Основные направления воспитания
В педагогике рассматриваются различные направления
воспитания личности.
Гражданское воспитание. Основная цель гражданского вос-питания состоит в формировании гражданственности как инте-гративного качества личности, заключающего в себе внутрен-нюю свободу и уважение к государственной власти, любовь
к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоин-ства и дисциплинированность, гармоническое проявление пат-риотических чувств и культуры межнационального общения. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков, юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Гражданское вос-
питание предполагает формирование у учащихся знаний
и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятель-
ностью выдающихся ученых, писателей, художников, актеров.
Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения. Патриотизм как качество личности
проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовно-сти служить своей Родине. Проявлением высокого уровня куль-туры межнационального общения выступает чувство интерна-ционализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму.
В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Роди-не, соотечественникам. В интернационализме – уважение и со-лидарность с другими народами и странами. Патриотическое воспитание и интернациональное воспитание реализуются в процессе организации работы по изучению по изучению госу-дарственных символов Российской федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Важное место в организации данного направления воспитательной работы в школе занима-ют предметы гуманитарного и естественно научного цикла. Формированию культуры межнационального общения способ-ствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю,
культуру стран изучаемого языка.
Правовое воспитание. Задачи правового воспитания заклю-чаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобре-ли для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении. Динамику лич-ностной деформации можно представить последовательностью следующих этапов: появление искажений в нравственно-волевой сфере личности, превращение их в устойчивые взгля-ды и привычки; формирование мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и средства; соответствующие искажения нравственно-волевого сознания в части пределов дозволенного поведения, правонарушение; систематическое правонарушающее поведение; преступление.
Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, все-гда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных и противоправных по-ступках представляется более значимым и важным, чем осуж-дение тех же поступков взрослыми – родителями, учителями и т. п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им обще-ственно ценную направленность.
Нравственное воспитание. Формирование основ нравст-венной культуры школьников осуществляется в системе нрав-ственного воспитания в условиях семьи, школы, общества. Мо-ральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе
и выступают как форма общественного нравственного созна-ния. Вместе с тем, мораль – это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного созна-ния, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний.
Одно из центральных мест в системе нравственного воспи-тания школьников занимает воспитание сознательной дисцип-лины и культуры поведения. В культуре поведения органиче-ски слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Одно из направлений работы по фор-мированию культуры поведения составляет воспитание эсте-тического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни – рациональной организации своего жилища, аккуратно-сти в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во
время приема пищи.
Экологическая культура – в современной науке понятие«экология» характеризуется единством биологического, соци-ального, экономического, технического, гигиенического факто-ров жизни людей. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при ус-ловии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний направ-ленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ори-ентаций норм и правил в отношении к природе, умений и на-выков по ее изучению и охране.
Формирование экологической культуры школьников осу-ществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной дея-
тельности.
Трудовое воспитание – трудовое воспитание начинаетсяс формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.
Содержательную основу трудового воспитания составляют следующие виды труда:
- Учебный труд включает в себя труд умственный и физи-ческий. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. При-вычка к повседневному умственному труду имеет большое зна-чение для всех видов трудовой деятельности. Школьными про-граммами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
В процессе физического труда создаются условия для проявле-ния детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопо-мощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
- Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.
- Производительный труд предполагает участие школьни-ков в создании материальных ценностей, вступление в произ-водственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонно-сти, потребности в труде, они познают смысл экологических по-
нятий и категорий.
Формирование основ экономической культуры. Под форми-
рованием экономической культуры понимается выработка яс-ного представления об экономических закономерностях разви-тия общества и воспитание на этой основе таких качеств лич-ности, которые необходимы ей в производственно-экономи-ческой деятельности. Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она становится одним из необходимых условий становления личности.
Задачи формирования экономической культуры:
– формирование у учащихся экономического мышления;
– воспитание качеств характера рачительного хозяина – гражданина (бережливости, практичности, хозяйственности);
– овладение учащимися элементарными навыками эконо-мического анализа, привычками экономии и расчетливости.
Указанные задачи могут быть решены при соответствую-щей работе по формированию экономических знаний о труде
и производстве, об отношениях собственности, предпринима-тельстве, коммерциализации и других умений и навыков в ор-
ганизационно-экономической деятельности.
Формирование эстетической культуры. Формирование эс-
тетической культуры – это процесс целенаправленного разви-тия способности личности к полноценному восприятию и пра-вильному пониманию прекрасного в искусстве и действитель-ности. Он предусматривает воспитание эстетической чуткости
и вкуса. Одновременно с этим воспитывается стремление соз-давать вокруг себя элементы прекрасного, готовность к по-сильному проявлению себя в искусстве.
Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области ис-кусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности: труд, игра, занятия спортом. Сюда
же можно отнести эстетику человеческих взаимоотношений.
Воспитание физической культуры личности. Организацияработы по воспитанию физической культуры направлена на решение следующих задач:
– содействие правильному физическому развитию детей, по-вышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;
– гармоничное развитие всех физических качеств – силы, выносливости, ловкости и быстроты;
– формирование жизненно важных двигательных умений
и навыков, естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, ко-торые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют раз-вивающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика);
– воспитание устойчивого интереса и потребности в систе-матических занятиях физической культурой. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная ак-тивность. В интересах физического воспитания необходимо ор-ганизовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать разумный выход энергии ребенка.
– приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Формиро-вание четких представлений о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоро-вья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических
правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя.