Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

С нарушениями зрения

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с младшего дошкольного возраста начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности.

В работах И.С. Авдеевой, Р.С. Буре, М.Г. Борисенко, М.А. Васильевой, С.А. Козловой, Н.А. Лукиной и др. отмечено, что самообслуживание формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то они легче адаптируются к жизни в современном обществе.

Самообслуживание связано с овладением простыми операциями, которые необходимы при выполнении действий по умыванию, одеванию, приёму пищи. От того насколько ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, опрятно есть, аккуратно пользоваться туалетом, во многом зависит его положение в детском саду, в школе, в семье, отношения со сверстниками и со взрослыми.

Дефект зрения обуславливает трудности формирования навыков самообслуживания, о чём освещают в своих работах В.З. Денискина, Е.В. Замашнюк, Л.Б. Осипова, Л.И. Солнцева, С.М. Хорош, Л.М. Шипицына и др. Замедленность, узость, фрагментарность, недифференцированность зрительного восприятия не позволяет детям иметь достоверную информацию о действии, что осложняет выполнение культурно-гигиенических навыков; взаимосвязь анализирующих действий с характером моторных движений руки и глаза является причиной недостаточности развития предметно-практических действий [3].

При этом наблюдается неуверенность при выполнении действий, их недостаточная четкость и замедленность. Значительное количество ошибок, обусловлено нечетким зрительным анализом и контролем собственных действий. Детям с нарушениями зрения младшего дошкольного возраста в большей мере, чем их нормально видящим сверстникам, свойственны скованность движений, слабость мышечного тонуса, затруднения в переносе жеста с одной руки на другую, диффузный характер движений. При выполнении действий с мелкими предметами отмечается нарушение согласованности движений, скованность движений, недостаточная сформированность формообразующих движений рук. Кроме того, нарушенное зрение затрудняет ориентировку в расположении предметов в пространстве, оценку их качества, возможность планировать захват предмета и действия с ним. Все это затрудняет формирование трудовых навыков [2].

Л.И. Плаксина отмечает, что дети с нарушениями зрения при поступлении в специальное дошко­льное учреждение иногда оказываются беспомощными в самообслу­живании. Это может быть результатом большой недооценки слабовидящих детей со стороны взрослых. Поэтому в детском саду следует обеспечивать условия для преодоления таких недостатков и прово­дить систематическую работу по воспитанию самостоятельности [3; 4].

Учёные указывают на необходимость проведения коррекционной работы по развитию навыков самообслуживания у детей с глазной патологией. Вместе с тем педагоги образовательных учреждений испытывают потребность в практических рекомендациях по данной проблеме.

С целью выявления начального объёма и уровня сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения был проведён констатирующий эксперимент.

Исследование проводилось на базе МБОУНШ детский сад № 82 г. Златоуста; в исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) в количестве 16 человек.

Для изучения навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения мы использовали методику «Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, которая предполагала отслеживание в процессе наблюдения за детьми состояние следующих навыков:

- навыки опрятной еды;

- навыки мытья рук и личной гигиены;

- навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке;

- навык пользования носовым платком [5].

Критериями оценивания являлись самостоятельность, правильность выполнения действий.

Анализ экспериментальных данных показал, что у большинства детей (62,5%) навыки самообслуживания находятся в стадии становления (средний уровень). Дети умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой; во время принятия пищи за столом стараются не разговаривать. Одежду снимают в определенной последовательности, однако последовательность надевания одежды может быть нарушена. Не всем детям удаётся самостоятельно надеть платье, рубашку. Дети стараются соблюдать правила личной гигиены: моют руки перед едой и после посещения туалета. Все дети с желанием убирают игрушки, карандаши, книжки и строительный материал, но не всегда на своё место.

Таким образом, дети данной подгруппы выполняют микропроцессы по самообслуживанию самостоятельно, однако нуждаются в помощи взрослого и контроле качества при выполнении целостных трудовых процессов. У них ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. При этом дети могут оказывать помощь сверстникам в микропроцессах (завязать шарф сзади, завязать шнурки, помочь снять шубу и пр.).

У 37,5% детей навыки самообслуживания не сформированы (низкий уровень). Для данной подгруппы детей характерны отказные операции. Они не хотят самостоятельно одеваться, раздеваться, гигиенические процедуры выполняют с помощью воспитателя, за столом разговаривают. На замечания реагирует плачем или замыкаются.

