М. Д. Михалева, А. А. Лысова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Проблема формирования валеологической культуры у детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Анализ состояния здоровья дошкольников показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось до 15 %, увеличилось число детей с нарушениями зрения. В тифлолитературе отмечается, что индекс здоровья дошкольников с нарушениями зрения в целом в 2,3 раза меньше, чем индекс здоровья видящих сверстников.
По данным Л.С. Сековец, детей с нарушением зрения, относящихся к первой группе здоровья практически не встречается; среди детей дошкольного возраста с нарушениями зрения всего 7,6% относятся ко второй группе здоровья; к третьей группе здоровья среди детей с нарушениями зрения относятся 30,5%, остальные соответствуют четвертой и пятой группе здоровья.
Г.Н. Сердюкова отмечает, что сколиоз 1 и 2 степени у нормально видящих встречается в 14-15% случаев, у детей с нарушениями зрения он наблюдается чаще, в 35-37% случаев. Довольно часто можно встретить детей с нарушениями зрения с повышенным весом и одышкой. По проведенным наблюдениям за детьми в дошкольных учреждениях с нарушениями зрения, в 22-25% случаев наблюдается нарушение сердечно-сосудистой деятельности. Ослабление или нарушение сердечной деятельности проявляется в общей вялости ребенка, бледности кожных покровов, быстрой утомляемости, малой двигательной активности, общей атонии.
В исследовании Л.А. Дружининой выявлено семь видов нервно-психических нарушений ЦНС у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией, которые являются последствием раннего органического поражения центральной нервной системы. Значительную группу составляют дети с гипердинамическим синдромом, их отличает повышенная возбудимость, трудная включаемость в процесс обучения, малая работоспособность и быстрая утомляемость.
Таким образом, приведенные данные о состоянии здоровья детей с нарушениями зрения показывают на важность формирования у этих детей знаний и представлений о себе, своем здоровье и способах его сохранения, что составляет суть валеологической культуры.
В словаре Э.Н. Вайнера и С.А. Кастюнина валеологическая культура определяется как культура, предполагающая знание человеком возможностей своего здоровья, владение методами контроля, сохранения и развития своего здоровья. Понятие «валеологическая культура» тесно связано с понятием «здоровый образ жизни», под которым понимается такой образ жизни, который положительно влияет на здоровье.
Проведя анализ точек зрения различных авторов, таких как И.И. Соковня-Семеновой, Я.Л. Мархоцкого, С.В. Попова и Э.Н. Вайнера, мы пришли к выводу, что наиболее часто встречающимися компонентами здорового образа жизни являются режим дня, отдыха и питания, отсутствие вредных привычек и тренировка иммунитета.
Установка на здоровый образ жизни у ребенка не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, и состоит, по словам И.И. Брехмана, в «обучении здоровью с самого раннего возраста». Отношение ребенка к своему здоровью зависит от сформированности этого понятия в его сознании. Между тем недостаточность знаний о себе, о своих индивидуальных особенностях зрения и здоровья сдерживают процесс осознания ценности здоровья и необходимости заботы о нем у детей с нарушениями зрения. Они долго остаются зависимыми от взрослых, что приводит к снижению уровня саморегуляции в формировании санитарно-гигиенических навыков, в способах сохранения здоровья.
Работа в специальном ДОУ для детей с нарушениями зрения направлена не только на гармоническое развитие ребенка, но и на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни проводятся специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, ежедневная утренняя зарядка в группе, закаливающие мероприятия, подвижные игры, беседы с детьми, посвященные здоровому образу жизни, воспитание у детей любви к чистоте, опрятности, порядку, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности. Формированию полезных привычек также способствует художественная литература. Однако роль в этом преимущественно принадлежит взрослым. Нам кажется, что необходимо активизировать деятельность самих детей, используя для этого игры, упражнения, тренинги.
Таким образом, в последние годы валеологическому образованию уделяется определенное внимание, однако методических материалов, используемых для формирования валеологической культуры у детей с нарушениями зрения, недостаточно. Это и обусловливает актуальность и практическую значимость данной проблемы.