В.В. Меренкова, Е.В. Резникова

Развитие орфографической зоркости у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста на интегрированных

Уроках русского языка

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание» (Н.С. Рождественский).

В основе грамотного письма лежат аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха, умения заменять орфограммы соответствующими буквами. Уже в начале первого класса начинается работа по обучению учащихся решению орфографических задач, в процессе которой у детей вырабатываются умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью.

«Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания» (М.Р. Львов).

Основными причинами несформированности данных умений у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста являются:

- нарушения артикуляционной и графо-моторной координации;

- нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и их перестановки при чтении и написании;

- трудности ориентации в пределах тетрадного листа;

- нарушение звукобуквенного анализа и звуковой структуры слов;

- трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Для того чтобы правильно научить детей владеть правилами орфографии и закрепить умения видеть орфограмму, правильно определить ее на слух, а затем записать ее, необходим автоматизированный навык. Этот навык достигается длительными упражнениями, которые направлены на:

а) развитие орфографической зоркости (приемы мнемотехники, орфографические минутки, словарная работа);

б) овладение операциями, обеспечивающими применение правила (проверочные работы, упражнения на применение правила);

в) установление связи между частными операциями, т.е. включение их в единую систему действий (составление алгоритма, схемы, карточки);

г) уточнение для учащихся сущности и формулировки правила.

В традиционной методике выделяются следующие группы орфографических упражнений:

1. грамматико-орфографический разбор;

2. списывание;

3. диктанты;

4. лексико-орфографические.

Необходимым условием для формирования орфографической зоркости является орфографическое проговаривание слов по слогам, усиливающее речевые кинестезии и активизирующее деятельность речедвигательного анализатора. Усиление поступающих сигналов от движения органов артикуляционного аппарата в кору головного мозга способствует накоплению в памяти артикуляционных образов слов. Таким образом, у школьников формируется новый речедвигательный код перехода к орфографическому написанию слов.

Проанализировав программы по русскому языку, по которым обучаются дети в школе № 73 г. Челябинска, мы сделали вывод, что в них правила преподносятся учащимся в готовом виде и алгоритмы запоминания правила отсутствуют. Поэтому на уроках помимо традиционных способов развития орфографической зоркости, используются способы мнемотехники и ассоциативного запоминания.

Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Мнемотехника – система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

При изучении учебных дисциплин мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

Использование мнемотехники необходимо. Во-первых, теория мнемотехники реализована на практике и позволяет систематизировать первые удачные опыты; во-вторых, применение мнемоники необходимо с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей учащихся; в-третьих, предлагаемый мнемоматериал находит живой отклик у учеников, способствует развитию интереса к предмету, активизации их мышления, повышению успеваемости.

Кроме приемов мнемотехники, для развития орфографической зоркости используются орфографические минутки, проведение которых служит средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ (фонетико-графический раздел программы «Звуки и буквы»), морфологический и словообразовательный, а также орфографический анализ (раздел программы «Слово»), синтаксический анализ (раздел программы «Предложение»). Задания подбираются в соответствии с уровнем подготовленности детей.

Следующий вид работы – это самостоятельное составление карточек для проверки знаний ученика. Дети разрабатывают карточку (под руководством учителя), подбирают задание для проверки орфограммы, коллективно вырабатывают критерии оценки, что активизирует их мыслительную деятельность.

В учебнике русского языка по программе «Перспектива» представлены интересные задания, на формирование орфографической зоркости. Например, «исправь ошибки Робика». Задание способствует более внимательному прочтению текста, формирует способность ребенка видеть ошибку, определять правило ее проверки по составленному ими же алгоритму.

Следующий прием – проведение работы над ошибками, с применением «памятки», в которой каждая орфограмма обозначена цифрой. Задача каждого ученика определить вид орфограммы, в которой он допустил ошибку и с помощью «памятки» проверить ее.

Словарная работа расширяет кругозор, развивает внимание, память, мышление и речь. В ненавязчивой форме дети работают над словарным словом, анализируют его, запоминают орфограмму. Постепенно накапливается банк слов, который при определенной обработке делает возможным создание своеобразного справочника. Это позволяет говорить об определенной исследовательской работе младших школьников: они учатся обращаться к разного вида словарям, вслушиваться в звучание фразы, применять морфемный анализ.

Хороший эффект дает самостоятельное выведение правила на основе схемы, алгоритма. Это позволяет детям систематизировать все знания, полученные по определенному виду орфограммы и сделать самостоятельные выводы по теме.

Обобщая опыт своих коллег, применяя их наработки на практике, можно четко сказать, что к окончанию 4-го класса у детей будут сформированы достаточно устойчивые навыки грамотного письма, орфографическая зоркость и пунктуационная грамотность.

Список литературы

1. Епифанова, О. В. Занимательный русский язык для младших школьников / О. В. Епифанова. – Волгоград. : Экстремум, 2006. – 215 с.

2. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. – СПб. : Речь, 2004. – 352 с.

3. Фролова, Л. А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников / Л. А. Фролова // Начальная школа. – 2001. – №5. – С. 9-13.

4. Фролова, Л. А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников / Л. А. Фролова // Начальная школа. – 2005. – №3. – С. 16-21.

Л.Л. Назарова, Л.Б. Осипова

Наши рекомендации