В развитии зрительного восприятия детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
И.М. Сеченов (1947), рассматривая роль зрения в психической жизни, говорил, что в цепи существующих психических функций, визуальная ориентация занимает ведущее место [3].
С помощью зрения ребёнок получает важные сенсорные характеристики предметов окружающего мира.
Наличие зрительного заболевания в большинстве случаев оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребёнка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, нарушено внимание, работоспособность, что препятствует полноценному использованию и развитию интеллектуальных возможностей ребёнка.
Нарушения зрения оказывают значительное влияние на качество зрительного восприятия. Исследования ученых (Л.П. Григорьева, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.), касающихся особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения, доказывают, что данные трудности могут быть преодолены в процессе коррекционной работы.
При проведении коррекционной работы одним из основных подходов является деятельностный. Наиболее отчетливо роль деятельности в компенсации дефектов впервые была доказана в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Ученый отмечает, что развитие компенсаторных процессов определяется требованиями, которые предъявляются индивиду жизнью, а целенаправленная деятельность дает возможность для формирования навыков социально адаптивного поведения.
Дошкольный возраст, как отмечается многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин), является сензитивным периодом для становления многих видов деятельности. Продуктивные виды деятельности, в том числе и изобразительная, весьма значимы для дошкольника. Они способствуют всестороннему развитию личности ребенка, раскрывают его творческий потенциал.
Одним из наиболее любимых и доступных видов деятельности в младшем дошкольном возрасте является рисование. Несмотря на то, что рисование является средством развития зрительного восприятия, младшие дошкольники испытывают в процессе данного вида деятельности различные трудности. Как указывает Л.И. Плаксина, графические умения и навыки носят сенсомоторный характер, поэтому при нарушении зрения наблюдаются трудности формирования зрительно-двигательных взаимосвязей, обеспечивающих успех овладения изобразительными навыками. В связи с этим страдает качество рисунка. На фоне этого у детей с нарушениями зрения наблюдается снижение интереса к рисованию. Неуверенность в умении рисовать приводит к тому, что дети часто отказываются от рисования [2].
Всё это указывает на необходимость использования специальных средств формирования изобразительных навыков у детей с нарушениями зрения.
Нетрадиционные техники рисования занимают важное место в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Их основная задача не научить ребенка рисовать, а помочь решить проблемы, вызванные нарушениями познавательных процессов, сенсорики и моторики.
В процессе создания изображений с помощью разнообразных привлекательных и доступных младшим дошкольникам средств и приёмов, у детей уточняются и углубляются представления об окружающем; в процессе работы дети начинают осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Учитывая важность использования нетрадиционных техник рисования в развитии зрительного восприятия детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, нами при финансовой поддержке гранта ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» 2013 г., проект № УГ-040/13/С» была организована экспериментально-исследовательская работа, целью которой являлось теоретически изучить и практически доказать целесообразность использования нетрадиционных техник рисования в развитии зрительного восприятия детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования нами выявлены специфические особенности зрительного восприятия младших дошкольников с нарушениями зрения, которые заключаются в снижении активности восприятия; неполноте и неточности отражения; ограничении избирательности восприятия; схематизме зрительного образа, его обедненности; слабой апперцепции; затруднении в осмыслении и обобщении воспринимаемого. Это сказывается на качестве дифференциации цветов и их оттенков, их соотнесении с реальными объектами; различения геометрических форм; анализа и воспроизведения образца [3].
Значительную коррекционную направленность несут нетрадиционные техники рисования; их целесообразно использовать как средство развития зрительного восприятия в младшем дошкольном возрасте.
Нетрадиционная техника рисования – это техника без принуждения. Ребенок рисует различными средствами, ему интересно всё новое, он радуется тому, что в итоге у него получилось. Не каждый ребенок, а тем более младший дошкольник с нарушениями зрения хорошо владеет кистью или карандашом, а с помощью этих техник он легко и с интересом может выразить себя на листе бумаги.
Нетрадиционные техники рисования – эффективное средство развития зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в рамках реализации деятельностного подхода. В процессе данного вида продуктивной деятельности дошкольники решают задачи зрительного восприятия в наглядно-действенном плане.
В исследованиях Л.Б. Осиповой, Л.И. Плаксиной указывается на то, что в процессе применения разнообразных приемов дети в доступной и увлекательной форме учатся понимать форму, цвет, величину и пространственные положения предметов и явлений окружающего мира; тренируются в раскрашивании, штриховке изображений, построении рисунка с помощью пальца, печати, штампов, жёсткой кисти, тонких веточек веника, поролона и др.; овладевают формообразующими движениями. Применение вспомогательных средств: рисование по трафаретам, обводка изображений по контуру и силуэту, работы на фланелеграфе, раскрашивание в трафарете, – способствует преодолению трудностей овладения приёмами и способами создания изображения и коррекции зрительных образов предметов [1; 2].
