1998 гг.

Сейчас материалы защит диссертаций циркулируют лишь в узких кругах "посвященных", оставаясь доступными разве что в виде авторефератов. Сфера науки, жаждущая реальной демократизации, должна сама позаботиться о публичности своей деятельности. Это один из ориентиров деятельности Института игры.

Первая такая публикация неизбежно получается объемистой - в силу необходимости отразить самое структуру, порядок и другие особенности столь важной, но мало известной широкому кругу читателей формы научной жизни.

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ В ВИДЕ НАУЧНОГО ДОКЛАДА

НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Наши рекомендации