Согласование имен существительных с именами числительными
Имена числительные усваиваются детьми сравнительно поздно, позднее существительных, глаголов, прилагательных и наречий. Поэтому вполне естественно, что и согласование других частей речи с числительными усваивается в значительно более поздние сроки.
Основная сложность при усвоении правил согласования существительных с числительными состоит в том, что разные имена существительные, употребляемые с одними и теми же числительными, имеют различные окончания, например: ПЯТЬ ДОМОВ, ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ, ПЯТЬ ПЛАЩЕЙ, ПЯТЬ МАРОК, ПЯТЬ КОШЕК, ПЯТЬ РУКАВИЦ, ПЯТЬ КОТЯТ, ПЯТЬ СОБАК, ПЯТЬ КРЕСЕЛ и т.п. Как во всем этом малышу разобраться?
Ребенок в возрасте до трех-четырех лет имеет склонность к уподоблению всех этих окончаний, приведению их к какому-то единому образцу (как и в случаях усвоения всех других грамматических форм, о чем мы уже говорили). По этой причине по аналогии с ПЯТЬ ДОМОВ дети раннего возраста говорят, например, ПЯТЬ ПЛАЩОВ, ПЯТЬ МАРКОВ, ПЯТЬ КОШКОВ, ПЯТЬ КОТЯТОВ, ПЯТЬ КРЕСЛОВ и т.п. И лишь постепенно, в процессе подражания правильной речи окружающих его людей, ребенок усваивает все это многообразие окончаний имен существительных при их согласовании с числительными.
Чтобы облегчить для ребенка эту непростую задачу, можно путем специальных упражнений, проводимых в форме игры, несколько акцентировать на ней его внимание.
Сначала проверьте правильность употребления ребенком окончаний имен существительных, используя для этого приведенные ниже картинки. Сделать это можно примерно так. Показывая на картинку, Вы говорите: «Вот видишь, здесь нарисован один жук, а здесь пять... чего?» («жуков» — добавляет ребенок). В ходе проверки внимательно следите за правильностью окончаний имен существительных.
В случае неправильного употребления ребенком окончаний имен существительных ему необходимы специальные упражнения.Ниже приведен речевой материал для таких упражнений. Все словосочетания здесь сгруппированы по принципу сходства окончаний имен существительных. В ходе упражнений Вы произносите сочетание существительного с числительным «один», а ребенок вслед за этим называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь» и т.д.).
Один стол — пять столов
Один слон — пять слонов
Один шкаф — пять шкафов
Один молоток - - пять молотков
Один заяц — пять зайцев
Один палец — пять пальцев
Одно платье — пять платьев
Один гусь — пять гусей
Один лебедь — пять лебедей
Один журавль — пять журавлей
Одна лошадь — пять лошадей
Один корабль — пять кораблей
Одна шапка — пять шапок
Одна перчатка — пять перчаток
Одна банка — пять банок
Одна булка — пять булок
Одна марка — пять марок
Одна папка — пять папок
Одна солонка — пять солонок
Одна масленка — пять масленок
Одна гайка — пять гаек
Одна майка — пять маек
Одна шишка — пять шишек
Одна кошка — пять кошек
Одна бочка — пять бочек
Одна ручка — пять ручек
Одна птичка — пять птичек
Одна кочка — пять кочек
Одна точка — пять точек
Одна рукавица — пять рукавиц
Одна пуговица — пять пуговиц
Одна мыльница — пять мыльниц
Одна сахарница — пять сахарниц
Одна салатница — пять салатниц
Одна чернильница — пять чернильниц
Один утенок — пять утят
Один гусенок — пять гусят
Один цыпленок — пять цыплят
Один теленок — пять телят
Один жеребенок — пять жеребят
Один мышонок — пять мышат
Один котенок — пять котят
Один тигренок — пять тигрят
Один слоненок — пять слонят
Один львенок — пять львят
Один медвежонок — пять медвежат
Один волчонок — пять волчат
Один вороненок — пять воронят
Одна шляпа — пять шляп
Одна книга — пять книг
Одна конфета — пять конфет
Одна обезьяна — пять обезьян
Одна собака — пять собак
Одна лиса — пять лис
Одна люстра — пять люстр
Одно зеркало — пять зеркал
В словосочетании ПЯТЬ ЗЕРКАЛ наблюдается не только утрата окончания, но одновременно и изменение места ударения, что особенно затрудняет детей (они часто говорят ЗЕРКАЛ вместо ЗЕРКАЛ, сохраняя прежнее место ударения).
Для более прочного закрепления навыка правильного согласования существительных с числительными предложите ребенку следующие задания.
