Воспитания дошкольников с интеллектуальной
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Задачи формирования перцептивной деятельности на каждом этапе работы должны быть взаимосвязаны с общими задачами обучения и воспитания детей дошкольного возраста и формулируются в соответствии с принципом направленности обучения на решение взаимосвязанных задач образования, воспитания и общего развития детей. Мы полагаем целесообразным выделить четыре этапа формирования сенсорно-перцептивной сферы у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (критерии, позволяющие определить уровень развития сенсорно-перцептивной сферы отражены в соответствующей главе пособия). В соответствии с этим можно выделить следующие общие (направленные на решение задач психического развития ребенка в целом) и частные (нацеленные на развитие сенсорно-перцептивной сферы) задачи на каждом этапе обучения.
Подготовительный этап
Общие задачи развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью, реализуемые в ходе работы по всем разделам программы, могут быть представлены следующим образом:
• формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему;
• формировать интерес к текущим событиям окружения;
• формировать умение производить действие по подражанию при побуждении и организации их со стороны взрослого.
При этом для развития сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью на подготовительном этапе необходимо проводить специальные занятия (игры на сенсорное развитие), на которых следует решать конкретные задачи сенсорного воспитания:
• формировать умение удерживать предмет двумя и одной руками, переносить предмет, идти по указанию взрослого по направлению к игрушке (совмещенные действия);
• формировать внимание к неречевым звукам, правильное понимание слов, обозначающих предметы окружающего быта, понимание повелительных глаголов бытового характера («дай», «возьми», «смотри» и пр.);
• формировать навык зрительного сосредоточения на игрушке, находящейся у ребенка или педагога в руке, умения брать игрушку, удерживать ее в руках продолжительное время, наблюдать за действиями педагога и совершать элементарные исследовательские действия — рассматривать, сжимать, перекладывать, поворачивать и пр.;
• развивать навыки выполнения простых предметно-манипулятивных действий, наблюдения за действиями взрослого;
• формировать у детей ладонный хват;
• развивать умение находить знакомые игрушки по их словесному обозначению, самостоятельно называть их, правильно реагировать на просьбу взрослого;
• формировать умение длительно сосредоточивать внимание на игрушке, выполнять подражательные манипулятивные действия в течение продолжительного времени, совершать действия обследования, направленные на выявление свойств и качеств предметов (цвета, формы, величины, фактуры материала, звучания), выбирать предмет по образцу из двух предложенных, группировать предметы по одному признаку;
• обучать элементарным приемам работы с красками.
На первом этапеобщие задачи коррекционно-воспитательной работы предполагают:
• расширять практический опыт детей, их знания и представления об окружающем мире;
• закреплять привычки и навыки адекватного поведения и общения со взрослыми и детьми;
• развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними;
• формировать социально-бытовые предметные действия по самообслуживанию и пр.
Для развития сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью на подготовительном этапе необходимо проводить специальные занятия (игры на сенсорное развитие), на которых следует решать следующие частные задачи:
• продолжать развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь;
• развивать систему зрительно-слуходвигательной связи;
• формировать более точные и координированные движения (необходимо учить учитывать форму и величину предметов при их захвате, обучать захватывать предметы щепотью);
• обучать детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении действий одевания (определять перед/спинку платья или рубашки, лицевую и изнаночную стороны одежды и пр.), умывания (определять холодную/теплую воду, сухие/мокрые руки и пр.);
• стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий;
• формировать умение показывать и по возможности называть предметы по темам «Игрушки», «Овощи, фрукты» (без обобщающего слова), «Одежда», «Посуда», «Растения», «Явления природы», «Времена года», «Животные» и др.;
• обучать умению слушать стихотворения, рассказы, сказки, содержащие описания предметов с точки зрения их внешних признаков;
• формировать навыки выполнения более сложных подражательных действий по показу педагога, выполнения действий примеривания, прикладывания, наложения, обследования поверхности предмета;
• продолжать упражнения по группировке предметов по цвету, форме (объемные предметы) и величине, формировать умение действовать со сборно-разборными игрушками, выполнять манипуляции с деталями детского строительного материала;
• обучать умениям при рисовании выполнять формообразующие движения ватным (поролоновым) тампоном, использовать при рисовании краски разного цвета, дорисовывать предмет совместно с педагогом, выполнять элементарный предметный рисунок, работать с трафаретом (набивка краской, обводка карандашом, штриховка);
• формировать умения действовать с большим количеством предметов, выделять предметы одного цвета в группе разнородных предметов, группировать геометрические фигуры, выполнять элементарные постройки из детского конструктора по подражанию (из однородных элементов одинаковой величины), передавать простую форму предмета при действиях с пластилином.
На втором этапеобщие задачи коррекционно-воспитательной работы предполагают:
- расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности;
- продолжать формировать навыки адекватного поведения и общения в ситуации взаимодействия со взрослыми и детьми;
- формировать основные виды элементарной предметной деятельности.
