Н.М. Федянина, Л.А.Дружинина
Воспитание нравственных качеств учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
На уроках чтения
Одним из основных школьных предметов, реализующих главную цель обучения и воспитания – формирование личности во всем ее многообразии: интеллектуальном и эмоциональном развитии, становлении мировоззрения, нравственных и этических норм, речевой культуре, – было и остаётся чтение. С.В. Ламеко отмечает, что знания детей с нарушением интеллекта об окружающем мире ограниченны и поверхностны. Знакомство с художественной литературой дает возможность эти знания расширить и значительно компенсировать отклонения в развитии подростка. На особую роль чтения в формировании знаний указывали К.Д. Ушинский, А.И. Дьячков, С.А. Зыков, считая чтение книги важнейшим условием разностороннего развития умственно отсталых детей.
Нравственное воспитание является ключевым моментом всего процесса обучения и воспитания. Без него невозможна адаптация и социализация учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида в общество.
На формирование нравственных качеств умственно отсталых подростков значительное влияние оказывает специфика нарушения, степень недоразвития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и поведения. Эти особенности требуют от олигофренопедагога большой самоотдачи и личной заинтересованности в том, чтобы сделать процесс обучения эффективным.
Таким образом, уроки чтения должны обогащать внутренний мир учащихся, знакомить их с новыми произведениями и авторами, расширять представления о духовной культуре, этике и морали.
Нами проводилось исследование уровня сформированности нравственных качеств умственно отсталых подростков. Контингент испытуемых – подростки с нарушением интеллекта в возрасте 13-14 лет. Количество испытуемых – 8 человек.
Основным принципом нашего исследования являлся принцип индивидуального подхода к ребёнку, который предусматривает то, чтобы методики, используемые при изучении подростков, были индивидуализированы с учётом их возрастных особенностей. Не менее важным является этап организации позитивной направленности испытуемого на контакт со специалистом.
Приведем пример индивидуальных ответов умственно отсталых учащихся 6 класса на вопросы анкеты, направленный на изучение представлений о нравственных качествах.
У Алины М. прослеживается знание нравственных норм. Однако девочка не всегда сразу признаётся в своих проступках, а делает это по истечении времени, чтобы избежать наказания. Девочка не всегда готова поделиться своими вещами со сверстниками и взрослыми, а если и делает это, то с большой опаской и осторожностью.
Анализ анкеты Игоря М. показывает, что у мальчика сформированы дух товарищества, уважение к старшим. Мальчик отдаёт отчёт своим поступкам и может признаться в совершённых проступках.
Александр П. своими ответами показал понимание нравственных норм, однако акцентирует своё внимание в основном на том, что нельзя обижать животных. Это связано с тем, что дома у подростка много домашних животных, а младший брат их обижает. Именно поэтому главным нравственным качеством Саши является любовь к животным.
Елена Б. характеризуется отсутствием самостоятельности в принятии решений. Девочка знает нравственные нормы и боится их нарушать. При этом она не умеет отстаивать свою точку зрения. Даже если её кто-то попросит сделать что-либо, перечащее нравственным нормам, она согласится без колебаний, ведь по её мнению отказывать неприлично.
Вячеслав С. в ситуациях нравственного выбора всегда полагается на свои силы, причём не всегда адекватно. Например, при ответе на вопрос анкеты «Когда в моём присутствии обижают человека, я…», он ответил «добью». В целом при ответах на вопросы Слава проявил наибольшую агрессию, чем его сверстники.
У Игоря Ф. отмечается влияние сверстников на осуществление выбора. Для него главным является мнение друга. В то же время, подросток не признается в совершённом проступке, но и не выдаст друга. Для него проще свою вину перенести на волю случайно сложившихся обстоятельств.
Николай П. при ответе на вопросы показывает личностную значимость Бога, а также учителя или родителей. Мальчик всегда старается посоветоваться с кем-либо, прежде чем принять решение.
У Светланы С. прослеживается зависимость от мнения родителей или ближайших взрослых. Девочка чётко усвоила, что нельзя обижать младших. Все свои поступки она совершает, долго обдумывая все «за» и «против».
Результаты исследования показали, что у 37 % испытуемых средний уровень сформированности представлений о нравственных качествах, у 63 % – низкий уровень.