1) Закончить (начатые Вами) предложения:
На лугу паслись маленькие гусята и с ними пять больших... (ГУСЕЙ)
В камышах спрятались десять утят и семь больших диких... (УТОК)
В нашем доме два маленьких окошка и пять больших... (ОКОН)
До конца летних каникул осталось всего пять... (ДНЕЙ)
У одной кошки два уха, а у трех кошек шесть... (УШЕЙ)
2) Определить, какое из двух (сказанных Вами) предложений правильное:
Паслось десять ОЛЕНЕЙ
Паслось десять ОЛЕНЕВ
На стене висело пять больших ЗЕРКАЛ
На стене висело пять больших ЗЕРКАЛОВ
В магазине было много красивых ЛЮСТР
В магазине было много красивых ЛЮСТРОВ
У пяти кошек пять ЛБОВ
У пяти кошек пять ЛОБОВ
Мальчик держал в руке пять воздушных ШАРЫ
Мальчик держал в руке пять воздушных ШАРОВ
У курицы десять маленьких ЦЫПЛЯТ
У курицы десять маленьких ЦЫПЛЕНКОВ
На столе лежало пять БАНАНЫ и семь ЯБЛОКОВ
На столе лежало пять БАНАНОВ и семь ЯБЛОК
С дерева сорвали десять ГРУШЕВ
С дерева сорвали десять ГРУШ
В результате всех этих упражнений ребенок приобретет необходимый практический навык правильного согласования существительных с числительными, что позволит ему распространить тот навык и на все другие подобные словосочетания, даже если они впервые встречаются в его речевой практике. Так, например, усвоив тип окончаний существительных в словосочетаниях ПЯТЬ КОТЯТ, ПЯТЬ МЫШАТ, ПЯТЬ СЛОНЯТ и др., ребенок, можно надеяться, правильно употребит эти окончания и во впервые встретившихся ему словосочетаниях ПЯТЬ ГАЛЧАТ, ПЯТЬ ВОРОНЯТ, ПЯТЬ ОЛЕНЯТ и т.п.
Усвоение предлогов
Предлоги, так же как и союзы, появляются у ребенка позже всех других частей речи. Трудность усвоения предлогов связана с тем, что они обозначают не сами предметы, а лишь отношения между предметами, поэтому ребенок долгое время их как бы «не замечает». Выше уже было отмечено, что случаи опускания предлогов в речи детей наблюдаются примерно до 2-х лет 4-х месяцев. Сначала ребенок использует в своей речи только простые предлоги (типа НА, В, ПОД), и лишь значительно позднее усваивает сложные предлоги (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и др.). Поэтому помощь ребенку в усвоении этой части речи не будет; излишней, тем более, что даже многие школьники допускают ошибки в употреблении сложных предлогов.
Прежде всего, проверьтеправильность употребления Вашим ребенком простых предлогов. С этой целью предложите ему ответить на Ваши вопросы по приведенным ниже картинкам. Последовательно показывая на каждую из книг, на рисованных на первой картинке (см. стр. 291), каждый раз спрашивайте ребенка о том, где эта книга лежит - НА СТОЛЕ, В СТОЛЕ, ПОД СТОЛОМ, НАД СТОЛОМ, У (ОКОЛО) СТОЛА, ЗА СТОЛОМ.
Если ребенок не справляется с заданием, то есть не может самостоятельно употребить в своей речи нужные предлоги, необходимо проверить понимание им значений этих предлогов. Сделать это можно так. Попросите ребенка молча показать,какая книга лежит НА СТОЛЕ, какая - В СТОЛЕ, ПОД СТОЛОМ и т.д. Недоступность и этого задания будет свидетельствовать о значительном отставании ребенка в усвоении предлогов и о необходимости систематической работы с ним в этом направлении (если, разумеется, он достиг 2,5 —3-летнего возраста, в котором предлоги уже должны присутствовать в его речи).
Вторая картинка рассчитана на выяснение понимания ребенком и возможности употребления им сложных предлогов. Сначала задайте такие вопросы: «Откуда мальчик достает книгу?» (ИЗ-ПОД СТОЛА). «А откуда достает книгу Девочка?» (ИЗ-ЗА СТОЛА). В случае затруднений с ответом проверьте понимание ребенком значений этих предлогов, для чего спросите: «Покажи, кто достает книгу из-под стола (из-за тола)?» Ошибочность показа будет свидетельствовать о непонимании значений проверяемых предлогов. Третья картинка (см. стр. 292) дает возможность еще раз уточнить знание ребенком предлогов и в случае необходимости — поупражнять его в их усвоении. По этой картинке можно задать такие вопросы:
Где сидит эта белка? (В ДУПЛЕ);
А эта? (НА ДЕРЕВЕ, НА ВЕТКЕ);
А куда спряталась вот эта белочка? (ЗА ДЕРЕВО);
И откуда она теперь выглядывает? (ИЗ-ЗА ДЕРЕВА);
А где пролетают сейчас эти птицы? (НАД ДЕРЕВОМ);
Где растут цветы? (ПОД ДЕРЕВОМ).
