Программа изучения ученического коллектива

I. Состав класса

\. Возрастной состав.

2. Познавательный уровень, развитие учащихся.

3. Работоспособность и успеваемость.

4. Общественное лицо класса. Активность участия в общественных делах. Выполнение общественных поручений. Идейно-политическая направленность, сознательность учащихся.

//. Сплоченность класса

1.Наличие групп по деловым интересам или отрицательного характера. Отношение учащихся: друг к другу, к делам класса.

2.Склонность проводить время вместе в школе и вне ее, вместе развлекаться или совместно заниматься.

3.Дружба между мальчиками и девочками.

4.Защищают ли школьники членов своего коллектива вообще.

5.Если в классе есть круговая порука, то в чем она выражается.

6. Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса.

7. При проведении школьных мероприятий стараются держаться вместе или разобщенно.

///. Организованность класса

1. Умение самостоятельно организоваться для выполнения коллективных дел. Умение распределять между собой работу и выполнять ее наиболее рационально.

2. Умение терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, перемене, при выполнении различных дел).

3. Послушание при выполнении распоряжений старших или административных лиц.

IV. Общественное мнение в классе

1. Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие — осуждают.

2. Как и в какой форме выражают одобрение и неодобрение.

3. Есть ли расхождения между тем, что они говорят, и тем, что Делают.

4. Критика и самокритика в классе.

V. Характер товарищеских связей в коллективе

1. Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы, общая работа.

2. Где дружат учащиеся — только в школе или и вне ее.

3. Внимательность к товарищам. Стремление помогать им. В чем

4. Требовательность к друзьям. Умение видеть недостатки.

5. Отношение к дезорганизаторам, к отличникам, к активу, к неуспевающим.

6. Отношение учащихся к сверстникам, имеющим физические недостатки.

VI. Актив класса

1. Состав актива.

2. Официальный (выборный) и фактический активы.

3. Имеет ли актив авторитет.

4. Выполняются ли распоряжения актива.

5. Как относятся активисты к товарищам по классу.

6. Есть ли ученики, постоянно находящиеся в активе.

7. Живут ли общешкольные активисты жизнью класса, не отрываются ли они от класса. Уважают ли их в классе, пользуются ли они авторитетом в классе.

VII Связь классного коллектива с общешкольным

1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах.

2. Вносятся ли предложения об улучшении жизни школы.

3. Выполняются ли общешкольные поручения (постоянные и эпизодические).

4. Каков характер связей учащихся с другими классами (шефство, соревнование, совместные дела).

5. Как класс участвует в общешкольных мероприятиях.

VIII. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива

1. Какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения и организации классного коллектива.

2. Как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся.

Этот перечень вопросов, разумеется, не был обязателен для всех классных руководителей, особенно тех, кто работал уже много лет. У них эта схема годами отрабатывалась, совершенствовалась, в чем сказывалось мастерство, интуиция опытных педагогов. Од­нако для начинающих воспитателей и выпускников педагогиче­ских вузов она служила основной программой к действию.

Традиционная система планирования воспитательной работы в классе жизнеспособна и дает определенные результаты. Однако это справедливо до тех пор, пока не появится другой подход к планированию подобной работы, более эффективный, более гиб­кий и удобный для исполнения.

Воспитательная работа — работа творческая. Успех ее во мно­гом зависит от педагогического мастерства воспитателя, от зна­ния им индивидуальных особенностей своих учеников, наконец, от правильности, т.е. научной обоснованности воспитательных задач, поставленных перед учителями, учащимися, классным кол­лективом, родителями.

План — это рабочий инструмент, средство для повышения ка­чества воспитательной работы классного руководителя (воспита­теля). Этот документ должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Однако деятельность классного ру­ководителя не может сводиться к работе по плану ради плана. Глав­ная цель деятельности — в соответствии с планом оказать «опера­тивную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обу­чении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональ­ным, этическим выбором (самоопределением)»'.

