Результаты обследования психофизиологических предпосылок речи детей с ФФН (в баллах)
Имя, фамилия ребенка | Исследование слухового восприятия. Опознание фонем на материале: | Исследование зрительного восприятия. Опознание картинок | Обследование двигательной функций артикуляционного аппарата | ||||||
текстов | слов | слогов | звуков | ||||||
Анжелика Е. | |||||||||
Ваня У. | |||||||||
Ваня М. | |||||||||
Вова Н. | |||||||||
Даша Б. | |||||||||
Настя И. | |||||||||
Настя X. | |||||||||
Илья П. | |||||||||
Света Д. | |||||||||
Софья В. | 1 | ||||||||
Каждый набранный ребёнком балл мы приравнивали к 25 % , следовательно, выполнив задание на 4 балла, то есть без ошибок, ребенок получает 100% результат. Полученные результаты мы занесли в таблицу (таблица 3).
Таблица 3
Результаты обследования психофизиологической базы речи детей (в %)
Исследование слухового восприятия. Опознание фонем на материале: | Исследование зрительного восприятия Опознание картинок | Обследование двигательной функций артикуляционн ого аппарата | |||||
текстов | слова | слогов | звуков | всего | |||
Дети с нормальным речевым развитием | 87, 5 | 87,5 | 87,5 | ||||
Дети с ФФН | 57,5 | 50,5 |
Из приведённой выше таблицы можно сделать вывод, что психофизиологическая база речи значительно лучше сформирована по всем показателям у детей с нормальным речевым развитием, чем у детей с ФФН. Исследования слухового восприятия показало, что дети с нормальным речевым развитием выполняют 85 % предложенных заданий, в то время как дети с ФФН выполняют только 50,5 % детей. Наибольшие затруднения возникли у детей с ФФН при выполнении задания опознание фонем на материале текстов выполнили всего 40% обследуемых, т.е. из 10 воспитанников 7 человек выполнили задания после оказания помощи (это приравнивается к 2 баллам), 2 человека выполнили задание с ошибкой после оказания помощи (это приравнивается к 1 баллу), и 1 человек не справился с заданием (это приравнивается к 0 баллов). Опознавание фонем на материале слов выполнено детьми на 50%, т.е. 3 ребёнка выполнили задание с незначительными ошибками (это приравнивается к 3 баллам), 4 ребёнка выполнили задания после оказания помощи (это приравнивается к 2 баллам), 3 ребёнка выполнили задание с ошибкой после оказания помощи (это приравнивается к 1 баллу). Опознание фонем на материале слогов составляет 57,5%: 5 детей выполнили задание с незначительными ошибками (это приравнивается к 3 баллам), 3 ребёнка выполнили задания после оказания помощи (это приравнивается к 2 баллам), 2 ребёнка выполнили задание с ошибкой после оказания помощи (это приравнивается к 1 баллу).
Опознание фонем на материале звуков составляет 55%: 4 ребёнка выполнили задание с незначительными ошибками (это приравнивается к 3 баллам), 4 ребёнка выполнили задания после оказания помощи (это приравнивается к 2 баллам), 2 ребёнка выполнили задание с ошибкой после оказания помощи (это приравнивается к 1 баллу).
При исследовании зрительного восприятия дети с нормой речевого развития справились с 87,5 % заданий, а дети с ФФН выполнили лишь 60 % заданий, что составляет 4 ребёнка (это приравнивается к 3 баллам), 6 детей выполнили задания после оказания помощи (это приравнивается к 2 баллам). Основные затруднения возникли в правильной последовательности воспроизведения картинок, а затем уже количестве воспроизведённых изображений.
При обследовании двигательной функций артикуляционного аппарата с заданиями справились 85% детей с нормой и 60 % детей с ФФН, что составляет 5 детей (это приравнивается к 3 баллам), 4 ребёнка выполнили задания после оказания помощи (это приравнивается к 2 баллам), 1 ребёнок выполнили задание с ошибкой после оказания помощи (это приравнивается к 1 баллу).
Дети с ФФН недостаточно точно выполняли артикуляторные пробы:
- на движения языка и челюсти;
- положения языка и губ;
- на движения языка, губ, челюсти.
Обобщая выше изложенное можно сделать вывод о том, что дети с ФФН отстают от детей с нормальным речевым развитием по всем обследуемым показателям.
Мы предполагаем, что направленное логопедическое воздействие на психофизиологические компоненты повысит эффективность коррекции фонетико-фонематического недоразвития в старшем дошкольном возрасте.
Список литературы
1. Основы теории и практики логопедии / Под. Ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1967. – 143 с.
2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И.Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 46 с.
3. Уроки логопедии /Под ред. З. А. Репиной. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2004. – 69 с.
4. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : Учеб.пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. № 03.07.00 «Педагогика и психология (дошк)» / Т. Б.Филичева. – М. : Просвещение, 1989. - 223 с.
5. Филичева, Т. Б., Формирование звукопроизношения у дошкольников / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : ВЛАДОС, 1993. – 86 с.
6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р .Е. Левиной. – М.,1968.
Ю.Н. Базутка, И.Б. Пименова