Глава 6. андрагогические основы профессионального развития личности. организация педагогического контроля в высшей школе

6.1 Закономерности перехода от детской модели обучения к взрослой. Андрагогические задачи этапа базовой подготовки

Андрагогические основы профессионального развития за-кладываются в момент перехода личности из системы школь-ного обучения на следующий этап непрерывного образования. Для одних учащихся это обучение в вузе, для других в колледже или профессионально-техническом училище. Профессиональ-ное становление личности происходит на уровне начального, среднего, высшего образования, в ходе повышения квалифика-ции, переобучения (переподготовки по новой специальности), самообразования.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35–40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость в разделении этого процесса периода на периоды, стадии.

Наиболее известной в России является периодизация разви-тия человека как субъекта труда, предложенная Е. А. Климовым.

Стадия предыгры (от рождения до3лет),когда происходитосвоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся ос-новой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

Стадия игры (от3до6–8лет),когда происходит овладениеосновными «смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, вра-ча, продавца, учителя). Возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло, когда ребенок уже не мог непосред-

ственно осваивать труд тогда, когда произошло историческое разделение и усложнение труда.

Стадия овладения учебной деятельностью (от6–8до11–12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа способности планировать свою деятельность

и т. п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планиру-ет свое время выполнения домашнего задания, преодолевая

желание погулять; расслабиться после школы.

Стадия «оптации» (от11–12до18лет).Это стадия подго-товки к жизни, к труду, сознательного выбора и планирования профессионального пути соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. В ситуации «оптанта» может оказаться и взрослый человек, например безработный; эта стадия указывает на си-

туацию выбора профессии.

Стадия адепта –это профессиональная подготовка,кото-

рую проходит большинство выпускников школ.

Стадия адаптанта – вхождение в профессию после завер-шения профессионального обучения, продолжающаяся от не-

скольких месяцев до 2–3 лет.

Стадия интернала –это вхождение в профессию в качествеполноценного коллеги, способного стабильно работать на нор-мальном уровне. Это стадия, когда коллеги воспринимают ра-

ботника как «своего среди своих».

Стадия мастера –когда о работнике можно сказать,что онлучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно вы-

деляется на обычном фоне.

Стадия авторитета означает,что работник стал лучшимсреди мастеров. Естественно, не каждый работник может дос-

тичь этого уровня.

Стадия наставника –высший уровень работы любого спе-циалиста. Эта стадия интересна тем, что работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но

и Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам

и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Профессиональная подготовка должна подчиняться сле-

дующим основным принципам:

1) заинтересованность обучаемого в результатах;

2) подкрепление обучения вознаграждением;

3) сочетание обучения с практикой;

4) осмысленное усвоение учебного материала;

5) сочетание традиционных и современных методов обучения;

6) контроль знаний и корректировка обучения;

7) приближенность теории к реальной рабочей обстановке;

8) обеспеченность процесса обучения материальной и тех-нической базой.

Именно в период базового профессионального обучения должен осуществиться переход от «детской» педагогической модели обучения к андрагогической (взрослой). Только в этом случае молодой человек сможет обрести подлинно субъектную позицию в своем профессиональном развитии.

В зависимости от выбираемой преподавателями и образо-вательным учреждением стратегии и форм организации обуче-ния этот переход осуществляется с той или иной степенью ин-тенсивности или не происходит вообще.

Профессиональное обучение на практике осуществляется на разных уровнях проникновения в глубины освоения той или иной специальности. Это может быть:

– приобретение конкретных умений и навыков, позволяю-щих выполнять локальные операции и действия, решая тем са-мым отдельные практические задачи;

– освоение методик организации деятельности, технологий осуществления тех или иных процессов;

– накопление (обновление) теоретических сведений, осу-ществляемое фрагментарно либо системно;

– формирование профессионально-личностных установок, ценностей.

Для того чтобы обучение шло в логике образования взрос-лого человека, в педагогическом процессе должны быть по-ставлены и решены следующие задачи:

– формирование установки на субъектную позицию в про-цессе профессионального становления;

– овладение логикой продвижения в профессии;

– предъявление будущему специалисту эталонных моделей профессионального поведения, деятельности, отношений, слу-жащих ориентиром для самооценки и самосовершенствования;

– формирование в ходе обучения опыта партнерства, со-трудничества;

– стимулирование процессов самовоспитания, ориентиро-ванного на осознанную наработку и закрепление необходимых

в профессии личностных качеств и характеристик;

– передача андрагогических умений и навыков, ориентиро-ванных на самопознание и работу с собой;

– создание комплексных предпосылок к непрерывному об-

разованию.

Формы обучения, которые наиболее целесообразно использо-вать при обучении взрослых.

В выборе учебного метода для использования в программах обучения для взрослых важно использовать технику, которая подходит к данной ситуации. Наиболее эффективным в ситуа-ции обучения взрослых является комбинирование различных форм и методов обучения, однако предпочтение должно быть отдано интерактивным формам (таблица 2).

