Особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с онр 3 уровня
Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения в дошкольном возрасте. Формирование звукопроизношения и способности различать окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. возможно только при опережающем развитии фонематического восприятия. Кроме того, но основе достаточной сформированности фонематического восприятия идёт становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, которые в свою очередь являются необходимыми для овладения письменной речью.
Фонематическое восприятие рассматривается рядом авторов как способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия и др.). К пониманию сформированности фонематического восприятия исследователи речевого развития подходят по-разному, но все они сходятся во мнении, что уже к двум годам «первичное» фонематическое восприятие становится основой речевого развития дошкольников (А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин и др.).
По мнению Л.Е. Журовой, Д.Б. Эльконина, фонематическое восприятие у детей формируется в процессе специального обучения как результат более высоких форм речевого слуха. Под термином «фонематическое восприятие» подразумевается специальное действие по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова как его единицы.
Р.Е. Левина видит в фонематическом восприятии способность ребёнка воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи, особенно акустически близкие.
Таким образом, большинство авторов характеризует фонематическое восприятие как специально воспитанное умение тонко различать фонемы в собственной речи.
Под фонематическим анализом понимаются действия, связанные с определением того, из каких звуков состоит слово и в какой последовательности они расположены в слове, установлением различительной функции фонем, выделением основных фонематических противопоставлений, свойственных данному звуку. Определение понятия “фонематический синтез” в специальной литературе не встречается. В психологии анализ и синтез рассматриваются как противопоставленные, но взаимосвязанные мыслительные операции. Поскольку анализ представляет собой мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений, то синтез является мысленным объединением частей, свойств, действий в единое целое. По аналогии можно предположить, что “фонематический синтез” – это процесс объединения звуков в слог или слово.
Подобная ситуация обнаруживается и в отношении понятия “фонематические представления”. Фонематические представления в свою очередь являются сформированными во внутреннем плане звуковыми образами слов. То есть фонематические представления являются сформированными, если человек может в соответствии с этим образом назвать как слова на определенный звук, так и слова с определенным количеством звуков, а также слова со звуком в определенной позиции (А.Н. Корнев).
Развитие фонематических процессов речи происходит постепенно. Вначале формируется различение гласных, затем согласных. Различение между наличием и отсутствием согласного появляется раньше различения согласных. Вначале ребенок в речи выделяет сонорные и шумные звуки. Среди шумных согласных раньше начинает выделять артикулируемые звуки.
Фонематическому слуху отводится главная роль в овладении речью. Фонематическое восприятие – первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. Навыкам звукового анализа необходимо обучать, т.к. ребенок не может самостоятельно ими овладеть.
Р.Е Левина отмечает, что слабость акустико-гностических процессов речедвигательных нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы, а также с отклонениями в строении и функции артикуляционного аппарата являются причиной общего недоразвития речи.
Нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным анализаторами ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это в свою очередь препятствует накоплению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, овладению письмом и чтением.
В ходе нашего исследования мы теоретически изучили и экспериментально выявили особенности фонематических процессов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В начале обследования мы убедились в том, что физический слух всех обследуемых детей не нарушен. В ходе экспериментальной работы нами были изучены фонематические процессы и состояние слухового восприятия у детей с ОНР III уровня и детей с нормой речевого развития. При обследовании детей учитывалось то, что часто дети с речевым недоразвитием с трудом вступают в контакт с посторонними людьми. И в нашем исследовании первоначально создавались эмоционально-положительные взаимоотношения с детьми.
Анализ полученных данных показал, что все дети с нормой речевого развития имеют высокий уровень развития слухового восприятия. Они смогли определить, какой предмет прозвучал: труба, бубен, колокольчик, погремушка; с легкостью называли, что звенело и показывали данный предмет, производя им звук.
У 34% детей с ОНР III уровня слуховое восприятие нарушено. Эти дети путали звук колокольчика и погремушки. При повторном выполнении задания звуки предметов дифференцировались, но через 30 минут после обследования дети снова затруднялись в различении этих звуков.
По результатам обследования фонематического восприятия мы пришли к выводу, что у детей с ОНР III уровня в большинстве случаев он нарушен. В заданиях, где нужно было показать на картинку где уши/усы, рожки/ложки и т.п., 2 детей из 6 экспериментальной группы допустили ошибки. Больше всего ошибок дети этой группы затруднялись в повторении слогов, отличающихся по звонкости-глухости, по месту образования, по способу образования.
Таким образом, у 66,7% детей с общим недоразвитием речи III уровня фонематическое восприятие не сформировано. Лишь 2 детей экспериментальной группы лучше других справились с заданием, т.е. фонематическое восприятие у этих детей находится на более высоком уровне развития, фонематический слух сформирован.
В группе детей с нормой речевого развития лишь один ребенок допускал ошибки в выполнении заданий на повторение слогов, которые исправлял самостоятельно.
Также у детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечалось и отставание в развитии фонематического анализа и синтеза. Многие дети не умеют выделять согласный в начале слова, в середине, испытывают трудности при определении последовательности звуков в слове.
Таким образом, нарушения фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проявляются:
- на уровне фонематического анализа – дети затрудняются в определении наличия/отсутствия звука в слове, не могут выделить начальный и конечный согласный звук в слове; точно определить местоположения звука в слове, провести последовательный и количественный анализ звукового состава слова;
- на уровне фонематического синтеза наблюдаются различного рода искажения звукового состава слова;
- на уровне фонематических представлений – дошкольники затрудняются назвать слово на определенный звук.
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи.
Преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий.
Список литературы
1. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи [Текст] / А. Н. Корнев. – Москва. : Айрис-Пресс: Айрис-Дидактика, 2007.
2. Левина, Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей : избранные труды [Текст] / Р. Е. Левина // ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – М. : АРКТИ, 2005. – 224 с.
3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : 2003.