Таким образом, дети данной подгруппы выполняют действия с помощью взрослого, стремление к самостоятельности выражают недостаточно, ожидают помощи даже в освоенных микропроцессах по самообслуживанию.

Результаты констатирующего эксперимента позволили определить содержание коррекционной работы по развитию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания проводилась как индивидуально, так и в подгрупповой форме. Важными условиями проведения коррекционной работы в данном направлении являлись регулярность занятий, непрерывность воспитательного процесса, единство требований педагогов, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой [1].

Прежде всего, необходимо было решать задачи дальнейшего расширения и обогащения представлений о предметах на полисенсорной основе в процессе оперирования ими; формирования рациональных способов действий с предметами; развития контрольно-корректировочных действий в процессе предметно-практической деятельности [2; 4].

Для детей младшего дошкольного возраста характерна подражательность, поэтому обучение двигательному действию начиналось с показа и подробного объяснения. При показе давался правильный образец выполнения упражнения (в целом и последовательность каждого элемента).

В процессе работы нами были применены наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями.

Метод формирования двигательных навыков, который опирается на пассивные движения детей, оказывается наиболее продуктивным применительно к детям младшего дошкольного возраста (Л.И. Солнцева, 1980). Поэтому, если ребёнок затруднялся в самостоятельном выполнении движения, то педагог осуществлял проведение руки ребенка по эталонному пути в медленном темпе, рассказывал, как расположить пальцы, руки. В дальнейшем в результате тренировки дети выполняли движения самостоятельно.

В процессе работы с детьми мы использовали метод совместного и разделенного действия, широко используемый в практике обучения предметным действиям детей с нарушениями зрения. В него входит обучение:

- выделению различных операций и движений;

- умению расчленять единое действие на составляющие его движения;

- освоению последовательности движений (т.е. использование процессов мышления – анализа и синтеза) [2].

В зависимости от вида предметно-практической деятельности составлялись алгоритмы – комплексы операционных действий, так как расчленение действий на этапы даёт возможность лучше понять и усвоить схему их выполнения, учит детей планировать и упорядоченно, целенаправленно действовать.

Таким образом, коррекционная работа с детьми предполагала планомерное и систематическое обучение двигательным действиям и была направлена на усвоение правила работы.

После освоения ребёнком необходимого навыка, удачной являлась косвенная форма руководства деятельностью детей, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все дети возьмут их двумя руками за спинку и сиденье, сделают это бесшумно». Таким образом, мы напоминали, как нужно правильно выполнить действие.

Когда ребёнок овладевал определенным навыком самообслуживания, мы переходили к формированию умения использовать данный навык в различных условиях. При этом использовался прием упражнения. В процессе многократного поэтапного выполнения действий происходила автоматизация двигательных навыков, что значительно снижало существующие у детей трудности выполнения действий, и создавалась возможность переключения контроля над действием в контроль над результатом действия [2].

Например, перед мытьём рук мы попросили: «Посмотрите, все ли ребята правильно засучили рукава»; после мытья: «Проверьте, сухо ли вытерты руки». Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры, плакаты-схемы, алгоритмы выполнения действий по самообслуживанию.

Существенной частью педагогического процесса по развитию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста являлись игры-занятия с куклой. Например: «Носовые платочки – наши дружочки».

В своей работе мы широко использовали художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий по самообслуживанию.

Для эффективного усвоения и овладения детьми навыками самообслуживания необходимо многократное повторение действий. Это возможно тогда, когда коррекционно-воспитательная работа в ДОУ не ограничивается рамками занятий и осуществляется комплексно: дефектологами, воспитателями, родителями.

Поэтому для продолжения работы по развитию навыков самообслуживания в домашних условиях, нами были разработаны рекомендации для родителей по развитию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.

Таким образом, коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания осуществлялась комплексно, предполагала последовательную поэтапную реализацию задач в данном направлении в течение года и способствовала включению ребёнка в активную самостоятельную деятельность в различных её формах.

Список литературы

1. Дружинина, Л. А. В помощь тифлопедагогу ДОУ: учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. – Челябинск, Цицеро, 2010. – 252 с.

2. Осипова, Л. Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики»: коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) : Учебно-методическое пособие / Л. Б. Осипова. – Челябинск : Цицеро, 2011. – 123 с.

3. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие / Л. И. Плаксина. – М. : РАОИКП, 1999. – 54 с.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

5. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии : Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение : Владос, 1995. – 291 с.

Наши рекомендации