Формирование навыков культуры у младших школьников с нарушением интеллекта
Реформирование системы общего и специального образования, усложнение программного материала, повышение требований современной школы к уровню подготовки детей обуславливают необходимость проведения целенаправленной работы по воспитанию навыков культуры у детей. Современные программы воспитания и обучения обеспечивают целенаправленность в работе по здоровьесбережению детей.
Воспитание культурных навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия – именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.
Культура поведения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестов, замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни малыш должен понимать, когда можно шалить, а когда нужно сдерживать желания, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью манер определяют такое важное качество ребёнка, как общительность. Оно помогает малышу войти в группу сверстников, стать полноценным членом коллектива.
От овладения культурой поведения во многом зависит характер будущих отношений личности с другими людьми в учебном, трудовом, семейном и других коллективах. Умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими свидетельствует о высоком уровне нравственной зрелости.
Приведем примеры параметров социального поведения, выделенных Л.М. Шипицыной [1]:
1.«Еда» – помогает выявить наличие навыков самообслуживания, которые необходимы для того, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи во время приема пищи.
2.«Туалет и умывание» – этот параметр позволяет выявить уровень сформированности навыков личной гигиены.
3 «Одевание и раздевание» – позволяет выявить самостоятельность ребенка или необходимость помощи, когда его одевают или раздевают.
4. «Восприятие и обследование окружающего мира» – позволяет проследить, чем интересуется ребенок, как он реагирует на окружающие его предметы, звуки, запахи. Также этот параметр дает возможность выяснить, насколько ребенок любознателен, как представляет себе окружающий его мир.
5. «Активная речь» – позволяет выявить, насколько ребенок владеет речевыми навыками. Выясняется, как ребенок общается с окружающими, говорит ли он отчетливо слова или фразы, копирует слоги или просто мычит. От того, насколько ребенок владеет речью, зависит то, как его понимают, отвечают на его просьбы и желания.
6. «Пассивная речь» – позволяет узнать, насколько ребенок понимает обращенную к нему речь, понимает ли он требования, которые к нему предъявляются, а также обращенные к нему просьбы.
7. «Социальная приспособленность» – позволяет узнать, насколько ребенок социально активен, вступает ли он в контакт с детьми и взрослыми, проявляет ли интерес к игре.
8. «Мелкая моторика» – дает возможность оценить, насколько ребенок интересуется окружающими его предметами, исследует ли он пространство, в котором находится с помощью движений.
Для полноценной социальной реабилитации, по мнению Л.М. Шипицыной, весьма важно научить умственно отсталых лиц наиболее необходимым и простым правилам поведения на улице и в транспорте (правила дорожного движения для пешеходов и проезда в транспорте; правила безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми; представление о том, как вести себя в ситуации «если ты заблудился» в магазине, в городе, в лесу).
Параметры навыков самообслуживания (туалет и умывание) значимы для детей младшей возрастной группы, поскольку в системе коррекционно-развивающей работы они доминируют.
Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с детьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся [3].
Примером комплексности в работе может служить система педагогических мероприятий по подготовке школьников к хозяйственной деятельности в семье. Она включает в себя:
- занятия по социально-бытовой ориентировке и уроки математики, на которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства;
- внеклассную воспитательную работу, где идет закрепление экономико-бытовых знаний и умений, встречи с людьми различных профессий;
- педагогические консультации для родителей о рациональной организации домашнего хозяйства и путях вовлечения школьников в хозяйственную жизнь семьи;
- использование средств наглядности: тематических стендов, выставок кружковой работы, информационных листков.
Ведущим звеном системы является курс по социально-бытовой ориентировке учащихся. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся. Занятия направлены на развитие и совершенствование у школьников навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей их жизни.
Осуществляется экономическое просвещение и воспитание учащихся, формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения со знакомыми и незнакомыми людьми, проводится работа по развитию художественного вкуса учащихся. Предусмотрено развитие умений пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Педагогу следует помнить, что школьники могут овладеть необходимыми в быту знаниями, умениями и навыками только активно включаясь в практическую деятельность. Быт человека, любой семьи тесно связан с выполнением повседневных домашних дел. Виды труда в домашнем хозяйстве разнообразны: покупки в магазинах, приготовление пищи, уход за жильем и т. д. [2].
Таким образом, использованием отобранных форм организации учебно-воспитательного процесса, таких, как занятия по социально-бытовой ориентировке, внеклассная работа, средства наглядности, консультации для родителей, мы сформируем навыки культуры. Но без семьи это сделать невозможно. Главная функция семьи заключается в том, чтобы в социальной адаптации умственно отсталого ребенка исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать его возможностей. Незнание или нежелание родителей знать основные закономерности психического развития своих детей приводит к нарушению социализации, дискомфорту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие.
Список литературы
1. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л. М. Шипицына. – СПб. : Дидактика Плюс, 2002. – 496 с.
2. Воронкова, В. В., Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов [Текст] / В. В. Воронкова, А. А. Дмитриев, И. А. Горшенков. – М. : Дрофа, 2009. – 397 с.
3. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений [Текст] / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.