Исходя из результатов исследования, нами были составлены рекомендации для учителя, пользуясь которыми на уроках чтения можно достичь максимально высоких результатов в коррекции представлений о таких нравственных качествах как честность, трудолюбие, уважение к старшим, добро, взаимоуважение.
1. Тексты, изучаемые учащимися на уроках чтения, должны носить положительно окрашенный эмоциональный характер. Они дают возможность всесторонне рассмотреть с учащимися нравственную сторону взаимоотношений людей.
2. Учителю необходимо давать детям самостоятельную работу. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей.
3. Акцентировать внимание лучше на поступках учащихся, чем на личности подростка. Педагогу необходимо тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с умственно отсталыми подростками.
4. Детям можно дать задание составить сборник стихов и рассказов на определенную тему.
5. Демонстрировать модели социально одобряемого поведения.
6. Учитель должен учитывать специфику отношения подростка с нарушением интеллекта к ситуации успеха и неуспеха, оценки и результата.
7. Постоянно стимулировать учащихся на положительный результат деятельности.
8. Интересный вид работы – сбор пословиц и поговорок о зле и добре, которые можно найти в словарях, книгах. Такая работа развивает способность детей отбирать факты, обобщать их, проводить аналогию в конкретных жизненных ситуациях.
9. Разработать конспекты уроков чтения, направленных на нравственное воспитание учащихся.
Таким образом, работа учителя на уроках чтения должна носить коррекционную направленность. Учителю необходимо уметь не только интересно преподавать свой предмет, но и владеть знаниями в области психологии, знать особенности подросткового возраста и каждого учащегося индивидуально.
Замечено, что тексты, которые интересны учащимся и содержащие информацию нравственного характера, значительно повышают уровень усвоения ими социальных норм. Поэтому так важно учителю правильно подобрать тексты, с которыми учащиеся будут знакомиться на уроках чтения.
В ходе теоретического и практического рассмотрения проблемы формирования нравственных качеств умственно отсталых подростков на уроках чтения, было выявлено, что у подростков данной группы наблюдается в основном низкий уровень сформированности нравственных качеств. Это говорит о том, что с такими учащимися нужно проводить коррекционную работу для достижения лучших результатов.
Мы пришли к выводу, что успешному формированию представлений о нравственных качествах способствуют:
1. полное раскрытие и понимание нравственности, её значимости в обществе и самой личности школьника;
2. конкретизация представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью о нравственных качествах, элементах учебной деятельности на уроках чтения;
3. формирование умений проявлять свои нравственные качества в процессе выполнения отдельных заданий на уроках чтения;
4. проведение специальных бесед, направленных на привлечение внимания умственно отсталого подростка к качествам личности;
5. установление внутренних, нравственных контактов между учителем и учениками, поддержание доверия подростков к своему учителю;
6. коллективная и творческая работа на уроках чтения;
7. выразительность и эмоциональность чтения школьниками, стремление донести до слушателей то, что понимают и чувствуют сами, что наиболее интересно и важно в тексте с их точки зрения.
Результатом проведённой на уроках чтения работы будет успешная социальная адаптация учеников коррекционных школ VIII вида.
Список литературы
1. Ламеко, С. В. Анализ литературных произведений в старших классах школы для детей с нарушением слуха / С. В. Ламеко, Н. П. Хоменко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - № 5.
2. Марьенко, И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьника / И. С. Марьенко. – М. : Просвещение, 1980.
3. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В. М.Мозговой, И. М.Яковлева, А. А.Еремина. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.
4. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Книга 3 / Р. С. Немов. – М. : Просвещение. ВЛАДОС, 1995.
5. Никитина, М. И. Чтение и развитие речи : Учебно-методическое пособие / М. И. Никитина, О. А. Красильникова. – СПб. : КАРО, 2006. – 256 с.
6. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
7. Чебыкина, Т. А.. Организация уроков внеклассного чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида / Т.А. Чебыкина //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 6.
8. Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития : Учебное пособие / И. А.Шаповал. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004.
9. Шипицына, Л. М. Нарушения поведения учеников вспомагательной школы / Л. М.Шипицына, Е. С.Иванов. – Колег Илидир Уэллс, Великобритания, 1992.