Различные подходы к возрастной

Периодизации личности

Самое широкое определение взрослого человека дано

в 1976 г. на Генеральной сессии ЮНЕСКО в Найроби. Она назы-вает взрослым «всякого человека, признанного взрослым в том обществе, к которому он принадлежит». Понятие«взрослый че-ловек» связывается с такими характеристиками как психофи-зическая зрелость, профессиональная деятельность, семейные обязанности, ответственность за происходящее. Взрослый че-ловек, по определению С. И. Змеёва, «лицо, обладающее физио-логической, социальной, нравственной зрелостью, экономиче-ской независимостью, жизненным опытом и уровнем самосоз-нания, достаточным для ответственного самоуправляемого по-ведения». Важно отметить,что«взрослость»связывается нес возрастом, а с социально-психологическими факторами, кото-рые, с одной стороны, осознаются самим человеком, а с другой – признаются обществом, проявляются в общественной жизни.

Жизненный цикл человека традиционно принято разде-лять на следующие периоды:

1) пренатальный (внутриутробный);

2) детство;

3) отрочество;

4) зрелость (взрослое состояние);

5) преклонный возраст, старость.

Хронологические рамки периода взрослости различные ученые представляют по-разному. Е. И. Степанова взрослость относит к 18–40 годам, Ю. Н. Кулюткин – к 16–70, английский ученый Д. Б. Бромли, называет взрослыми тех мужчин и жен-щин, которым более 23 лет и которые включились в профес-сиональную жизнь и взяли на себя активные социальные роли и семейные обязательства.

На развитие личности влияет три группы факторов: норма-тивный возрастной, нормативный исторический, ненорматив-ный. Возрастные изменения максимальны в детстве, мини-

мальны в юности и зрелости. Роль нормативного возрастного фактора повышается в старости. Исторические условия (война, революция, экономический спад, подъем и т. д.) наиболее силь-но на развитии личности отражаются в юности. Роль ненорма-тивных факторов (индивидуальных условий жизни, достиже-ние или недостижение человеком поставленных целей, обрете-ние любви, рождение ребенка, потеря близкого человека) по-вышается с возрастом.

Периодизация психического развития – это принцип рас-смотрения развития психики в онтогенезе, основанный на вы-делении качественно отличающихся ступеней (стадий, перио-дов). Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее содержательными, разработанными являются периодизации развития в детстве, отрочестве – это время ста-новления психических функций, личностных новообразований. Во взрослости человек имеет творческое мышление, произ-вольную смысловую память, произвольное внимание, развитую устную, письменную речь, качественные изменения которых в значительном диапазоне уже не наблюдаются.

Существуют различные периодизации развития взрослого человека. Американские ученые Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вей-ланд предлагают выделять следующие периоды:

1. 16–22 года. Время взросления, стремления к самостоя-тельности, неопределенность. Уход из родительского дома.

2. 23–28 лет. Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений

о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заключение брака.

3. 29–32 года. Переходный период: прежние представления оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново.

4. 33–39 лет. Семейное счастье часто теряет свое очарова-ние, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется не-достаточным.

5. 40–42 года. Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена.

6. 43–50 лет. Новое равновесие. Привязанность к семье.

7. После 50 лет. Семейная жизнь, успехи детей – источник постоянного удовлетворения. Возникают вопросы о смысле жизни, ценности сделанного.

Отечественные авторы также предлагают ряд периодиза-ций. В. Ф. Моргун предлагает выделять следующие этапы:

1. Юность (18–23 года). Порог взрослой жизни. Поиски сво-его места в обществе. Личностное и профессиональное само-определение.

2. Молодость (24–30 лет). Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкрет-ные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супру-гом, брак. Специализация в выбранной профессии.

3. Переход к расцвету (около 30 лет). Кризис в том случае, ес-ли недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения.

4. Расцвет (31–40 лет). Время высокой работоспособности

и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, ста-новится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом «Что останется людям?».

5. Переход к зрелости (около 40 лет). Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целе-направленной работы по самосовершенствованию.

6. Зрелость (40–55 лет). Вершина жизненного пути лично-сти. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим.

7. Кризис (50–55 лет). Осознание возрастных перестроек, на-чало физиологического старения, что приводит или к пессимиз-му, или к изменению образа жизни, постановке новых целей.

8. Пожилой возраст (55–75 лет). Продолжение творческой ак-тивности, передача накопленного жизненного опыта, общение.

9. Старческий возраст (75–90 лет). Психологическая пере-стройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды дея-тельности, выполнением функций бабушки или дедушки.

10. Долгожительство (свыше 90 лет). Адаптация к новой си-туации благодаря использованию имеющегося опыта, включе-нию многих приспособительных систем, в том числе и на уров-не личности.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35–40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость в разделении этого процесса периода на периоды, стадии.