Кроме того, применение нетрадиционных техник рисования оказывает положительное влияние на формирование позитивного отношения к изобразительной деятельности, развитие мелкой моторики и познавательной активности детей. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Для определения содержания коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством нетрадиционных техник рисования необходимо было более детально изучить особенности восприятия детьми цвета, формы, величины, сложной формы, пространственных характеристик предметов. С этой целью нами была использована диагностическая методика, составленная Л.Б. Осиповой. На констатирующем этапе эксперимента приняли участие 10 детей с нарушениями зрения в возрасте от трех до четырех лет, воспитывающихся в МАДОУ ДС №138 г. Челябинска.
В ходе анализа экспериментальных данных было выявлено, что основные трудности при восприятии цвета заключались в соотнесении объектов по насыщенности: лишь 10% детей смогли правильно выполнить задание. Большое количество ошибок дети допустили при выполнении задании на соотнесение цвета с реальным объектом: 50% детей путали темно-красный с коричневым; темно-синий с черным.
При восприятии формы у 50% детей возникали сложности при узнавании треугольника, квадрата, овала, расположенных в различных пространственных положениях.
Для 80% детей сложным оказалось задание на соотнесение по величине. У 50% испытуемых возникали затруднения при анализе образца (называние геометрических форм: прямоугольник, круг; определение их пространственного положения).
При воспроизведении образца 60% детей допускали ошибки: пропуски элементов, искажение строения предмета, хаотичный выбор деталей.
Обобщив экспериментальные данные, мы установили, что для данной категории детей характерно:
- трудности восприятия цветовых характеристик предметов;
- затруднения в оценке формы, величины, пропорций, пространственных отношений;
- неумение выделять информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета;
- снижение точности, полноты, целостности представлений о предметах;
- трудности восприятия объектов в условиях сниженной цветовой насыщенности, контрастности, на сюжетном изображении, в силуэтном и контурном изображении, при наличии неполного изображения предмета и др.;
- затруднения при обследовании предмета, составлении целого из частей, совмещении деталей;
- сложности группировки, классификации, обобщения объектов по существенным и несущественным признакам;
- трудности в ориентировке на листе;
- затруднения при сравнении предметов, нахождении отличий.
Анализ литературных источников и результаты констатирующего эксперимента позволили определить факторы, значимо влияющие на развитие зрительного восприятия у изучаемой категории детей:
- формирование специальных приемов использования нарушенного зрения при обследовании предмета, изучении его качеств и свойств;
- объединение всех сенсорных функций в процессе обследования с целью формирования полного представления о форме контура и объеме предмета, цвете и структуре поверхности, размере предмета и его составных деталей;
- конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения;
- обеспечение активной работы по развитию моторики рук и активизации зрительного анализа детей с применением вспомогательных средств и нетрадиционных техник рисования.
Как было отмечено выше, важное значение в построении перцептивного образа и коррекции зрительных образов предметов играет деятельностный подход к организации коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения. Использование деятельностного подхода в рамках нашего исследования предполагает:
- организацию практической деятельности, требующей обследования предметов и явлений окружающего мира, выявления и классификации их разнообразных свойств;
- обеспечение активного взаимодействия с предметами на основе зрительно-осязательных ощущений;
- использование в процессе рисования разнообразных приемов с подключением осязания [1].
Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия младших дошкольников с нарушениями зрения включало в себя проведение занятий по рисованию в соответствии с перспективным планом.
В процессе рисования решались задачи, которые можно разделить на общеобразовательные и специальные, коррекционно-развивающие, направленные непосредственно на развитие зрительного восприятия в соответствии с программами, которые регламентируют деятельность МАДОУ ДС № 138 («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной»). Все задачи, решаемые в процессе занятий, взаимосвязаны и дополняют друг друга (таблица 1).
Таблица 1
Соотнесение общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач, решаемых в процессе рисования
Общеобразовательные задачи по формированию изобразительных навыков | Коррекционно-развивающие задачи по развитию зрительного восприятия |
- Учить передавать цвет, форму, величину предметов. - Учить передавать в рисунке образы предметов, объектов. - Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги. - Развивать композиционные умения, учить располагать изображения по всему листу. - Способствовать овладению навыками декоративного рисования. | - Закреплять представление о форме, цвете, величине, пропорциях предметов и пространственного расположения предметов и явлений окружающего мира. - Способствовать овладению формообразующими движениями, тренировать в раскрашивании, штриховке изображений, построении композиции сюжетного рисунка с помощью фланелеграфа и вырезанных по контуру изображений. - Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учётом его пропорций. - Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов, объектов в сюжете. |
Процесс коррекционной работы включал два этапа.
1. Этап пропедевтических мероприятий.