Примерно так же может быть использована и четвертая картинка, помещенная на стр. 293.
В процессе работы над предлогами важно прежде всего помочь ребенку хорошо усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Начать лучше с объяснения самых простых, «наглядных» значений предлогов. Например, объясните ребенку, что НА — это значит на поверхности чего-то (НА СТОЛЕ, НА ПОЛУ, НА ПОЛЯНКЕ); В - означает внутри чего-то (В СТОЛЕ, В ШКАФУ); ПОД - внизу под чем-то (ПОД СТОЛОМ, ПОД ШКАФОМ); У, ОКОЛО - рядом с чем-то (СО СТОЛОМ, СО ШКАФОМ); ЗА - позади чего-то (ЗА СТОЛОМ, ЗА ШКАФОМ); ПЕРЕД - впереди чего-то (ПЕРЕД СТОЛОМ, ПЕРЕД ШКАФОМ).
Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, после объяснения значения предлога НА Вы говорите ребенку: «Посмотри, сейчас я кладу книгу НА СТОЛ, а теперь НА ТУМБОЧКУ, НА ПОЛКУ (совершаете соответствующие действия). То же самое и с предлогами В, ПОД (книга кладется В СТОЛ, В ТУМБОЧКУ, ПОД СТОЛ, ПОД ТУМБОЧКУ и т.п.), причем каждое действие «оречевляется».
Предложите также ребенку выполнить следующие Ваши поручения: положить какой-либо предмет НА СТОЛ, В СТОЛ, ПОД СТОЛ, взять его СО СТОЛА, ИЗ-ПОД СТОЛА, ИЗ-ЗА СТОЛА и т.п. В данном случае говорите Вы сами, а в задачу ребенка входит лишь правильное понимание значений употребляемых Вами предлогов. О правильности такого понимания можно безошибочно судить по правильности выполнения поручений.
Значительно сложнее будет такой вид работы: Вы производите определенные действия с предметами, а ребенок отвечает на соответствующие этим действиям вопросы, правильно употребляя при этом предлоги. Например, ставя стакан на стол, Вы спрашиваете ребенка: «Куда я поставила стакан?» (на стол); «Откуда я взяла стакан?» (со стола) и т.д.
В целях более прочного закрепления значений предлогов полезно использовать и приводимую ниже обобщенную схему.
Объяснив ребенку имеющиеся в схеме условные обозначения, переходите к упражнениям. Например, Вы произносите предложение с тем или иным предлогом, а ребенок показывает соответствующий квадратик на схеме (Белка сидит В дупле; птица села НА ветку; зайчик сидит ПОД кустом и т.д.).
Другое упражнение: Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает его, употребляя при этом подходящий по смыслу предлог. Например:
Дети пошли купаться... (на речку, на озеро);
Зимнюю одежду мы повесили... (в шкаф);
Мальчик подошел... (к дому, к столу, к дереву);
Книги достали... (из стола, из-под стола, из ранца);
Девочка спряталась... (за шкаф, за дерево);
Старик грустно смотрел... (в окно, на дорогу, на детей).
Полезно также специально поупражнять ребенка в правильном употреблении окончаний имен существительных в различных предложных конструкциях. С этой целью Вы начинаете фразу с тем или иным предлогом, а ребенок ее заканчивает, употребляя при этом подходящее по смыслу существительное с соответствующим окончанием, например:
Лампа стоит на... (столе);
Лампа висит над... (столом);
Лампу поставили под... (стол);
Лампу поставили около... (стола);
Лампу достали из-под... (стола);
Лампу взяли со... (стола);
Лампу поднесли к... (столу);
Птица сидит на... (ветке, дереве);
Птица сидит в... (гнезде);
Птица вылетела из... (гнезда);
Ласточка свила гнездо под... (крышей) и т.д.
И, наконец, необходимо познакомить ребенка с такими предложными конструкциями, в которых один и тот же предлог употребляется в различных значениях. Например, значение предлога НА не ограничивается только «на поверхности чего-то» — этот предлог может выражать и ряд других отношений между предметами. То же самое касается ; предлога В и других предлогов. Поэтому, чтобы у ребенка не создалось слишком узкого (чисто «пространственного») представления о значениях этих предлогов, попросите его ответить на такие вопросы по приведенной ниже картинке:
Что делают дети? (качаются НА качелях);
Куда идут мальчики? (НА рыбалку);
На чем играет дедушка? (НА дудочке);
Что делают мальчики? (играют В мяч).
Мы рассмотрели усвоение детьми основных правил словоизменения. Что касается овладения ими правилами словообразования, то эти сведения были приведены по каждой части речи в отдельности.