Наиболее известной в России является периодизация разви-тия человека как субъекта труда, предложенная Е. А. Климовым.

Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происхо-дит освоение функций восприятия, движения, речи, про-стейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

Стадия игры (от 3 до 6–8 лет), когда происходит овладение основными «смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, вра-ча, продавца, учителя). Возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло, когда ребенок уже не мог непосред-ственно осваивать труд тогда, когда произошло историческое разделение и усложнение труда.

Стадия овладения учебной деятельностью (от 6–8 до 11– 12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа способности планировать свою деятельность

и т. п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планиру-ет свое время выполнения домашнего задания, преодолевая желание погулять; расслабиться после школы.

Стадия «оптации» (от 11–12 до 18 лет). Это стадия подго-товки к жизни, к труду, сознательного выбора и планирования профессионального пути соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; эта стадия указывает на си-туацию выбора профессии.

Стадия адепта – это профессиональная подготовка, кото-рую проходит большинство выпускников школ.

Стадия адаптанта – вхождение в профессию после заверше-ния профессионального обучения, продолжающаяся от не-скольких месяцев до 2–3 лет.

Стадия интернала – это вхождение в профессию в качест-ве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е. А. Климов гово-рит, что коллеги воспринимают работника как «своего среди своих», т. е. не вошел в профессиональное сообщество в каче-стве полноценного члена.

Стадия мастера – когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно вы-деляется на обычном фоне.

Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров. Естественно, не каждый работник может дос-тичь этого уровня.

Стадия наставника – высший уровень работы любого спе-циалиста. Эта стадия интересна тем, что работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но

и Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам

и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образец высший уровень развития любого специали-

ста – это педагогический уровень. Заметим, что именно педаго-гика и образование являются стержнем человеческой культу-ры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Настав-ником – Учителем, по-своему тоже является носителем культу-ры в лучшем смысле этого слова.

Возрастной подход требует ориентации образовательного процесса на норму развития взрослого, учета закономерностей его психического развития что позволяет обнаружить специфи-ческие возрастные ресурсы взрослого. Исследователями (Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, С. Г. Вершлов-ский, Ю. Н. Кулюткин, С. Л. Рубинштейн, Г. С. Сухобская и др.) выделяются следующие закономерности психофизического развития взрослых:

– чередование стабильных и кризисных фаз: взрослость включает кризис середины жизни и две стабильные фазы: ран-

нюю взрослость и среднюю взрослость);

– гетерохронностъ (неравномерность развития психиче-ских функций человека на протяжении всей жизни): после 30– 35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функ-ций, а вербальные начинают прогрессировать, достигая высо-кого уровня после 40–45 лет; у взрослых, например, наблюдает-ся снижение памяти, но значительное повышение показателей внимания, снижение скорости переработки информации, но по-

вышение глубины и критичности мышления;

– кумулятивностъ: накопление изменений в психике, при-водящее взрослых к новому качеству интеллекта – к мудрости,

понимаемой как экспертные знания о фундаментальных жиз-ненных законах и реалиях;

– ведущая роль социокультурного контекста: положитель-

ное влияние активного образа жизни и личностной позиции взрослого на характер его психического развития.

5.2 Специфика возрастных информационных запросов. Преимущества и противоречия образования во взрослом возрасте

Общий контекст жизнедеятельности взрослого человека, включенного в трудовые отношения и несущего социальную ответственность за собственную семью и детей, определяет его отношение к учению. В качестве позитивных тенденций отно-шения взрослых к образованию как фактору повышения собст-венной компетентности можно выделить:

– личностную и профессиональную заинтересованность

в образовании, положительную мотивацию;

– сознательность, самостоятельность учебной деятельно-сти взрослых.

Вместе с тем, некоторым взрослым свойственен прагма-тизм, требование конкретных знаний, имеющих практическую направленность, несущих в себе ожидаемый эффект.

Важное отличие взрослого человека – наличие у него боль-шого объема жизненного опыта, который выступает в трех раз-новидностях: бытовой, профессиональной и социальной.

Потребность взрослого в обучении в определенной степени связана с основной профессиональной деятельностью, а также с выполнением других социальных ролей, поэтому он преследу-ет конкретные, практические и реальные цели. Организуя обу-чение взрослых людей, необходимо представлять типичные внешние и внутренние трудности, с которыми сталкивается взрослый в современной образовательной ситуации.

Для взрослого человека обучение становится одним из спо-собов самореализации в профессии или в жизни в целом, в свя-зи с чем, его отличает четкость в смысловых установках и мо-тивации.

Высокая мотивация в обучении определяется насущной не-обходимостью при помощи обучения решить важную жизнен-ную проблему.

