В.с. долгополова, н.г. сошникова
Особенности развития устной речи
У слабослышащих детей старшего
Дошкольного возраста
Речь, являясь уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или иного языка. Мозговая организация речевых функций стала предметом разностороннего изучения клиницистов, нейрофизиологов и психологов начиная с середины Х в.
Говоря об этапах формирования речи ребенка, мы обращаемся к периодизации, предложенной А.Н. Леонтьевым, в которую включены подготовительный, преддошкольный, дошкольный и школьный этапы. В подготовительном этапе особенно важны условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). Преддошкольный этап представляет собой первоначальное овладение языком. На дошкольном этапе у ребенка формируется контекстная речь, а на школьном происходит сознательное усвоение речи.
Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. У детей с нарушениями слуха образуются полноценные понятия, т.е. для них может быть доступен высокий уровень общения (в отличие, например, от умственно отсталых детей, которые часто остаются во власти единичных наглядных образов).
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют две характерные закономерности. Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена.
Вторая закономерность - отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми. Путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представляется следующим образом: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.
Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен в необходимой степени осуществлять свою "ведущую роль" в отношении речедвигательного анализатора. У слабослышащих нередко наблюдается неправильное согласование слов, неправильное употребление падежных, пропуск предлогов, употребление лишних предлогов. Фонетико-фонематические нарушения у слабослышащих проявляются в резко выраженных затруднениях слуховой дифференциации многих звуков речи и в полиморфном нарушении звукопроизношения, имеющем в большинстве случаев сложную сенсомоторную обусловленность. При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха у детей развитие словаря настолько отстает от нормы, что многие из них приходят в школу, владея лишь несколькими лепетными словами.
Формирование устной речи является одной из наиболее специфических и трудно решаемых задач воспитания и обучения дошкольников с нарушенным слухом. Оно предполагает овладение ребенком как восприятием речи, так и ее воспроизведением (произношением).
Успешность обучения произношению во многом зависит от правильности планирования работы, которое опирается на результаты периодических проверок состояния произносительных навыков детей.
Формирование речи слабослышащего ребенка должно строиться с учетом и специфики развития его речи, и особенно усваиваемого языкового материала: его частотности (употребительности), сочетаемости и т. д. Поэтому при отборе и организации лексики и синтаксических структур необходимо исходить не только из того, как они представлены в речи слабослышащих, но и из того, какую роль они играют в системе языка. Например, в речи слабослышащих детей относительно мало названий действий, служебных слов. В то же время названия действий составляют предикативную основу предложений, а служебные слова – важнейшие элементы сцепления слов. Изучение психофизиологической и психолого-педагогической литературы дает возможность выявить общие закономерности формирования устной речи у слышащих детей и детей с нарушенным слухом. К ним относятся:
- единый механизм формирования динамических стереотипов речевых движений, которые образуются в результате формирования и закрепления условно-рефлекторных связей;
- последовательность формирования речевых умений и навыков, которые в своем становлении проходят этапы восприятия, имитации, репродуцирования, самостоятельного произношения;
- значимость для формирования устной речи способности детей к подражанию и потребности в речевом общении (Л.С. Выгодский, Н.И. Жинкин, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Нарушение слуха у детей сужает сенсорную базу для восприятия устной речи и обуславливает некоторые особенности формирования устной речи. Знание закономерностей становления устной речи у детей с нарушенным слухом позволяет разработать теорию обучения и строить процесс обучения устной речи на научной основе (Е. И. Андреева, Р. М. Боскис, К. А. Волкова, Б. Д. Корсунская, Ф.А. Рау., Ф.Ф. Рау, Н. Ф. Слезина).
Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу. Выявили, что развитие устной речи является одной из наиболее специфических и трудно решаемых задач воспитания и обучения дошкольников с нарушенным слухом. Оно предполагает овладение ребенком как восприятием речи, так и ее воспроизведением (произношением).
Успешность обучения речи во многом зависит от правильности планирования работы, которое опирается на результаты периодических проверок речевого развития детей.