С позиций высказанных положений основными недостатками традиционной системы планирования воспитательной работы в классе являются:

• отсутствие достаточно полной объективной информации для определения системы педагогических задач при планировании предстоящей воспитательной работы;

• игнорирование динамики развития личности каждого школьника и всего классного коллектива;

• поверхностное знание и учет межличностных отношений внутри классного коллектива, его формальной и неформальной структуры;

• субъективность и необоснованность выявления, формулировки и постановки педагогических задач, соответственно определения содержания, форм и методов их решения;

• отсутствие достаточной информации для планирования совместной деятельности учащихся, учителей и родителей;

• интуитивный подход в составлении характеристик учащихся и классного коллектива на уровне «мне так кажется»;

• неудобство по форме заполнения для оперативного (т.е. повседневного) использования.

2. Общая методика планирования воспитательной работы в классе на основе педагогической диагностики

В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положи­тельную связь между планированием и успехом организации лю­бого дела, в том числе и воспитательной работы с учащимися.

План служит основным средством управления совместной дея­тельностью учителей, родителей и самих детей в их воспитании. Каких результатов стремится достичь этот коллектив (учителя, учащиеся и родители) в конце учебного года и на промежуточных этапах, когда, кто и что для этого должен будет сделать? Ответы на все эти вопросы должны быть учтены в ходе планирования.

Нельзя планировать совместную воспитательную деятельность без четкого представления о цели воспитания. Цель — как общее понятие — это образ того результата, который стремится полу­чить субъект, выполняя те или иные действия. Но такой целью может служить только образ результата, во-первых, с фиксиро­ванным временем его получения; во-вторых, мотивирующего действия субъекта в направлении его достижения; в-третьих, со­ответствующего потребностям и возможностям организаций; в-четвертых, операционально определенного (контролируемого).

Образы желаемого будущего, и в первую очередь цели — как наиболее конкретные, ясные и определенные из них выполняют в деятельности людей множество важных функций, что и застав­ляет относиться к целям и их постановке с особым вниманием.

Фиксируя в ясной и осязаемой форме образ желаемого резуль­тата, цели воспитательного процесса ориентируют деятельность педагогов, родителей и самих учащихся на выбор средств и созда­ние условий, необходимых и достаточных для их достижения.

Обоснованный выбор приоритетных целей позволяет сконцен­трировать усилия на направлении «главного удара», не распы­ляться, рационально и экономно расходовать время, силы и дру­гие ресурсы.

Четко сформулированные цели выступают в роли эталона, стан­дарта, с которым можно соотносить промежуточные результаты работы, внося в нее оперативные и даже опережающие корректи­вы. Не менее важно то, что анализ достижения поставленных це­лей может способствовать углубленному самоанализу, выявлению проблем профессиональной и учебной деятельности, проблем компетентности.

В совместной работе наличие всеми принятых, согласованных целей является необходимым условием организованности, спло­ченности, интегрированности общей деятельности, умножения индивидуальных потенциалов ее отдельных участников, т.е. цель выступает как мощный координатор и интегратор. Отсутствие же четко определенных желаемых результатов приводит к множеству дефектов, непроизводительных затрат, к низкому качеству рабо­ты и неудовлетворенности ее участников.

Общепринято, что ведущей целью воспитания остается иду­щий из глубины веков идеал всестороннего и гармоничного раз­вития личности. В разные исторические эпохи в эти понятия вкладывали разное содержание. В условиях сегодняшнего уровня развития общества это содержание определяется теми обще­ственными отношениями, в которые вступает молодой человек после окончания школы. Тщательно проанализировав эти обще­ственные отношения, можно заключить, что всестороннее фор­мирование личности предполагает развитие:

• творческих способностей и дарований личности;

• личности как работника, производителя материальных и духовных благ;

• личности как общественного деятеля;

• нравственной и культурной личности;

• личности как носителя высоких этических и эстетических ценностей;

• правильных (социально и экономически обоснованных) материальных и духовных потребностей.