Субъектом учебной деятельности является человек, кото-рый не только усваивает содержание учебного материала, но

и соотносит его с содержанием собственного жизненного опы-та. Субъект учебной деятельности проявляет самостоятель-ность, осознанность, способность к оценке, контролю выпол-няемой деятельности. Включаясь в образовательный процесс, взрослый человек стремится занять в нем активную позицию. Взрослый не склонен имитировать интерес и включенность в занятие, зачастую он стремится публично выразить свое не-согласие или протест преподавателю и аудитории. Выступая в роли потребителя образовательных услуг, попросту «поку-пая» труд преподавателя и образовательного учреждения, взрослый заинтересован в качестве получаемого «товара»

и занимает позицию требовательного и критически настроен-ного учащегося.

Обладая определенным опытом и субъектной позицией в образовании, современный взрослый человек способен сам оценить и выбрать способ и формы обучения, поэтому андраго-гу необходима ориентация на восприятие и самовосприятие взрослого человека в ситуации его обучения. Обучение взрос-лых предполагает создание атмосферы партнерства, взаимопо-мощи и поддержки, так как не меньше, чем учебная информа-ция, взрослому человеку бывают интересны его преподаватели

и соученики.

Содержание образования в системе обучения взрослых все-гда носит открытый характер за счет привнесения личностного опыта и индивидуальных информационных запросов. Взросло-му человеку необходимо предоставить свободный выбор лите-ратуры, ориентировать на использование современных баз данных, отдавать предпочтение первоисточникам, поскольку взрослый способен на собственную интерпретацию первичных источников.

Таким образом, специфика возрастных информационных запросов определяется следующими факторами:

– потребность взрослого обучаемого в обосновании (смыс-ле) получаемой информации;

– потребность взрослого обучаемого в самостоятельности;

– непременная практическая направленность получаемой взрослым в процессе обучения информации;

– специфические для взрослых стимулы и трудности уча-стия в процессе обучения;

– опыт, приобретенный взрослыми при выполнении ими своих семейных, социальных и профессиональных обязанностей;

– обязанности семейного, социального или профессиональ-ного порядка, лежащие на взрослом, и возможные в этой связи утомляемость и отсутствие энергии;

– способность взрослого взять на себя ответственность за свое собственное обучение;

– особенности познавательных интересов взрослого обу-чаемого.

5.3 Профессионально-личностное становление человека в системе непрерывного образования

Одним из приоритетных направлений политики современ-ного развитого государства является непрерывное образова-ние. Непрерывность выступает в современном культурно-образовательном контексте как идея, принцип обучения, каче-ство образовательного процесса, условие становления челове-ка. Идея непрерывности образования появилась в истории культуры еще в эпоху Платона и Аристотеля, была впервые теоретически обоснована и представлена чешским ученым

Я. А. Коменским, выстроившим в своих трудах систему обучения по принципу обучение «всех всему», начиная от материнской школы и заканчивая академией.

Для определения категории непрерывного образования международное профессионально-педагогическое сообщество использует ряд терминов. В современной литературе исполь-зуются такие сочетания как «образование взрослых»; «продол-жающееся образование»; «дальнейшее образование»; «перма-нентное образование»; «пожизненное образование»; «пожиз-ненное учение». Общей для всех этих терминов является идея пожизненной незавершенности образования для взрослого че-ловека, существующая для него необходимость постоянно оста-ваться в позиции ученичества.

Модель непрерывного образования включает в себя:

– государственные и негосударственные образовательные учреждения, обеспечивающие приобретение, углубление и рас-ширение общего и профессионального образования;

– самообразование как специфическая образовательная система;

– содержание образования, сформированное на основе принципа социальной актуальности предлагаемой учащимся системы знаний.

Система непрерывного образования выполняет в обществе следующие функции:

– развивающая (удовлетворение духовных запросов лично-сти, потребностей творческого роста);

– компенсирующая (восполнение пробелов в базовом обра-зовании);

– адаптивная (оперативная подготовка и переподготовка

в условиях меняющейся производственной и социальной си-туации);

– ресоциализации (повторной социализации).

В содержании непрерывного образования принято выде-лять три основные области:

– обучение грамотности, включая компьютерную, функ-циональную, социальную и др.;

– профессиональное обучение, включающее профессиональ-ную подготовку, переподготовку, повышение квалификации;

– общекультурное – дополнительное образование, не свя-занное с трудовой деятельностью.

Значимыми показателями образованности на сегодняшний день в обществе являются: грамотность, профессиональная

компетентность, культура.

Грамотность –это социально-педагогическая характери-стика личности, отражающая способность к прочтению, вос-приятию и пониманию необходимого объема социокультурной информации, закодированной в определенной знаковой или коммуникационной системе. Содержательное наполнение по-нятия «грамотность» изменяется вместе с требованиями обще-ства. «Уровень грамотности» – понятие, обозначающее степень овладения знаковыми системами естественных или искусст-венных языков.

Непрерывное образование подразделяется на виды: фор-

мальное, неформальные, информальное.

