С тяжёлыми нарушениями зрения
Современный период реформирования специального образования выдвигает на первый план проблему реализации инклюзивного обучения в системе интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребёнка, среди которых особое место занимают дети с нарушениями зрения. Процесс вхождения в общеобразовательную систему возможен только в условиях медико-психолого-педагогического сопровождения, о чём говорят многие исследователи в области коррекционной педагогики (Н.Н. Малофеев, О.Г. Приходько, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и др.).
В этом случае инклюзивное обучение обеспечит ребёнку соответствующий объём знаний, навыков и умений социально-адаптивного поведения для успешной социальной адаптации, при этом коррекционно-развивающее обучение чаще всего имеет индивидуальную форму.
Основным принципом инклюзии является гибкость построения всего процесса обучения, обеспеченность специалистами, отвечающими за оказание коррекционно-развивающей поддержки в процессе обучения, и создание соответствующей коррекционно-развивающей среды. Наряду с этим, важно выделять принцип инклюзии, согласно которому процесс индивидуализации взаимодействия педагогов, родителей и специалистов строится с выделением и учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Таким образом, функциональная роль инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья проявляется как технологическое средство обеспечения процесса интегрированного образования.
Проблема исследования, коррекции и компенсации различных зрительных патологий детей чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации. Она указывает на необходимость создания специальных условий, которые помогут не только раскрыть индивидуальность ребёнка, но и развить у него желание проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Задачей коррекционно-образовательного учреждения является создание таких условий для развития дошкольников, которые гарантировали бы каждому воспитаннику достижение адекватного уровня физического, психического и социального развития, определённого уровня образованности, формирование положительных качеств личности, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы, позволяет сделать вывод о том, что одной из актуальных и значимых проблем тифлопедагогики является проблема разработки и реализации индивидуального подхода в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения. Это определяет необходимость решения вопроса о разработке содержания методов и форм оказания специальной поддержки детям с нарушениями зрения, включающего лечебно-восстановительную и коррекционно-развивающую работу.
Индивидуальный подход, по мнению многих ведущих педагогов и психологов, рассматривается как один из важнейших принципов обучения и является конкретизацией дифференцированного подхода, определяющего возможности объединения детей в подгруппы по уровням их индивидуального развития. Он направлен на создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные, так и специфические особенности каждого ребёнка, с целью достижения оптимальных результатов компенсаторного развития.
Актуальность применения индивидуального подхода определена современными исследованиями в офтальмологии и тифлологии (Э.С. Аветисов, Л.П. Григорьева, Л.А. Дружинина, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, В.А. Феоктистова), которые доказали необходимость оказания медико-психолого-педагогической поддержки детей с нарушениями зрения в виде организации определённых коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий.
В своих исследованиях они сделали вывод о том, что индивидуальный подход позволяет не только вести коррекционно-педагогическую работу в целом, но и специально уделять внимание отдельно выраженным недостаткам ребёнка путём избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств.
В то же время в практике работы тифлопедагогов дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения наблюдаются трудности организации и осуществления психолого-педагогической поддержки детей с глубокой патологией зрения, находившихся в условиях социальной депривации, в связи с отсутствием научно-методического обеспечения. Вот почему актуальность и социальная значимость исследования индивидуализации обучения и воспитания детей с глубоким нарушением зрения и находившихся в условия социальной депривации предстает как востребованное научное исследование.
В целях выявления детей с тяжелой патологией зрения и находившихся в условиях зрительной депривации мы провели констатирующий эксперимент, который проходил на базе МБДОУ ДС №43 компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения города Озёрска. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет, которые находились на третьем году обучения.
На первом этапе с помощью соматического, неврологического и других обследований накапливались объективные данные о детях, на основании которых мы узнали о состоянии зрения, здоровья и уровне познавательных возможностей детей.
Далее, в ходе констатирующего эксперимента, основываясь на типологическом уровневом изучении детей с разной степенью выраженности зрительной патологии, мы вели наблюдения за детьми в естественной среде с целью выявления индивидуальных особенностей личности каждого испытуемого. Вместе с тем, мы выявили группу детей, которые не смогли выполнить диагностические задания в силу своих индивидуальных возможностей и не вошли в уровневые типологические группы. Их мы отнесли к нулевому уровню.
Сравнительный анализ полученных данныхсвидетельствовал о неоднородности исследуемой группы детей и о том, что наличие зрительных нарушений характеризуется различной степенью отставания в развитии дошкольников, на которое большое влияние имеют сопутствующие заболевания, а также отсутствие соответствующих условий, позволяющих компенсировать те или иные отклонения развития. Количество детей, не вошедших в типологические уровневые группы, было не велико, практически на каждую группу из 15 детей приходились 1 – 2 ребенка, которые были выведены на индивидуальное обучение. Исходя из этого, можно утверждать, что количество таких детей колеблется в пределах от 9 до 13% от всей популяции детей с нарушениями зрения.
Остановимся на одном примере. Девочка старшего дошкольного возраста с тяжелой патологией зрения, а также резко выраженным отставанием в развитии и социальной депривацией. На фоне глубоких нарушений зрения и сопутствующих заболеваний, девочка по всем параметрам типологической характеристики и индивидуальным особенностям не вошла ни в одну уровневую группу по степени успешности выполнения заданий.