Изучение психофизиологической и психолого-педагогической литературы дает возможность выявить общие закономерности формирования устной речи у слышащих детей и детей с нарушенным слухом.
Нарушение слуха у детей сужает сенсорную базу для восприятия устной речи и обуславливает некоторые особенности формирования устной речи. Знание закономерностей становления устной речи у детей с нарушенным слухом позволяет разработать теорию обучения и строить процесс обучения устной речи на научной основе.
Для изучения уровня развития устной речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста мы отобрали методику Е.Г. Речицкой, Е.В. Пархалиной «Изучение речевой готовности слабослышащих детей к школе». Данная методика предназначена для детей старшего дошкольного возраста, включает в себя три серии заданий, которые являются комплексными, позволяющими решать несколько диагностических задач одновременно.
Первая серия позволяет оценить навыки разговорной речи и предполагает выполнение поручений детьми с последующим отчётом о выполнении и ответы на вопросы. Содержание второй серии заданий – проверка словарного запаса для изучения состояния пассивного и активного словаря с фиксацией произносительных особенностей. Третья серия заданий нацелена на оценку владения детьми грамматическим строем языка и навыками связной речи. Эта серия содержит три задания: составление предложений по картинкам, сообщение о своих действиях и составление связного рассказа по сюжетной картинке. Таким образом, данная методика позволяет выявить уровень речевого развития слабослышащих детей.
Экспериментальную группу составили 6 детей 5-го года обучения, в возрасте 6-7 лет с диагнозом «нейросенсорная тугоухость III-IV степени».
В процессе проведения диагностического обследования детей экспериментальной группы мы изучили объём словарного запаса, понимание обращённой речи, уровень развития связной речи, состояние активного и пассивного словаря.
Обследование показало, что у большинства детей преобладает низкий уровень словарного запаса – 4 чел. из 6 (66,7%) и средняя оценка понимания обращенной речи. У них отмечен малый объем словарного запаса в 8 слов (из 25 предложенных слов) и слабая способность к объяснению смысла слов и фраз, что, безусловно, объясняется недостаточным количеством слов в активном словаре. У 2 детей объем словарного запаса можно определить как средний (33,3%): их объем словарного запаса составляет 18,5 слов (из 25 предложенных слов) и есть возможность замены слов и изменения морфологических форм.
Уровень развития связной речи у большинства детей экспериментальной группы находится на низком уровне – 50%, у 16,7% (1 человек) – на высоком, и у 33,3% на среднем уровне.
В то же время у 100% детей обследование выявило средний объем пассивного словарного запаса, что, безусловно, является одним из факторов успешного обучения и адаптации детей в дальнейшем.
Таким образом, подводя итоги констатирующего эксперимента, мы в целом отмечаем сниженный уровень развития устной речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, составляющих экспериментальную группу, и приходим к заключению, что данная категория детей нуждается в проведении специальной коррекционной работы по развитию у них устной речи.
Для коррекции речевого развития необходимо использовать существующие в дошкольной сурдопедагогике направления коррекционной работы: увеличение объема словаря, уточнение и расширение лексического запаса, формирование грамматического строя речи. Крайне необходимо обеспечивать расширение речевой практики сурдопедагогом во время специальных коррекционных занятий, так и воспитателем на занятиях и в процессе всех режимных моментов. Другими словами, вся работа по развитию речи должна осуществляться в условиях специально созданной в учреждении слухо-речевой среды. Очень важно привлекать к данной работе родителей как активных участников коррекционного процесса. Практика обучения и воспитания детей с нарушениями слуха показывает, что к высоким результатам приводит именно целенаправленная и совместная деятельность сурдопедагога, воспитателя и родителей, ориентированная на развитие устной речи слабослышащих старших дошкольников и учитывающая как особенности развития речи, так и индивидуальные особенности детей данной категории.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1997. – 246 с.
2. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. – (Коррекционная педагогика).
3. Корсунская, Б. Д. Воспитание глухого ребенка в семье / Б. Д. Корсунская. – СПб. : Речь, 2004. – 108 с.
Т.Ю. Зуева, Л.Б. Осипова