В этом определении мы специально опускаем физическое развитие личности. Тем самым хотим сказать, что всесторонне могут развиваться все люди, даже имеющие некоторые физические недостатки, но главное условие — чтобы они были умственно полноценными. Этому в жизни немало конкретных примеров. Включая в приведенное определение такую важную сторону, как физическое развитие личности, мы придем к краткому обозначению свойств и качеств, определяющих всестороннее и гармо­ничное развитие личности.

Исходя из сформулированного общего определения цели вос­питания, которая реализуется у каждого человека в течение всей его жизни и в разной степени, мы выделяем ту часть этой цели и ту часть ее содержания, которые должны быть реализованы в школьные годы. В педагогической диагностике в разрезе каждой возрастной группы (класса) изучаются и фиксируются уровни развития личностных качеств, психических и физических свойств личности школьника, по которым можно судить, в какой степе­ни эта часть цели реализуется. Поэтому соответствующие диагно­стические карты несут информацию, которая необходима в пла­нировании воспитательной работы в классе.

Анализируя содержание диагностической карты общего физи­ческого развития учащихся, можно четко и конкретно определить задачи по физическому воспитанию; диагностической карты раз­вития социальных качеств учащихся — задачи нравственного и эс­тетического развития; диагностических профориентационных карт каждого школьника — профориентационные задачи и задачи по развитию творческих сил и способностей каждого из них; диагно­стических данных воспитательной возможности классного коллек­тива — задачи формирования и развития данного коллектива; ди­агностической карты воспитательного потенциала семей учащихся — задачи по работе с родителями и, наконец, диагностические данные общего состояния учебного процесса в классе — задачи по совершенствованию учебной деятельности.

Задачи по каждому объекту педагогической диагностики, в свою очередь, дифференцируются отдельно для учителей, родителей и самих учащихся. Кроме этого они определяются в системе пер­спективного развития педагогического процесса как стратегиче­ские (к моменту завершения обучения в школе), тактические (на учебный год или полугодие) и оперативные (каждодневные, постоянные).

По результатам анализа диагностических данных и сформулиро­ванных педагогических задач классный руководитель или учитель начальных классов (воспитатель) разрабатывает программу воспи­тания учащихся своего класса, которая является важнейшим опор­ным документом при составлении оперативного плана на конкрет­ный учебный год. Эта программа определяет объем работы, служит основанием для оценки деятельности, а мера ее реализации обус­ловливает меру профессионального удовлетворения, составляя ча­стицу общего «проживания счастья» (Н.Е.Щуркова).

«Надо признать, что работа сегодняшнего классного руково­дителя в школе бессодержательна, будучи лишенной программы воспитания. Не случайно воспитательный процесс сужается до обу­чения научным знаниям. Педагог неосознанно ограждает себя от тяжких переживаний "беспрограммного профессионала", сужая объем своей работы до объема имеющихся учебных программ, выполнение которых и становится основой его профессионально­го самочувствия. Бессодержательность воспитания легко просле­живается: педагог ориентирован на праздники и на погодно-природные обстоятельства, на события социального или этического плана. В период общественного кризиса появилась ориентация на старинные обычаи и обряды: педагог с детьми проводит гадания, воссоздает языческие праздники, водит хороводы и поет старин­ные обрядовые песни, играет в поклонение святым, ввергая де­тей в проживание древнего средневекового мировоззрения. Таким безграмотным способом заполняется пустота работы, которая и не может быть иной без наличия программы воспитания»1.

Программа воспитания — это содержание деятельности класс­ного руководителя, учителей, родителей и самих учащихся, направленной на решение каждой по достижению общей воспитательной цели, которая наполняется совокупностью поэтапно решаемых педагогических задач. В условиях, когда педагогические задачи фор­мулируются на основе данных педагогической диагностики, для каждого класса эта программа воспитания строго индивидуальна и уникальна, хотя значительная ее часть реализуется в масштабе школы. Тем не менее, классный руководитель индивидуализирует общую программу школьного воспитания и, индивидуализируя школьное воспитание, прослеживает становление личности школьника, спо­собствуя наилучшему развитию отдельной личности.

