Результаты обследования психофизиологических предпосылок речи детей с ФФН (в баллах)

Имя, фамилия ребенка Исследование слухового восприятия. Опознание фонем на материале: Исследование зрительного восприятия. Опознание картинок Обследование двигательной функций артикуляционного аппарата
текстов   слов   слогов   звуков  
Анжелика Е.
Ваня У.
Ваня М.
Вова Н.
Даша Б.
Настя И.
Настя X.
Илья П.
Света Д.
Софья В. 1
                   

Каждый набранный ребёнком балл мы приравнивали к 25 % , следовательно, выполнив задание на 4 балла, то есть без ошибок, ребенок получает 100% результат. Полученные результаты мы занесли в таблицу (таблица 3).

Таблица 3

Результаты обследования психофизиологической базы речи детей (в %)

  Исследование слухового восприятия. Опознание фонем на материале: Исследование зрительного восприятия Опознание картинок Обследование двигательной функций артикуляционн ого аппарата
текстов слова слогов   звуков   всего  
Дети с нормальным речевым развитием 87, 5 87,5 87,5
Дети с ФФН   57,5 50,5

Из приведённой выше таблицы можно сделать вывод, что психофизиологическая база речи значительно лучше сформирована по всем показателям у детей с нормальным речевым развитием, чем у детей с ФФН. Исследования слухового восприятия показало, что дети с нормальным речевым развитием выполняют 85 % предложенных заданий, в то время как дети с ФФН выполняют только 50,5 % детей. Наибольшие затруднения возникли у детей с ФФН при выполнении задания опознание фонем на материале текстов выполнили всего 40% обследуемых, т.е. из 10 воспитанников 7 человек выполнили задания после оказания помощи (это приравнивается к 2 баллам), 2 человека выполнили задание с ошибкой после оказания помощи (это приравнивается к 1 баллу), и 1 человек не справился с заданием (это приравнивается к 0 баллов). Опознавание фонем на материале слов выполнено детьми на 50%, т.е. 3 ребёнка выполнили задание с незначительными ошибками (это приравнивается к 3 баллам), 4 ребёнка выполнили задания после оказания помощи (это приравнивается к 2 баллам), 3 ребёнка выполнили задание с ошибкой после оказания помощи (это приравнивается к 1 баллу). Опознание фонем на материале слогов составляет 57,5%: 5 детей выполнили задание с незначительными ошибками (это приравнивается к 3 баллам), 3 ребёнка выполнили задания после оказания помощи (это приравнивается к 2 баллам), 2 ребёнка выполнили задание с ошибкой после оказания помощи (это приравнивается к 1 баллу).

Опознание фонем на материале звуков составляет 55%: 4 ребёнка выполнили задание с незначительными ошибками (это приравнивается к 3 баллам), 4 ребёнка выполнили задания после оказания помощи (это приравнивается к 2 баллам), 2 ребёнка выполнили задание с ошибкой после оказания помощи (это приравнивается к 1 баллу).

При исследовании зрительного восприятия дети с нормой речевого развития справились с 87,5 % заданий, а дети с ФФН выполнили лишь 60 % заданий, что составляет 4 ребёнка (это приравнивается к 3 баллам), 6 детей выполнили задания после оказания помощи (это приравнивается к 2 баллам). Основные затруднения возникли в правильной последовательности воспроизведения картинок, а затем уже количестве воспроизведённых изображений.

При обследовании двигательной функций артикуляционного аппарата с заданиями справились 85% детей с нормой и 60 % детей с ФФН, что составляет 5 детей (это приравнивается к 3 баллам), 4 ребёнка выполнили задания после оказания помощи (это приравнивается к 2 баллам), 1 ребёнок выполнили задание с ошибкой после оказания помощи (это приравнивается к 1 баллу).

Дети с ФФН недостаточно точно выполняли артикуляторные пробы:

- на движения языка и челюсти;

- положения языка и губ;

- на движения языка, губ, челюсти.

Обобщая выше изложенное можно сделать вывод о том, что дети с ФФН отстают от детей с нормальным речевым развитием по всем обследуемым показателям.

Мы предполагаем, что направленное логопедическое воздействие на психофизиологические компоненты повысит эффективность коррекции фонетико-фонематического недоразвития в старшем дошкольном возрасте.

Список литературы

1. Основы теории и практики логопедии / Под. Ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1967. – 143 с.

2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И.Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 46 с.

3. Уроки логопедии /Под ред. З. А. Репиной. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2004. – 69 с.

4. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : Учеб.пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. № 03.07.00 «Педагогика и психология (дошк)» / Т. Б.Филичева. – М. : Просвещение, 1989. - 223 с.

5. Филичева, Т. Б., Формирование звукопроизношения у дошкольников / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : ВЛАДОС, 1993. – 86 с.

6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р .Е. Левиной. – М.,1968.

Ю.Н. Базутка, И.Б. Пименова

Наши рекомендации