Возраста с отклонениями в овладении речью»
Диалог «взрослый – ребенок раннего возраста с отклонениями в овладении речью» в сравнении с обычным объектом теории диалога («взрослый – взрослый») изучен недостаточно. Современный этап исследований в этой области представлен некоторыми частными, хотя и очень важными аспектами (Т.В. Базжина, Т.О. Гаврилова, Е.И Исенина, Н.И. Лепская, Е.Ю. Протасова, С.Н. Цейтлин).
Е.И. Исенина анализирует довербальные этапы развития коммуникативной компетенции ребенка, и базовые качества матери, влияющие на его речевое и психическое развитие. Н.И. Лепская раскрывает содержание предметного, эмоционального и фатического аспектов коммуникации взрослого и ребенка, называя одну из форм их общения «дуэтом». Т.В. Базжина изучает типы ранних диалогов «взрослый – ребенок». Т.О. Гаврилова в социолингвистическом аспекте исследует особенности речи матери, обращенной к младенцу первого и второго лет жизни. С.Н. Цейтлин, анализируя определенные особенности диалога взрослого и ребенка, описывает функции реплик-повторов матери и применяет по отношению к такому типу диалога понятие лингводидактического аспекта коммуникации. Е.Ю. Протасова рассматривает некоторые средства связности диалога «мать – ребенок» [1].
Целью нашего исследования было выявление особенности диалога в диаде «взрослый – ребёнок раннего возраста с отклонениями в овладении речью».
Анализ существующих методик изучения особенностей диалогической формы коммуникации между взрослым и ребёнком раннего возраста с отклонениями в овладении речью показал, что в отечественной логопедии и психологии такие методики представлены очень ограничено. На наш взгляд при условии адаптации можно частично использовать методику Е. А. Зинченко «Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний».
Из уже существующих методик, в которых есть блок, посвящённый изучению особенностей диалога «взрослый – ребёнок раннего возраста с отклонениями в овладении речью», следует отметить методику «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», разработанную Е.В. Шереметьевой [2].
Констатирующий этап эксперимента в рамках исследования особенностей диалога «взрослый – ребёнок раннего возраста с отклонениями в овладении речью» был проведён нами на базе МБДОУ детский сад N 307 Центрального района г. Челябинска. Мы обследовали 15 детей в возрасте от 2 лет 4 месяцев до 3 лет, беседовали и опрашивали родителей, анкетировали педагогов в течении месяца. Мы проводили диагностику по методикам Е.В. Шереметьевой, В.В. Казаковской.
На основании данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента можно сделать следующие выводы:
- наибольшая стимуляция потребности общения у ребёнка близким взрослым происходит, если родители (близкие взрослые) оречевляют бытовые действия детей, действия детей, совершаемые в игровых ситуациях, совершаемые совместно действия, описание ситуаций происходящих вокруг;
- важна манера общения родителя и ребёнка, от её зависит степень заинтересованности, активности ребёнка в коммуникации с родителем; интонационно-окрашенная речь, с правильной расстановкой пауз благоприятно влияет на речевое развитие ребёнка;
- при сравнении суммарного коэффициента мотивации речевой деятельности прослеживается роль стимуляции потребности общения с близким взрослым в раннем возрасте; коэффициент мотивации речевой деятельности у детей с нормальным речевым развитием значительно выше, чем у детей с отклонениями в овладении речью;
- родители корректируют речь детей, если их речь эмоционально окрашена и ситуативно включена, и в ней присутствуют частые повторы.
Детям с нормально развивающейся речью, и детям с отклонениями в овладении речевого развития много читают детской литературы и искусственно стимулируют речевой онтогенез (часто просят повторить, сказать, закончить слово или строчку стихотворения). Однако общение родителей с детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием в совместных наглядно-действенных ситуациях бытовой деятельности отличается. С детьми с речевым развитием соответствующим возрасту, говорят больше, чем с неговорящими детьми.
Также, следует отметить, что при анализе речи взрослых обращённых к ребёнку с отклонениями в овладении речью с помощью «Методики анализа диалога взрослого и ребенка раннего возраста» В.В. Казаковской [3] отмечаются следующие особенности:
- родители редко исправляют грамматические особенности или недочёты речи ребёнка;
- очень длинные фразы, что затрудняет восприятие речи взрослого ребёнком;
- неправильное согласование слов в реплике;
- вопросы родителей не стимулируют детей отвечать развёрнутой фразой, чаще это вопросы, требующие односложного ответа.
Наиболее низкий показатель по всему диагностическому блоку можно отметить у троих исследуемых. У данных детей низкий показатель отмечался по всем критериям, применяемым в данном диагностическом блоке. На основании этого их можно отнести в группу риска по речевому недоразвитию (на данной момент дети не разговаривают), а фактор вызывающий данный риск – особенности общения с родителями, взрослыми.
Список литературы
1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. – М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1961. – 471 с.
2. Казаковская, B. B. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослый – ребёнок» (на материале русского языка); автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / В. В. Казаковская. – СПб. : РАН Институт лингвистических исследований, 2006 – 39 с.
3. Шереметьева, Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста / Е. В. Шереметьева. – М. : Национальный книжный центр, 2012. – 168 с.
4. Шереметьева, Е. В. Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста / Е.В. Шереметьева. – М. : Национальный книжный центр, 2013. – 112 с.