Формальное непрерывное образование называется так пото-

му, что оно регламентируется, нормируется (приобретает уста-новленные формы) со стороны государства и общества (посред-

ством стандартов, образовательных систем определенного ти-па, закрепленных законодательно. Люди, получившие фор-мальное образование, приобретают совокупность законода-тельно установленных прав, основанием для предоставления которых служит документ (свидетельство, аттестат, диплом, удостоверение) государственного образца. Определенные сту-пени формального образования утверждаются государством как обязательные для всех граждан.

Неформальное непрерывное образование включает в себявсе виды образовательных программ и учебных курсов, не дающих права на получение сертификата, обеспечивающего изменение профессионального статуса. Неформальное образо-вание при желании позволяет осуществлять общекультурное развитие человека на всех этапах его жизни независимо от ис-ходного образовательного уровня.

Информальное образование (т.е.находящимся вне какой-либо формы) – обучение, «встроенное» в течение жизни; осуще-ствляемое в ходе общения, происходящее под влиянием средств массовой информации, просветительских акций, при чтении книг, при осмыслении собственного опыта и опыта других (об-щение с друзьями, коллегами).

В реальной жизни все три вида непрерывного образования взаимопересекаются, обеспечивая действительную непрерыв-ность учения образования в течение жизни.

Реализация непрерывного образования в образовательной системе опирается на ее «вертикальную интеграцию», т. е. пре-емственность ступеней формального образования – дошколь-ного, начального, среднего, среднего профессионального, выс-шего, где каждый образовательный уровень предполагает воз-можность перехода на последующий.

Важный содержательный признак непрерывности – «гори-зонтальная интеграция», т. е. соотнесенность образования, по-лучаемого вне формальной образовательной системы (в том числе спонтанно приобретаемых знаний и жизненного опыта),

с образованием в рамках учебных заведений и специально ор-ганизованных образовательных программ.

Непрерывность образования в России обеспечивается раз-личными учреждениями дополнительного образования взрос-лых следующих видов:

– академии, курсы повышения квалификации и профессио-нальной переподготовки;

– институты повышения квалификации и профессиональ-ной переподготовки (высшая школа);

– межотраслевые региональные центры повышения ква-лификации и профессиональной переподготовки;

– учебные центры повышения квалификации и профессио-нальной переподготовки (учебные центры обучения работни-ков на производстве);

– иные образовательные учреждения, реализующие допол-нительные образовательные программы дополнительного об-разования взрослых.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семи-нарских занятиях:

1. Понятие «взрослый человек». Отечественные и зарубеж-ные периодизации развития взрослого человека.

2. Психофизические закономерности развития взрослых.

3. Факторы, определяющие специфику возрастных инфор-мационных запросов взрослого в обучении.

4. Функции непрерывного образования в России.

5. Модель и виды непрерывного образования в России.

Задания для практической работы:

1. Изучив периодизацию развития взрослого человека В. Ф. Моргуна, определите образовательные задачи, стоящие перед взрослым человеком на каждом из выделенных этапов.

2. Выберите из круга своих знакомых взрослого человека, который в настоящее время где-либо обучается. Попросите его ответить на следующие вопросы:

– Что послужило причиной того, что он продолжает обуче-ние во взрослом возрасте?

– Что его привлекает в позиции ученика? Что делает эту по-зицию не комфортной?

– Какие формы обучения он считает для себя более: инфор-мативными, продуктивными в плане профессионального, лич-ностного развития?

– Планирует ли он продолжать учебу в дальнейшем и зачем? На основе полученной информации составьте портрет

«Взрослого ученика».

Темы рефератов

1. Функционально-ориентированная и личностно-ориен-тированная стратегии развития образования.

2. Психологическая характеристика стилей жизни в период взрослости.

3. Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона.

4. Самостоятельная работа как учебная деятельность в обучении взрослого.

5. Движущие силы и направления развития субъективной реальности человека.

6. Понятие критических и стабильных периодов в психи-ческом развитии человека.

7. Психологические проблемы профессиональной деятель-ности в различные периоды взрослости.

Рекомендуемая литература

1. Деркач А. А. Акмеология / А. А. Деркач. – М. : РАГС,

2006. – 280 с.

2. Ермолаева М. В. Субъектный подход в развитии взрослого человека : учеб. пособие / М. В. Еролаева. – М. : Изд-во психолого-социального института, 2006. – 200 с.

3. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и техно-логии обучения взрослых / С. И. Змеёв. – М. : ПЕРСЭ, 2007. – 272 с.

4. Колесникова И. А. Основы андрагогики / И. А. Колеснико-

ва. – М. : Академия, 2007. – 240 с.

5. Рассел Д. Андрагогика / Д. Рассел. – М. : ПЕРСЭ, 2013. – 80 с.


Наши рекомендации