А.С. Велижанцева, И. Б. Пименова
Особенности лексико-грамматической стороны речи
у детей старшего дошкольного возраста
с ОНР III уровня
В психическом развитии ребёнка речь имеет большое значение, выполняя коммуникативную, обобщающую и регулирующую функции. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу ребёнка [1, 115].
Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи [1, 37]. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР в 50–60-е гг. ХХ в.
Под ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи [3, 59].
Нарушение лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей отмечается позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При ОНР наблюдаются сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия [6, 56].
В работах Ж.В. Антиповой, Т.В. Волосовец, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.Н. Кутеповой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой подчеркивается, что у детей с ОНР наблюдаются различные нарушения лексики.
Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объёме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объём их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщённое значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова понимаются и употребляются неточно, значение их неравномерно расширяется, или напротив, оно понимается слишком узко [4, 73].
При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём: значение грамматических форм более абстрактно, правила грамматического изменения слов многообразны. Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка [2, 121].
Логопедическое воздействие по развитию лексико-грамматического строя речи крайне необходимо, так как несформированность этих компонентов речевой системы может негативно отразиться на процессе обучения в школе.
Коррекционная работа по развитию лексико-грамматического строя речи должна осуществляться по трём направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь. Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько чётко организован весь процесс обучения в специальном детском саду, правильно распределена учебная нагрузка в течение дня, как осуществляется преемственность деятельности логопеда и воспитателя в целях реализации основных задач обучения [4, 33].
При проведении логопедической работы по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР основной целью является формирование, с одной стороны, психологических механизмов овладения системой языка (формирование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), с другой стороны, усвоение правил, организующих морфологическую и синтаксическую системы языка.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические преставления о слове, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у старших дошкольников с ОНР.
Список литературы
1. Безрукова, С. А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР [Текст] / С. А. Безрукова // Логопед в детском саду. – 2007. – № 3. – С. 51-54.
2. Ефименкова, Л. И. Формирование речи у дошкольников (Дети с ОНР) : Пособие для логопедов [Текст] / Л. И. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1981. – 127 с.
3. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей / Т. И. Исаева. – Школьный логопед. – 2006. – № 2. – С. 13-19.
4. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психологического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 273 с.
К.С. Вершинина, С.Г. Щербак