Содержанием данного этапа являлась организация предметно-практической деятельности, в процессе которой осуществлялось обогащение чувственного опыта, накопление и расширение представлений о предметах окружающего мира. Было организовано обучение приёмам обследования различных предметов с целью знакомства с их основными свойствами; собирание предметов разной формы и размера, сортировка мелких предметов с целью развития мелкой моторики пальцев рук; выкладывание вертикальных и горизонтальных линий, отдельных предметов по показу педагога и по образцу, ниткография; наматывание клубков, связывание ниток, распутывание узлов с целью развития формообразующих движений рук; обучение элементам рисования: обведение по трафаретам, раскрашивание в трафарете, дорисовывание деталей.
В процессе дидактических игр и упражнений дети учились различать и сравнивать объекты с их изображениями, анализировать особенности предметов и на основе образца создавать собственные изображения. Использовались следующие виды игр и упражнений: «Составь картинку», «Разложи предметы», «Нарисуй по составленному образцу».
Также использовались задания на соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами «Найди сходство и различие», «Найди по силуэту», «Найди половинку». Это способствовало формированию навыков анализа, сопоставления, определения строения реального предмета и его изображения.
2. Занятия по изобразительной деятельности (рисование).
Все занятия включали в себя дидактические игры и упражнения, подобранные таким образом, что они дополняли друг друга, были взаимосвязаны.
В связи с особенностями детей данной категории в процессе занятий использовались вспомогательные эффективные средства, способствующие улучшению качества навыков рисования детей с нарушениями зрения: рисование по трафаретам, обводка по силуэту и контуру; раскрашивание, штриховка изображений в трафарете;срисовывание по трафарету; закрашивание рисунков;раскрашивание и штриховка в трафарете. Все это способствовало уточнению, конкретизации строения предмета и его изображения, пониманию образования различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых, развитию формообразующих движений руки, умения закрашивать, совершать точные, целенаправленные движения.
Использование нетрадиционных техник рисования особенно важно на этапе, когда дети еще слабо владеют изобразительными навыками. Опишем некоторые наиболее понравившиеся детям нетрадиционные техники рисования.
Одна из простейших техник – «пальцевая живопись». Эта техника способствует развитию зрительного восприятия и мелкой моторики. Работать пальчиками у детей получается лучше, чем кистью или карандашом. С помощью этой техники ребенок может нарисовать листья на деревьях, гусениц, цветы и многое другое. При этом можно использовать краски разных цветов.
Большой интерес вызвало у детей рисование отпечатками ладошек. Педагог помогает детям обмакнуть ладонь в гуашь, отпечатать на бумаге, а затем дорисовать отпечатки в птиц, деревья и многое другое. Можно делать отпечатки различными фруктами, овощами или листьями. Из картофеля можно вырезать различные фигурки и также отпечатывать их на бумаге. Кусочком поролона ребёнок может создать фон будущего рисунка. Так у детей можно развивать представления о цвете, величине и форме предметов.
Развитию предметности, константности, обобщённости восприятия, воображения детей способствует техника «клякса». Ребёнку дают лист бумаги. Его необходимо сложить пополам, а затем внутри, на одной из сторон, сделать кляксу и прикрыть другой стороной. Всё это нужно прогладить ладошкой, раскрыть и посмотреть, что получилось. В этой кляксе можно разглядеть какой-то предмет, либо дорисовать его.
Привлекает детей рисование с помощью раздувания краски. Жидкую краску капают на альбомный лист, а затем из трубочки дуют в центр капельки. Получается своеобразная клякса, которую потом можно дорисовать в предмет.
Рисовать можно не только привычными для нас средствами. Нравится детям рисовать свечой. На листе бумаги рисуют какой-либо узор свечой, а затем весь лист покрывают слоем краски. На свече краска не будет оставаться, будет проявляться узор.
В процессе рисования развивается мелкая и крупная моторика, зрительное восприятие, воображение и эмоциональная сфера ребёнка, появляется интерес к процессу рисования. Дети пробуют рисовать руками, получать изображения с помощью природного материала и т.п. При контакте с краской и другими материалами дети познают их свойства.
Нетрадиционные техники рисования играют большую роль во всестороннем развитии детей с нарушениями зрения. Использование нетрадиционных техник способствует обогащению представлений детей о предметах и их использовании, материалах, способах действия с ними.
Важно использовать нетрадиционные техники рисования не только в детском саду, но и дома. Для этого нужно проводить консультации с родителями, обучать их этим техникам, чтобы они могли заниматься таким рисованием с детьми дома.
Список литературы
1. Осипова, Л. Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности : монография / Л. Б. Осипова. – Челябинск : Цицеро, 2011. – 111с.
2. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения предметному рисованию : дидактическое пособие / Л. И. Плаксина. – М., 1991. – 41 с.
3. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие / Л. И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999. – 32 с.