Согласование имен прилагательных с именами существительными
Имена прилагательные должны согласовываться с именами существительными в роде (СИНЯЯ ЛЕНТА, СИНИЙ ВАСИЛЕК, СИНЕЕ МОРЕ), числе (СИНЯЯ ЛЕНТА - СИНИЕ ЛЕНТЫ) и падеже (СИНЕЕ МОРЕ, СИНЕГО МОРЯ, СИНЕМУ МОРЮ и т.д.). Как видим, во всех этих случаях окончания имен прилагательных различны. Именно усвоение всего многообразия окончаний имен прилагательных и представляет для ребенка основную сложность. Важно своевременно помочь ему в преодолении этой сложности путем специальных и достаточных по количеству упражнений.
Сначала проверьте, насколько правильно ребенок употребляет окончания имен прилагательных при их согласовании с существительными. С этой целью предложите ему назвать цвет каждого изображенного на картинках предмета, ставя для этого соответствующие вопросы («Карандаш какой?» - ЧЕРНЫЙ; «Лента какая?» - ЧЕРНАЯ; «Платье какое?» — ЧЕРНОЕ; «Перчатки какие?» — ЧЕРНЫЕ). Во всех этих случаях ребенок должен будет согласовать прилагательные с существительными в роде и числе. (Здесь специально взяты безударные окончания имен прилагательных).
Что касается правильности употребления ребенком падежных окончаний прилагательных, то для выяснения этого вопроса обратитесь к стр. 267. К слову ЗЕБРА добавьте прилагательное ПОЛОСАТАЯ. Далее ребенок отвечает на те же самые Ваши вопросы, что и при «склонении» имен существительных, а именно: «Кто сидит в клетке?» (ПОЛОСАТАЯ ЗЕБРА); «Для кого готовят обед?» (Для ПОЛОСАТОЙ ЗЕБРЫ); «Кому дают есть?» (ПОЛОСАТОЙ ЗЕБРЕ) и т.д. Точно так же, используя эти картинки, можно подобрать имена прилагательные к существительным мужского рода и к существительным множественного числа, например: ХРАБРЫЙ ТИГР, ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Обратите внимание на различие окончаний прилагательных мужского и женского рода, а также прилагательных множественного числа в одном и том же (например, родительном) падеже: ПО-ЛОСАТ-ОЙ ЗЕБРЫ, ХРАБР-ОГО ТИГРА, ДИК-ИХ ЖИВОТНЫХ. Окончания прилагательных среднего рода однотипны с окончаниями прилагательных мужского рода, за исключением именительного и винительного падежа. Например: ХРАБР-ОГО ТИГРА - ГО-ЛУБ-ОГО НЕБА, ХРАБР-ЫМ ТИГРОМ -ГОЛУБ-ЫМ НЕБОМ и т.п.
Если проверка покажет, что ребенок допускает ошибки в окончаниях имен прилагательных, то Для преодоленияимеющихся затрудненийиспользуйте предлагаемые ниже задания.
Задание 1.
Предложите ребенку одно и то же имя прилагательное употребить с именами существительными мужского, женского и среднего рода, а также с существительным множественного числа. Сделать это можно при помощи следующих вопросов.
Слон КАКОЙ? (БОЛЬШОЙ);
Слониха КАКАЯ? (БОЛЬШАЯ);
Море КАКОЕ? (БОЛЬШОЕ);
Моря КАКИЕ? (БОЛЬШИЕ).
Конфета КАКАЯ? (СЛАДКАЯ);
Сахар КАКОЙ? (СЛАДКИЙ);
Пирожное КАКОЕ? (СЛАДКОЕ);
Вафли КАКИЕ? (СЛАДКИЕ).
Как видим, в первой группе примеров окончания имен прилагательных ударные, как и в самом вопросе (КАК-ОЙ? — БОЛЬШ-ОЙ, КАК-АЯ? - БОЛЬШ-АЯ, КАК-ОЕ? -БОЛЬШ-ОЕ, КАК-ЙЕ? - БОЛЬШ-ИЕ), что существенно облегчает для ребенка его задачу. К тому же нужно голосом подчеркнуть совпадение окончаний в вопросах и в самих именах прилагательных, что поможет ребенку при выборе окончаний имен прилагательных.
Во второй группе примеров окончания прилагательных безударные, но поставленный к ним вопрос может послужить для ребенка хорошим ориентиром-
Задание 2.
Предложите ребенку подобрать подходящее прилагательное (то есть признак предмета) к названному Вами существительному, внимательно следя при этом за правильностью окончаний имен прилагательных, например: Лента (ГОЛУБАЯ, ДЛИННАЯ, ШИРОКАЯ, ШЕЛКОВАЯ и т.п.); арбуз (КРУГЛЫЙ, БОЛЬШОЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, СПЕЛЫЙ, СОЧНЫЙ ); платье (ДЛИННОЕ, УЗКОЕ, ШЕЛКОВОЕ, ЗЕЛЕНОЕ, НАРЯДНОЕ, ВЫХОДНОЕ); вишни (СПЕЛЫЕ, СОЧНЫЕ, КРУПНЫЕ, КРУГЛЫЕ).
Задание 3.
Предложите ребенку определить правильные сочетания слов и исправить их в том случае, если они окажутся неправильными. Для этого после каждого произнесенного Вами словосочетания спросите ребенка: «Правильно ли это?» И далее: «А как нужно сказать правильно?» Приведем несколько примерных словосочетаний, число которых при необходимости может быть увеличено.
Голубое небо
Соленый соль
Красивая роза
Красивый ромашка
Большая стакан
Серебристый роса
Колючий елка
Горячий чай
Горький горчица
Душистая сирень
Голубая цветы
Белый облака
Помимо специального упражнения в правильном употреблении окончаний имен прилагательных нужно следить и за правильностью их употребления в повседневной речи ребенка. Все это будет способствовать не только преодолению аграмматизмов в его устной речи, но одновременно и их предупреждению на письме. Значительно легче усвоит ребенок и правила склонения имен прилагательных, которые будут изучаться в школе.