У младших подростков с легкой степенью умственной отсталости средствами краеведения
Проблема воспитания любви к малой Родине у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости приобретает особую значимость для российского общества, переживающего период выхода из системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности.
Наибольшую актуальность для формирования у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости любви к малой Родине приобретает в образовательном процессе новое направление работы – краеведение, со своими целями, задачами, принципами и формами работы. Посредством краеведения педагог положительно воздействует на личность младшего подростка с легкой степенью умственной отсталости, формируя у него тем самым чувство патриотизма, преданности своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
У младших подростков с легкой степенью умственной отсталости на фоне недоразвития всех познавательных процессов, особенностей становления личности в целом наблюдается неадекватное восприятие социальной обстановки и как следствие отсутствие моральных ценностей и устоев. Любовь к малой Родине, чувство патриотизма сформирована лишь на элементарном уровне, т.е. имеются лишь общие представления о Родине, стране, территории и т.д.
Для того чтобы расширить представления младших подростков с легкой степенью умственной отсталости и привить любовь к малой Родине, перед педагогом стоит важная задача – раскрыть всю красоту и мощь родного края. Для этого можно использовать краеведение – как одно из направлений воспитательного процесса.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей, независимо от возраста и состояния здоровья. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет едина: «цель краеведческого образования – способствовать духовно-ценностной и практической ориентации младших подростков с легкой степенью умственной отсталости в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».
Выполнение заданий по краеведению позволяет младшим подросткам с легкой степенью умственной отсталости знакомиться с новыми людьми или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения.
Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса: ведь материал доступен для младшего подростка с легкой степенью умственной отсталости, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т.е. почувствовать себя причастным к творению истории.
Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
Экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота было проведено на базе муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, специальной школе № 20 VIII вида г. Оренбурга. В исследовании принимало участие 12 учащихся 6-х классов 12-13лет, из них 6 мальчиков и 6 девочек с диагнозом «легкая степень умственной отсталости».
С помощью анкеты «Патриот» мы определяли содержательную сторону направленности личности, основу отношения подростков к окружающему социуму; актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций подростков; градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» 33% младших подростков с легкой степенью умственной отсталости ответили положительно. Сомневаются или частично считают себя патриотом 42% детей. Три человека не смогли определиться или не считают себя патриотом.
Дети по-разному отвечали на вопрос «Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств». Наибольшее влияние на формирование патриотических чувств, по мнению детей, оказывают школа и родители, меньшее влияние – СМИ, окружающие люди. Параметр «органы власти» не прозвучал в ответах детей, что также может быть значимым при оценке влияния представителей власти на формирование мировоззрения младших подростков с легкой степенью умственной отсталости.
Анализ ответов на вопрос: «Какие качества должны присутствовать у патриота, какие качества развиты у тебя самого?», показал следующее. Наибольшее значение придается таким составляющим, как любовь к родному дому, стремление трудиться для процветания Родины, бескорыстная любовь и самопожертвование. Больше половины респондентов отметили такие качества, как здоровье, любовь, наличие друзей (эмоциональная поддержка, опора, совесть), стремление к познанию (образованность), свободу, счастливую семейную жизнь, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность, независимость, ответственность, терпимость. Некоторая противоречивость полученных данных может служить хорошей основой для глубоких бесед о патриотизме с учащимися и представляет, пожалуй, наиболее интересный результат данной анкеты.
В характеристику патриотизма не вошли или получили единичную оценку следующие критерии: материальная обеспеченность, общественное признание, продуктивная жизнь, развлечение, аккуратность, высокие жизненные запросы, непримиримость к другим. Анализ этого материала также может стать темой для обсуждения на классном часе.
Исходя из полученных данных, можно отметить отсутствие у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости четко сформулированного понятия «патриот»; умения понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; чуткость (заботливость); умения настоять на своем; не отступать перед трудностями; чувство долга, умения держать слово.
Полученные результаты послужили основой для разработки рекомендаций по воспитанию любви к малой Родине у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости, которые включили в себя различные направления работы: 1) учебное (уроки, факультативные занятия), 2) внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах), 3) внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эстетического воспитания).
Охарактеризуем вышеназванные направления коррекционной работы.
Первое направление. Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися. Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии страны.
Второе направление. Специальные учебные курсы в классах, используемые в начальной школе в целях пропедевтики.
Третье направление. Уроки-экскурсии, которые проводятся как специалистами-экскурсоводами, так и самим учителем.
Некоторые разделы краеведения подростки могут изучать с помощью игры. В увлекательной форме ребята узнают что-то новое, закрепляют ранее изученный материал, навыки работы с документами.
Велика роль краеведческих кружков в воспитании любви к малой Родине. Дети занимаются сбором информации родном крае, обобщают, оформляют собранные материалы, создают или пополняют школьные музеи.
Одной из наиболее эффективных форм самостоятельной работы является семинар, практические (лабораторные) занятия, на которых возможно составление летописи по истории школы, предприятия, села, города.
Предложенные нами направления работы по краеведению при их рациональном использовании будут способствовать воспитанию у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости любви к своему краю, своей малой Родине.
Список литературы
1. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе. / И. А. Агапова. – 2007. – 134 с.
2. Аношина, Н. И. С любовью к родному городу / Н. И. Аношина. – М., 2004. – 75 с.
3. Аронов, А. А. Воспитывать патриотов : Кн. для учителя / А. А. Аронов. – М. : Просвещение, 2009. – 175 с.
4. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. – 1999. – №4. – С. 117-120.
5. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В В. Воронкова. – М., 2001. – 296 с.
6. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский – М., 2005. – 342 с.
7. Григорьева, Н. А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество (на примере гуманитарных дисциплин) / Н. А. Григорьева. – Волгоград, 2008. – 214 с.
8. Дрешина, Е. И. Воспитываем любовь к малой родине / Е. И. Дрешина. – М.,2004. – 75 с
М.Ю. Теплых, Е.В. Резникова