Коррекция воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В отечественной психологии и педагогике исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (Е.М. Гаспарова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин, и др.), а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими»: конструктивной (А.Н. Давидчук, А.Р. Лурия, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских и др.), музыкальной (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова и др.), изобразительной (Л.С. Выготский, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, И.А. Сакулина, и др.), художественно-литературной (Г.Д. Кириллова, М.М. Рыбакова, О.С. Ушакова, А.Е. Шибицкая, и др.).

В современном мире перед педагогами, психологами и другими специалистами стоит проблема развития воображения старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Р.С. Немов определяет воображение как особую форму человеческой психики, стоящую отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающую промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение развивается по тем же онтогенетическим законам, по которым идёт развитие всех психических процессов, возникает в процессе деятельности, является важным фактором деятельности, активизирует её. В свою очередь сама деятельность способствует развитию воображения.

По мнению психологов Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Д.Б. Эльконина и др. воображение старших дошкольников носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, необходимость во внешних опорах исчезает.

У детей с нарушениями интеллекта из-за органических или функциональных нарушений, имевших место в раннем возрасте, воображение оказывается на низком уровне развития. Страдают все виды воображения. У детей не сформированы как структурный, так и операционный компоненты воображения, имеются трудности в использовании образов памяти, восприятия, страдает целостность создания образов, речь не выполняет своей регулирующей функции. Воображение по отношению к мышлению выполняет компенсаторную функцию. При этом установлено, что уровень развития воображения коррелирует со степенью тяжести нарушения.

Л.С. Выготский, О.П. Гаврилушкина, Л. В. Кузнецова, В.С. Мухина и другие отмечают, что воображение детей с нарушениями интеллекта протекает по тем же общим законам, что и у нормально развивающихся детей. Однако имеются и специфические особенности, зависящие от причин и характера нарушений.

Экспериментальные работы исследователей подтверждают, что у детей с нарушениями интеллекта из-за органических или функциональных нарушений, имевших место в раннем возрасте, воображение оказывается на низком уровне развития. У детей не сформированы как структурный, так и операциональный компоненты воображения, имеются трудности в использовании образов памяти, восприятия, страдает целостность создания образов, речь не выполняет своей регулирующей функции.

О.В. Боровик в работе с детьми с нарушениями интеллекта отмечает специфические особенности, такие как:

- недостатки зрительно-двигательной координации;

- узость объема восприятия, а так же его фрагментарность, замедленность и недифференцированность, расплывчатость образов;

- трудности актуализации представлений, узнавания предметов в необычном положении, различение фигуры и фона, целого и части, как следствие неполноценности мозговых структур;

- слабость аналитико-синтетической функции мышления;

- недоразвитие функции речи.

Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении. Одним из средств развития воображения – является рисование.

Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в развитии у дошкольников эмоциональной памяти, эстетического чувства, формирование пространственных представлений и воображения.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В работах В.В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и рисования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Методика проведения любого коррекционно-развивающего занятия предусматривает работу с ребёнком на каждом из этапов: ориентировочном, планирующем, в ходе исполнительской деятельности, на оценочном этапе.

Взрослый должен управлять этим процессом. Учитывая индивидуальные возможности и особенности ребёнка, в одних случаях используется организующая и направленная помощь, в других на всех этапах совместная работа по обучению выделять главное, намечать план действий, осуществлять самоконтроль. При подготовке к занятиям учитывается не только задания, которое предложено ребёнку, но и его объём.

Предлагаемые задания группируются по блокам, каждый из которых имеет преимущественную коррекционную направленность и соответствует определённому этапу обучения, которые предлагает О.П. Боровик.

На первом этапе главной целью является формирование операциональных навыков, необходимых для создания образов знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренируют в умении выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунках. Задания 1 блока: «Дорисуй картинку», «Узнай предметы и нарисуй их», «Кто больше придумает и нарисует» и др.

На втором этапе основной целью является обучение видению и созданию сюжетных композиций на основе наглядной опоры. Ребёнок учится анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки; видеть связь предметов по содержанию; уметь расположить их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.

В этом блоке заданий использовали тематические композиции (например: «город», «сад», «деревня» и т.д.). Дети должны быть знакомы с материалом, предлагаемым в заданиях: «Составление рассказов», «Дорисуй картинку», «Дорисовываем рассказ», «Небывальщина» и др.

Задания второго блока совершенствуют познавательные процессы ребёнка, расширяют и уточняют имеющийся у него запас и представления об окружающем. Составляя композиции, ребёнок не просто устанавливает причинно-следственные зависимости, но и включается в активный процесс создания полного сюжета, собственной воображаемой ситуации, самостоятельно придумывает и фантазирует. У него укрепляется интерес к занятиям, активизируется речь.

На третьем этапе основное внимание уделяли приёмам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения – это один из важных компонентов развития воображения.

Задания третьего блока способствуют максимальной активизации всех психических процессов и особенно операций анализа и синтеза, продолжают формировать операциональные компоненты воображения, создавая предпосылки самостоятельной творческой деятельности.

На четвёртом этапе цель работы – развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребёнка. В процессе обсуждения и уточнения представлений об окружающем мире он обучается пониманию смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. Важно, чтобы ребёнок за словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока должно уделяться словесной опоре («Сочини историю», «Опорные слова», «Иллюстрации к сказке» и др.)

Основное условие формирования воображения - поэтапное обучение. На это рассчитаны все задания блоков. Предусматривается оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении ребёнком необходимыми структурными и операциональными компонентами воображения и постепенный переход его деятельности из внешнего плана во внутренний. Этапы коррекционного обучения включают систему занятий, в которых предлагаются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

При групповой форме работы проведения занятий позволяет:

- создавать демократическую, доверительную атмосферу;

- дошкольники могут оказывать друг другу взаимную поддержку;

- развивать у дошкольников социальные навыки;

- повышать их самооценку и укреплять личную идентичность;

- развивать у них коммуникативные навыки.

Началу занятий предшествует вводная беседа по теме, далее педагог, решая образовательную задачу, объясняя и показывая способы и приёмы изображения, либо сразу после изобразительной деятельности или в конце занятия педагог побуждает детей к высказыванию своих чувств хотя бы на уровне «нравится – не нравится». У всех детей постепенно пробуждается интерес к изобразительному творчеству. Сначала дошкольники с нерешительностью приступают к выполнению рисунков, сомневаются в результате, не верят в свои возможности. Но постепенно на смену неуверенности приходит любопытство, а затем – и интерес к творческому самовыражению.

Во второй половине занятия, для решения развивающей задачи, проводятся игры на развитие воображения, такие как «Узнай предметы и нарисуй их», «Опорные слова», «Дорисуй рассказ», и др.

Особенно активное проявление детского творчества, воображения проявлялось во время коррекционных игр, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Вариативность и разнообразие работы на занятиях способствуют поддержанию постоянного интереса и развитию не только изобразительных способностей, но и воображению и творчеству дошкольников с нарушениями интеллекта.

Таким образом, коррекционные занятия по рисованию являются эффективным средством развития воображения старших дошкольников с нарушениями интеллекта.

Список литературы

1. Боровик, О. В. Развитие воображения : Методические рекомендации / О. В. Боровик.– М. : ООО « ЦГЛ «РОН». –2000. –112 с.

2. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание : Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2005. – 272 с.

3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) : Учебное пособие для студентов высш.пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов [и др.]; Под ред. Б. П. Пузанова. – М. :Академия, 2001. – 272 с.

4. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /Л. М. Шипицына [и др.]; под ред.Л. М. Шипицыной. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.

Наши рекомендации