К вопросу об особенностях межличностных отношений дошкольников с нарушениями зрения

Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.

Межличностные отношения являются сущностью общения, своеобразным его результатом. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают влияние на него, определяя содержание общения.

В. В. Абраменкова выделяет три уровня межличностных отношений:

функционально-ролевые – зафиксированные в специфических для данной культуры нормах поведения и реализующие себя в выполнении различных ролей (игровых или социальных);

эмоционально-оценочные – проявляющиеся в предпочтениях, симпатиях и антипатиях и в различного рода избирательных привязанностях;

личностно-смысловые – при которых мотив одного субъекта приобретает личностный смысл для другого. Именно этот тип отношения порождает феномен действенной групповой эмоциональной идентификации. Этот феномен отражает гуманные отношения между людьми (и детьми – в частности) и определяется характеристиками совместной деятельности [2].

Экспериментальные психологические исследования аномальных детей разных категорий показывают, что первичный дефект, в соответствии с его спецификой, вызывает многообразные вторичные изменения в психике ребенка.

Ж. И. Шиф отмечала, что «общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом».

В. И. Лубовский также выделил влияние дефекта на развитие личности как важнейшую закономерность развития, общую для всех аномальных детей.

Влияние дефекта и в частности нарушений зрения на развитие психики ребенка не является только прямым или однозначным, оно сказывается в системном характере нарушений, среди которых можно выделить вторичные и третичные.

А. И. Зотов выделил три группы психических явлений, существенно отличающихся степенью влияния, которое оказывает на них имеющийся дефект.

Первая группа психических явлений, как их уровень, так и процесс достижения этого уровня, характеризуется отсутствием зависимости от патологии зрения.

Вторая характеризуется независимостью уровня достижений от патологии зрения и дифференцированной зависимостью самого процесса достижения определенного уровня от остроты зрения и характера заболевания.

Третья группа психических явлений характеризуется прямой зависимостью от дефекта зрения; к ним относятся «собственно зрительные явления», обусловленные поражением периферических и проводниковых частей зрительного анализатора.

Развивая эту тему, А. Г. Литвак конкретизировал три группы, или блока, психических образований, входящих в структуру личности, влияние слепоты и слабовидения на которые различны:

психические процессы;

психические состояния;

психические свойства личности.

При этом отмечается прямая зависимость между глубиной дефекта, временем его появления и протеканием таких перцептивных процессов, как ощущения, восприятия и представления.

Первый блок структуры личности – такие психические процессы, как мышление, речь – находится в опосредованной зависимости от нарушения зрения, так как за счет развития компенсаторных процессов они развиваются до уровня нормы.

Второй блок структуры личности – психические состояния – также испытывают влияние дефекта, хотя это влияние имеет временный характер. Сюда входят эмоции, возникающие при появлении или осознании своего дефекта, отличия от нормально видящих.

Третий блок структуры личности – темперамент, характер, способности, направленность личности – рассматривается как устойчивые ее свойства, определяющие личность человека.

И, несмотря на то, что направленность личности имеет социальную природу, автор отмечает, что некоторые из ее компонентов, такие как потребности и интересы, испытывают влияние нарушения зрения и их становление зависит от состояния зрения.

Таким образом, можно говорить о том, что такие глубокие нарушения зрения, как слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психики человека, включая и личность. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития, как в семье, так и в воспитательных учреждениях. Личностные качества детей, имеющих серьезные физические недостатки, подвергаются значительным изменениям в дошкольный и подростковый периоды [1].

Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть конъюнктивными – сближающими, объединяющими людей и дизъюнктивными – разъединяющими их.

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Межличностные отношения детей с нарушением зрения имеют свои особенности. Дефект зрения оказывает влияние на формирование всей психики человека, включая и личность. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития, как в семье, так и в воспитательных учреждениях. Личностные качества детей, имеющих серьезные физические недостатки, подвергаются значительным изменениям в дошкольный и подростковый периоды.

Дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом – по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл [1].

Особое значение в формировании личности имеет система отношений к ребенку в раннем и дошкольном детстве.

Вопросы становления детского коллектива и межличностных отношений, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, – одна из важнейших проблем нашего времени. Эта проблема созвучна с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки организованного поведения.

Знание формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста необходимо педагогам для успешного управления коллективом, налаживания нормальных межличностных отношений в нем, установления благоприятного социально-психологического климата.

Дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой, вследствие чего затрудняется установление социальных связей и отношений.

Эффективное управление процессами развития межличностных отношений слепых и слабовидящих в группе возможно только при наличии у его руководителей объективных данных о характере таких взаимоотношений. Между тем педагоги часто не имеют достаточно точного представления о реальном положении того или иного члена коллектива в системе его взаимоотношений с другими. Отсюда очевидна необходимость целенаправленного и углубленного изучения организаторами коллективной деятельности слепых и слабовидящих системы взаимоотношений в группе. Такое изучение даст возможность сплотить коллектив и создать благоприятный психологический климат.

Для исследования состояния межличностных отношений нами была использована методика Рене Жиля [3]. Данная методика позволяет выявить избирательные предпочтения детей, а также преобладающую позицию ребенка среди других.

Исследование проходило на базе детского сада №157 города Челябинска. В нем принимали участие шесть детей с нарушениями зрения 6-7 лет.

Остановимся на краткой характеристике выполнения заданий детьми.

Катя Б.(7 лет, Vis OD – 0,5 OS – 1,0). У ребенка наблюдаются трудности в контактах со сверстниками, а также привязанность к значимым взрослым (пример: выбирает прогулку с родителями, ставит себя на место рядом с ними). Однако, по словам Кати, у нее есть лучшая подруга, дружбой с которой она очень дорожит (пример: рисует себя и свою лучшую подругу, рассказывает, как ее любит, как им нравится проводить время вместе, также выбирает лучший подарок для своей подруги). Стиль поведения в конфликтных ситуациях – компромисс и сотрудничество, девочка доброжелательна и вежлива (пример: – Твой друг взял твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать? – Подойду и скажу, что невежливо брать чужие игрушки без спроса).

Саша М. (6 лет, Vis OD – 0,6 OS – 0,6). Девочка испытывает трудности в контакте со сверстниками, среди них она хочет быть первой, во всем лучше и успешнее (пример: на картинке она изображает себя в центре друзей или же идущей впереди всех). В конфликтных ситуациях спокойная (пример: Твои друзья ссорятся, что ты будешь делать? – Объясню, разделю).

Ваня П. (6 лет, Vis OD – 0,5 OS – 0,5). У ребенка хорошие отношения со взрослыми и сверстниками; есть близкий друг, но большую привязанность он испытывает к маме (пример: выбирает лучший подарок для мамы).

Настя М. (5 лет, Vis OD – 0,8 OS – 0,6). Предпочитает общение со сверстниками, называет много друзей (пример: на рисунке изображает много друзей, себя рисует в центре, все держаться за руки). Старается не вступать в конфликты, а решать их с помощью воспитателя (пример: – Друг взял твою игрушку без разрешения. Что ты сделаешь? – Скажу воспитателю).

Оскар К. (6 лет, Vis OD – 0,3 OS – 0,3.) У ребенка большие трудности в общении со сверстниками, совсем нет друзей, важным и значимым человеком для него является мама (пример: выбирает лучший подарок для мамы, больше всего любит играть с мамой, ребенок не называет и не рисует своих друзей). В конфликтные ситуации старается не вступать, даже избегать их (пример: – Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по-моему, даже дерутся. Что ты будешь делать? – Я драться не буду).

Маша Б. (6 лет, Vis OD – 0,2 OS – 0,8). Испытывает трудности в контакте со сверстниками, сильная привязанность к родителям, есть близкий друг. (пример: рисует только родителей, но играть больше любит со своим лучшим другом).

Таким образом, четыре ребенка имеют различные трудности в межличностных отношениях. В связи с этим необходима коррекционная работа. У четырех из шести детей есть близкие друзья. У пяти хорошие отношения с родителями. В конфликтных ситуациях дети ведут себя адекватно, решают проблемы самостоятельно или прибегают к поддержке воспитателя.

Всем детям, принимавших участие в исследовании, необходима коррекционная работа по развитию межличностных отношений. Рекомендовано проводить развивающие игры на общение без слов, внимание к другому, согласованность действий, взаимопомощь в игре и помощь в совместной деятельности в течение 6-12 месяцев, предполагаются улучшения в межличностном взаимодействии детей с другими людьми.

Список литературы

1. Лубовский, В. И. Специальная психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. И. Лубовский. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 560с.

2. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет [Текст] / Е. О. Смирнова. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с.

3. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.

Наши рекомендации