Дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактической игры
Проблема развития лексики актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие лексики разной степени тяжести отмечается у всех детей с задержкой психического развития(ЗПР) и оказывает неблагоприятное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная, систематическая и целенаправленная работа по развитию лексики будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению программы дошкольного учреждения, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей с ЗПР.
Во всех видах детской деятельности предоставляется возможность коррекционной работы по развитию лексики. Так, в процессе игровой деятельности можно знакомить детей с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять их в активной речи.
Изучению особенностей формирования и развития лексики у дошкольников ЗПР посвящены работы С.Г. Шевченко, Т.А. Власовой, Р.И. Лалаевой, Н.А. Цыпиной и др.
Остановимся на особенностях лексики дошкольников с ЗПР. Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей данной категории с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. Именно эти особенности определяют ограниченность, неточность, а иногда ошибочность знаний и представлений детей об окружающем мире, о качествах личности людей, их эмоциональных состояниях, о причинно-следственных, пространственных, количественных и других отношениях (О.В. Защиринская).
Недостаточность словарного запаса связана с ограниченностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественно-качественных и причинно-следственных отношениях, что, в свою очередь, определяется особенностями познавательной деятельности и состоянием эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития.
Наиболее значимым признаком лексического развития ребенка является уровень овладения обобщающими понятиями. Л.С. Выготский рассматривал этот вопрос как сложный внутренний, психологический процесс, включающий в себя постепенно развивающиеся из смутного представления понимания нового слова, собственное применение его ребенком и только в качестве заключительного звена действительное освоение его.
Процесс овладения словами обобщающего характера тесно связан с развитием способности к анализу и синтезу, с умением обращать на основе выделения существенных признаков предметов. Уровень овладения обобщающими понятиями характеризует процесс формирования семантических полей, лексической системности. Специальное изучение уровня овладения обобщающими понятиями проведено С.Г. Шевченко.
У большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющихся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.
Нами было проведено исследование по выявлению уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста с ЗПР на базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Проталинка» г. Оренбурга. В исследовании участвовало 10 детей 5-6 лет с ЗПР. По результатам исследования сделаны следующие выводы: пассивный словарь дошкольников с ЗПР преобладает над активным; активный словарь беден и ограничен, что подтверждает необходимость в проведении работы, направленной на развитие словарного запаса у данной категории детей. На всех этапах обследования дошкольники испытывали определенные трудности. Испытуемые не всегда с первого раза понимали задание, часто отвлекались на посторонние предметы, звуки. Экспериментатору приходилось помогать, выделяя значимые слова и задания интонацией.
Дети, участвующие в эксперименте, обладают недостаточным словарным запасом. В речи используют преимущественно слова в границах личного опыта. При ответах на вопросы, предложения строятся в виде отдельных слов и коротких фраз, наиболее часто употребляемыми были слова существительные, реже глаголы и прилагательные. У всех испытуемых страдает процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности.
По результатам исследования мы отнесли всех детей к разным подгруппам по уровню развития лексики. С высоким уровнем развития лексики мы не обнаружили ни одного ребенка. В группу со средним уровнем развития лексики мы отнесли 40% испытуемых. К третьей группе с низким уровнем развития лексики мы отнесли 30% дошкольников с ЗПР. Таким образом, исходя из количественных данных обследования можно сделать следующие выводы: у большинства детей с ЗПР обнаруживается недостаточная сформированность как активного, так и пассивного словаря. Это выражается в бедности словарного запаса, в несформированности обобщающих понятий, в недоразвитии антонимических средств языка.
На основании полученных результатов исследования мы пришли к выводу о необходимости проведения коррекционной работы по развитию лексики у старших дошкольников с ЗПР. Исходя из того, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, предлагается применение игр и игровых упражнений для развития лексики старших дошкольников с ЗПР. Выделим основные направления.
На каждом общеобразовательном и коррекционном занятии целесообразно:
- проводить работу по обогащению, уточнению и активизации словаря;
- уделять внимание развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять;
- вводить в словарь детей слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (пластмасса, дерево, металл);
- широко использовать загадки и описание предметов, их свойств, качеств, действий;
- особое внимание уделять работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Для обогащения и уточнения словаря эффективно использовать следующие приемы: а) педагог называет предмет, действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и предлагает повторить его; б) детям предлагается поразмышлять над новым словом (Стоял морозный зимний день, – начинает воспитатель свой рассказ и интересуется – Как вы думаете, какой это был день?); в) дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предметов и просят, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной.
К приемам активизации словаря, наиболее часто используемым в работе с детьми старшего дошкольного возраста, относятся следующие:
а) вопросы к детям;
б) словесные дидактические упражнения; «Кто скажет точнее?», «Расскажи подробнее». «Кто из Вас скажет иначе?» (подбор синонимов), «Подумай и скажи слово наоборот» (подбор антонимов);
в) дидактические игры: «Отгадай загадку», «Сочини свою загадку» с использованием предметов, игрушек, картинок. На группировку и классификацию предметов. «Что лишнее?», «Назови одним словом», "Ничего не забудь", "Продолжи сам" и т.д. Надо помнить, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа "Похожи – непохожи" (апельсин и лимон, корова и лошадь). При формировании умения сравнивать особое внимание обращается на выделение признаков сходства и, прежде всего главного признака (это фрукты, игрушки, посуда);
г) игры-небылицы («Что не так»). Среди словесных приемов словарной работы особое место занимает лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей.
В старшем дошкольном возрасте в игровой форме используются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по схеме. Для этого используют такие игры: «Живые слова», «Надо сказать по-другому», «Какие слова вы слышали» и так далее. Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое может иметь игровую форму.
При выполнении данных рекомендаций, на наш взгляд, может улучшиться развитие лексики старших дошкольников с ЗПР, что будет способствовать их успешной подготовке к обучению в школе.
Список литературы
1. Борякова, Н. Ю. Особенности формирования речевых высказываний у старших дошкольников с ЗПР / Н. Ю. Борякова. – М,. 1983.
2. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. – СПб. : "Детство-Пресс", 2003.
3. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития / О. В. Защиринская. – СПб., 2007.
4. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.,2004.
5. Лубовский, В. И. Задержка психического развития / В. И. Лубовский. // Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. – М., 2003.
6. Слепович, Е. С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. – М. : Педагогика, 1990.
7. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – М., 1990.