Сведения о детях и семьях, в которых они воспитываются
Ф.И. ребенка | Диагноз | Возраст | Характеристика семьи |
1.А. Артем | F-70 | 6 лет | не полная |
2.К. Миша | F-70 | 7 лет | полная |
3.И. Василиса | F-70 | 6 лет | не полная |
4.Р. Семен | F-70 | 7 лет | не полная |
5.М. Паша | F-70 | 6лет | полная |
6.М. Дима | F-70 | 6 лет | полная |
7.К. Коля | F-70 | 6 лет | не полная |
Мнение о самом ребенке, доносимое до него родителями, может быть как положительным (ребенку внушается, что он ответствен, добр, умен, способен), так и отрицательным (груб, неумен, неспособен). Негативные высказывания родителей о своих детях, по крайней мере, частично, могут иметь отражение в поведении или чертах характера ребенка, однако, транслированные в его самосознание в виде «называния вещей своими именами» родительских «приговоров». Эти родительские мнения и оценки начинают определять самосознание ребенка изнутри. Ребенок либо соглашается с этим мнением (сознательно или неосознанно), либо начинает против него борьбу. Явные, вербальные, внушающие воздействия иногда противоречат косвенным воздействиям. Например, родитель может утверждать, что ребенок ему дорог, и он его ценит, но своим поведением демонстрировать обратное. В таком случае возникает ситуация, названная «двойной связью», имеющая отрицательные следствия для формирования самосознания ребенка.
Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовывать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалистичны, то, достигая цели, реализуя планы, удовлетворяя стандартам, ребенок или подросток, так же, как впоследствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивный «Я-образ». Если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, т. е. то и другое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения.
Формирование личности ребенка в семье – обоюдный процесс, в котором родители, воспитывая своих детей, и сами воспитываются. Дети выбирают свой путь в потоке воспитательных воздействий родителей. Семейная ситуация, которую родители оценивают как положительную или отрицательною, может совершенно противоположно восприниматься детьми.
Хорошее или плохое поведение ребенка – это не навык, который надо поощрять или пресекать, а личностное отношение. Оно является результатом внутренней активности ребенка и имеет для него определенный смысл, который не всегда может быть очевиден со стороны, но именно отношения, а не внешние обстоятельства определяют его поведение, формируют его личность.
Дети наблюдательны, любознательны, им до всего есть дело – будь то конструкция швейной машины, вопросы крепления луны к небу, процесс деторождения. Но далеко не всегда дети, воспринимая окружающий мир, приходят к тем выводам, которых мы ожидаем. Причиной этого является не только ограниченный жизненный опыт детей, но и своеобразная структура их мышления.
Коррекция взаимоотношений в диаде «родитель – ребенок, ребенок – взрослый» может строиться только на воспитании родителями в ребенке чувства любви и привязанности к дому, близким, родителям, на формировании адекватных поведенческих форм общения и навыков самообслуживания. Психолог раскрывает родителю секреты воспитательных приемов и способов управления ребенком. Он формирует у родителя установку на создание адекватных, взаимно теплых отношений с ребенком.
В нашей работе мы старались учесть все особенности внутрисемейных отношений при планировании консультативной работы с родителями, приглашали на консультации родителей индивидуально и семейными парами, иногда привлекали бабушек и дедушек для того, чтобы коллегиально обсудить имеющуюся в семье проблему.
Проблемы в семейных взаимоотношениях корригируется постепенно, по мере выявления каждым из супругов особенностей своей позиции в семье. Консультирование не всегда может завершиться разрешением всех проблем семьи, воспитывающей ребенка. Подчас эти проблемы лишь определяются в процессе консультирования, а их разрешение требует длительного времени и совместных усилий консультируемых и психолога. Для оказания максимально возможной помощи семье целесообразно рекомендовать родителям посещение специальных психокоррекционных занятий (индивидуальных с ребенком и родителями, а также групповых для родителей). Консультирование педагогом родителей по выстраиванию детско-родительских отношений позволяет обозначить проблемы в семье, изменить отношение каждого из ее членов к конфликту, переосмыслить свою позицию в воспитании ребенка, помогает наладить конструктивное взаимодействие между всеми членами семьи.
Список литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь «особому» ребенку / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
2. Казакова, Е. И. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение ребенка: проблема развития диагностических исследований / Е. И. Казакова // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинара: «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании», 25 -27 ноября 1998 г. – М. : ИКП РАО, 1998. – С. 64-67.
3. Мастюкова, Е. М. Они ждут нашей помощи / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М. : Педагогика, 1991. – 158 с.
4. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
5. Настольная книга педагога-дефектолога / Серия «Сердце отдаю детям». – Ростов н/Д : Феникс, 2005 . – 576 с.
6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с.
7. Семаго, М. М Консультирование семьи проблемного ребенка (психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) / М. М. Семаго // Семейная психология и семейная терапия. – 1998. – №1. – С. 18-23.
И.С. Ильина, Л.М. Лапшина