Таблица 2 – Различные формы обучения

Форма обучения Краткая характеристика формы обучения  
   
Ситуационные Проблемное задание, в котором обучающемуся  
задания (кейсы) предлагают осмыслить реальную профессио-  
  нально-ориентированную ситуацию, необходи-  
  мую для решения данной проблемы. При изуче-  
  нии конкретных ситуаций студент должен по-  
  нять ситуацию, оценить обстановку, вырабо-  
  тать свою линию поведения  
Деловая игра. Моделирование реальной ситуации, в которой  
Ролевая игра будущие специалисты должны не только про-  
  демонстрировать свои знания, но и проявить  
  разнообразные компетенции, связанные с их  
  профессиональной деятельностью (инициатив-  
  ность, умение находить нестандартные реше-  
  ния, коммуникабельность)  
Круглый стол, Оценочные средства, позволяющие включить  
диспут, дискуссия, обучающихся в процесс обсуждения спорного  
полемика, дебаты вопроса, проблемы и оценить их умение аргу-  
  ментировать собственную точку зрения.  
Мозговой штурм Организованная интерактивная коммуникация  
  студентов, приобщение их к активному поиску  
  решений поставленной проблемы. Способству-  
  ет интегрированию накопленной информации  
  и принятие на этой основе эффективных реше-  
  ний. Формирует неординарные идеи и дейст-  
  вия, новые способы поведения  
       
   

Продолжение таблицы 2

Проект Конечный проект, получаемый в результате
(групповой, планируемый в результате планирования и вы-
индивидуальный), полнения комплекса учебных и исследователь-
в рамках одной ских заданий. Позволяет оценить умения обу-
дисциплины, чающихся самостоятельно конструировать свои
междисциплинарный знания в процессе решения практических задач
  и проблем, уровень сформированности иссле-
  довательских навыков, навыков практического
  и творческого мышления

6.2 Развитие профессионально-личностного потенциала в системе повышения квалификации и переподготовки кадров

Современная инфраструктура телекоммуникаций; привет-ствие современной культурой инновационных перемен приво-дят к сокращению жизненного цикла производственных, про-мышленных, управленческих технологий. Технический про-гресс и организационные нововведения, улучшая условия тру-да, предъявили новые требования к уровню знаний и психофи-зиологическим возможностям человека. Современное произ-водство предъявляет требованиям к рабочим кадрам и соответ-ственно системе подготовке, переподготовке и повышению квалификации.

Применяют пять базовых моделей обучения:

1. Обучение без отрыва от производства в специализиро-ванных учреждениях.

2. Обучение в специализированных учебных заведениях с отрывом от производства.

3. Самостоятельное обучение с аттестацией через экстернат

в специализированных учреждениях.

4. Самообразование без аттестации.

5. Обучение на рабочем месте.

Колледжи, вузы обеспечивают адаптацию к начальному этапу самостоятельной жизни и профессиональные знания, связанные с особенностями практики.

Профессиональное обучение на предприятиях обеспечивает:

– адаптацию, облегчая включение человека в новые струк-туры; например, введение в должность или специальность; обу-

чение перед выходом на пенсию для облегчения адаптации

к новым условиям.

– профессиональную поддержку, состоящую в повышении квалификации с целью овладения новой техникой и новыми технологиями, обучение новым специальностям.

Целями повышения квалификации работниками также является:

– обеспечение эффективного выполнения новых комплекс-ных задач;

– увеличение их инновационного потенциала;

– получение более высокого разряда или адаптации к но-вой технике;

– изучение новых форм организации и стимулирования труда, командной работы;

– приобретение знаний, выходящих за рамки существую-щей должности;

– привитие навыков принятия решений;

– мотивация сотрудника учиться дальше.

Современное трудовое законодательство устанавливает следующие формы обучения работников предприятий: пере-подготовку, повышение квалификации, обучение вторым про-фессиям.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоенияновых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специально-стям, а также лицами, выражающими желание сменить профес-сию с учетом потребности производства. Переподготовка необ-ходима при изменении профиля деятельности.

Повышение квалификации –это обучение после полученияосновного образования для уже работающих лиц. Целью повы-шения квалификации является углубление и совершенствова-нии профессиональных знаний, приведении их в соответствие

с требованиями более новой либо более высокой должности; закрепление новых навыков, росте мастерства по имеющейся профессии.

Переподготовка, повышение квалификации, обучение вто-рым профессиям осуществляется посредством спецкурсов на предприятии, вне предприятия, например, в институтах повы-шения квалификации. Обучение также может пройти в виде стажировки в другой организации.

Приветствуется также самообучение персонала, знакомство

с соответствующей литературой, которое заменяет теоретиче-ское образование; наблюдения за работой коллег, выполнения постоянно усложняющихся заданий.

Преимущества повышения квалификации как способа раз-вития работников состоит в его целевой направленности, воз-можности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-груп-повом подходе.

Таким образом, основное назначение системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки состоит в обеспечении качественного и высокоэффективного процесса обучения и повышения квалификации работников; в наращи-вании инновационной составляющей деятельности, в форми-ровании у взрослого обучающегося человека системы ценно-стей, связанных с профессиональным ростом и развитием, ока-зание помощи в выстраивании индивидуальной жизненной и профессиональной перспективы.

Обучающие возможности

Наши рекомендации