Программа вооружает педагога конкретным содержанием воспи­тательной работы именно для данного класса при конкретных об­стоятельствах. Этот ее вариант рассчитан на один год работы с деть­ми, их родителями и учителями, работающими с этим классом. Ког­да определены задачи воспитания и создана программа воспитания, классный руководитель целенаправленно приступает к составлению «Оперативного плана воспитательной работы с классом».

Особенностью такого плана является наглядность и возмож­ность контроля за ходом исполнения его составляющих со сторо­ны всех участников учебно-воспитательного процесса — учащих­ся, их родителей, учителей-предметников и самого классного ру­ководителя.

План выполняется на листе плотной ватманской бумаги и состоит из центральной и периферийных частей. В ней отражены следующие диагностические данные.

1. Уровень развития социальных качеств учащихся в виде гра­фической кривой, построенной по диагностическим показателям за предшествующие два учебных года.

2. Уровень физического развития учащихся также в виде кри­вой, построенной на основе суммарных показателей за предше­ствующие два года.

3. Характеристика профессиональных интересов школьников с указанием на то, кто из них в каких кружках предпочитает заниматься.

4. Социальный статус каждого ученика в классном коллективе. Ближе к центру указываются номера (по списку) учеников, набравших наибольшее количество положительных выборов 9), во втором круге — «предпочитаемых», в третьем — «пренебрегаемых», в четвертом — «изолированных».

5. В центре указан коэффициент ЦОЕ класса (С+ 0,35). Слева одна над другой помещены две таблицы. В верхней из них дан пронумерованный список учащихся класса (в центральной части вместо фамилий и имен школьников фигурируют порядко­вые номера из этого списка) и напротив каждого школьника за­писано общественное поручение, которое выполняет именно он. Ниже и также слева от центральной части помещается табли­ца, в которой отражены коллективные творческие дела (КТД) актива учащихся класса (РА) — общие классные мероприятия, либо уже запланированные на четверть, полугодие, либо вноси­мые в эту таблицу и в календарный план по мере возникновения идей их проведения.

С правой стороны от центральной части расположены еще две таблицы. Верхняя из них отражает планируемые составляющие ра­боты учителя (РУ), нижняя — мероприятия, организуемые и про­водимые по инициативе и с участием родителей школьников (РР).

Все пространство внизу листа — под таблицами слева и справа, а также под центральной частью — отведено для календарного плана внеклассных и внеурочных мероприятий, проводимых учителями (РУ), активом учащихся (РА) и родителями школьников (РР). Для наглядности все нижнее пространство разделено на десять вертикальных участков, соответствующих месяцам учебного года (сентябрь—июнь). Внутри каждого месяца вертикальный столбик разделен на пять горизонтальных линий в соответствии с неделями месяца. В запланированном для конкретного мероприятия месте (месяц, неделя) проставляется условное обозначение исполнителей (учитель — РУ, актив учащихся — РА, родители — РР) и через тире — порядковый номер, указывающий, о какой работе идет речь, в соответствии с номерами этих мероприятий в боковых таблицах схемы.

После утверждения администрацией школы план помещается на стенде в классе, чтобы он был всегда на виду у учителей, уча­щихся и родителей.

Заполняется он постепенно, на протяжении всего учебного года. Считается нормальным, когда сначала в плане незаполненных мест больше, чем заполненных. Поэтому этот план и называется опе­ративным. По нему педагог сверяет свои замыслы и их реализа­цию, в него вносятся коррективы, когда дети, учителя и родите­ли придумывают новые дела или когда происходят события, тре­бующие обязательного в них участия.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Расскажите кратко о традиционной системе планирования воспитательной работы в классе.

2. Каковы основные недостатки традиционной системы планирования воспитательной работы в классе.

3. Из каких блоков и вопросов состояла программа изучения классного коллектива в 80-е годы прошлого века?

4. Какова общая методика планирования воспитательной работы в классе на основе данных педагогической диагностики?

5. Как оформляется «Оперативный план воспитательной работы в классе»?

6. Дайте сравнительную характеристику традиционных планов воспитательной работы в классе и планов, составленных на основе данных педагогической диагностики.

Наши рекомендации