Это нацелило нас на необходимость разработки системы специальной коррекционно-развивающей помощи, направленной на преодоление недостатков развития ребёнка, формирование компенсаторных навыков и совершенствование её психических процессов, а также позволило обосновать необходимость создания пропедевтической индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
При составлении данной программы мы опирались на принцип адекватности её содержания возможностям и особенностям ребёнка, как «зоны актуального развития». Поэтому при подборе материала учитывалось то, что на данный момент может освоить и выполнить ребёнок.
По результатам диагностического исследования, с учётом анализа медицинского и социального статуса ребёнка, мы подобрали целесообразные формы, методы, приёмы обучения и воспитания, которые позволили конкретизировать содержание индивидуальной образовательной программы.
Основой для её построения стала Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной, а также исследования и рекомендации Л.А. Дружининой, Л.Б. Осиповой, Е.Н. Подколзиной, Л.И. Тупоногова, в которых отмечена необходимость индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании и обучении детей со зрительной патологией.
Построение программы представляет определённый алгоритм:
- анамнез ребёнка;
- индивидуальная клинико-психологическая карта ребёнка;
- особенности адаптации ребёнка к дошкольному учреждению;
- педагогическая характеристика познавательных возможностей ребёнка;
- результаты диагностического обследования ребёнка;
- анализ социално-образовательного статуса ребёнка;
- содержание программы;
- условия реализации программы.
При реализации программы мы обеспечивали взаимосвязь различных форм коррекционной работы по преодолению последствий зрительной депривации. В контексте системного, деятельностного, индивидуального и дифференцированного подходов нами были разработаны распорядок дня и индивидуальная сетка занятости ребёнка с учётом его особенностей и возможностей.
Основной формой обучения на первом этапе были индивидуальные коррекционно-развивающие занятия пропедевтического характера. Их влияние на развитие ребёнка проявлялось в задаче постепенного введения девочки в подгрупповое обучение.
Развитие остаточного зрения и зрительного восприятия ребёнка наиболее эффективно происходило посредством предметно-практической деятельности с частым использованием игровых приёмов. Это усиливало интерес девочки к исследованию предметов окружающего мира. Постепенно у неё появилась способность фиксировать взор на предметах и попытка локализовать заданный объект. Использование на занятиях игрушек яркого цвета, а так же предметов, имеющих разнообразную фактуру, способствовали проявлению интереса девочки к играм с другими детьми. Это создавало адекватные предпосылки к развитию коммуникативных компетенций ребёнка и способов взаимодействия со сверстниками.
Результативность выполнения заданий постоянно анализировалась нами и после четырёх месяцев индивидуальных пропедевтических занятий стала свидетельствовать о положительной динамике в развитии девочки.
По мере продвижения ребёнка, с учётом формирования компетенций в разнообразных видах деятельности, использование остаточного зрения и сохранных анализаторов обеспечило девочке возможность ввести её в другие виды занятий подгрупповой формы, что способствовало развитию социальных навыков в среде сверстников.
Взаимосвязанная работа специалистов всех служб сопровождения, при оптимальном сочетании дифференцированных и индивидуальных форм её организации, наличие стабильной положительной динамики в развитии девочки, позволили нам в ходе коррекционного воздействия не только осуществить дальнейшую конкретизацию содержания программы, но и изменить сетку и распорядок пребывания ребёнка в ДОУ.
Таким образом, рассматривая содержание коррекционной работы как систему управления психическим развитием детей с нарушениями зрения, мы учитывали необходимость активного участия конкретного ребёнка в различных видах деятельности, а также его потенциальные возможности.
Реализация индивидуального подхода в ходе оказания коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями зрения дала нам практический и очень значимый опыт в разработке индивидуальных пропедевтических программ, с помощью которых можно постепенно реабилитировать и социализировать ребёнка. Это гарантия достижения каждым воспитанником адекватного уровня физического, психического и социального развития, определённого уровня образованности и успешности.
Формирование компенсаторных навыков, использование сохранных анализаторов и высших психических функций, а также регуляция эмоционально-волевой сферы способствовали реализации основной цели коррекционного воздействия – предоставление ребёнку с нарушениями зрения равных стартовых возможностей социального развития.
Список литературы
1. Дружинина, Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией: дис. канд. пед. наук / Л.А. Дружинина. – М., 2000. – 160 с.
2. Дружинина, Л.А. Комплексное изучение дошкольников с нарушениями зрения : монография / Л.А. Дружинина. – Челябинск : Цицеро, 2007. – 116 с.
3. Дружинина, Л.А. Пример индивидуальной пропедевтической коррекционной программы обучения ребёнка дошкольного возраста с тяжёлой патологией зрения : учебно-методическое пособие / Л.А. Дружинина. – Челябинск : Цицеро, 2010. – 20 с.
4. Плаксина, Л.И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения : метод. пособие / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. – М. : ГороД, 1998. – 56 с.
5. Покутнева, С.А. Индивидуальный подход в обучении слепых и слабовидящих учащихся в подготовительный период / C.А. Покутнева. – Киев, 1993. – 72 с.