Решение задач развития перцептивной деятельности происходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим, развитию речи, музыкальному воспитанию и предполагает решение следующих задач:
• использовать представления о цвете, форме и величине в процессе проведения подвижных игр. Формировать (по возможности) указательный захват предметов, совершенствовать точность и увеличивать продолжительность совершаемых бытовых и игровых действий;
• формировать представления об окружающем мире и обучать умениям выделять части некоторых предметов (проводить элементарный анализ по вопросам педагога), описывать реальный предмет, соотносить предмет и его изображение;
• способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признаком среди нескольких, выстраивать сериационный ряд (по величине) из 3-4 предметов, закреплять полученные представления в ходе дидактических игр, действий с разборными игрушками, развивать умения выполнять простые постройки из детского строителя по показу педагога, используя разновеликие однородные детали, при работе с бумагой составлять из готовых геометрических форм узор в полосе, предметную аппликацию;
• формировать умения рисовать геометрические формы по шаблону, по точкам и раскрашивать их, рисовать простые предметы (из одноименных фигур одинаковой и разной величины) по образцу, составлять узор из геометрических фигур (по трафарету, шаблону);
• совершенствовать двигательные навыки, особенно мелкую моторику;
• активно включать в работу подвижные игры с сенсорным содержанием;
• формировать умения использовать сенсорную информацию в процессе хозяйственно-бытового труда (следить за своим внешним видом и замечать неполадки в одежде и пр., поливать комнатные растения при сухой почве, правильно сервировать стол в соответствии с количеством детей и качеством пищи и т. д.);
• обучать в процессе формирования представлений об окружающем мире и развитии речи описывать предметную картинку, используя результаты ее анализа (цвет, форма целого и его частей и пр.) совместно с педагогом;
• закреплять представления о цвете, форме и величине предметов, умения самостоятельно называть их, использовать результаты обследования в дидактических играх, упражнениях, действиях с разборными игрушками, выполнять постройки из строительного материала, используя детали различной формы; при работе с бумагой составлять из готовых геометрических форм предметную аппликацию;
• развивать умения рисовать и раскрашивать геометрические формы по шаблону, по точкам, рисовать простые предметы (из разных геометрических фигур) по образцу, составлять узор из геометрических фигур.
На третьем этапеобщие задачи коррекционно-воспитательной работы предполагают:
• расширять практический опыт детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности;
• развивать навыки адекватного поведения и общения в ситуации взаимодействия со взрослыми и детьми;
• продолжать формировать основные виды элементарной предметной деятельности.
Решение задач развития перцептивной деятельности происходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, ручному и обслуживающему труду, музыкальному воспитанию, в процессе повседневной жизни ребенка и предполагает решение следующих задач:
• формировать умение использовать представления о цвете, форме и величине в процессе повседневной жизни, на прогулках, при проведении подвижных, театрализованных, сюжетных игр;
• совершенствовать указательный захват предметов, точность и силу движений, способствовать улучшению качества и увеличению продолжительности совершаемых бытовых и игровых действий;
• закреплять представления о цвете, форме и величине предметов, умения самостоятельно называть их, использовать результаты обследования в дидактических играх, упражнениях, действиях с разборными игрушками;
• в процессе формирования представлений об окружающем мире обучать умениям выделять основные части предметов (проводить анализ по вопросам педагога), описывать реальный предмет, соотносить предмет и его изображение;
• закреплять приемы обследования реальных предметов;
• обучать умению использовать внешние признаки при выполнении предметных действий и в ходе продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании);
• развивать умение находить предметы с заданным признаком среди нескольких;
• формировать навык выстраивать сериационный ряд (по величине) из 5-6 предметов;
• закреплять представления в ходе дидактических игр, действий с разборными игрушками;
• развивать умение выполнять простые постройки из детского строителя по показу педагога, используя разновеликие однородные детали;
• формировать умение выполнять постройки из строительного материала, используя детали различной формы;
• обучать умениям при работе с бумагой составлять из готовых геометрических форм узор в полосе, предметную аппликацию; рисовать геометрические формы по шаблону, по точкам и раскрашивать их; рисовать простые предметы (из разноименных фигур одинаковой и разной величины) по образцу, составлять узор из геометрических фигур;
• развивать умения рисовать и раскрашивать геометрические формы по шаблону, по точкам, рисовать простые предметы (из разных геометрических фигур) по образцу, составлять узор из геометрических фигур;
• развивать умения использовать сенсорную информацию в процессе хозяйственно-бытового труда (следить за своим внешним видом и замечать неполадки в одежде и пр., поливать комнатные растения при сухой почве, правильно сервировать стол в соответствии с количеством детей и качеством пищи и т. д.);
• обучать в процессе формирования представлений об окружающем мире и развитии речи умению описывать предметную картинку, используя результаты ее анализа (цвет, форма целого и его частей и пр.) совместно с педагогом.
При выборе содержания обучениянеобходимо основываться на следующих дидактических принципах: доступности обучения, связи его с жизнью, последовательности, систематичности, научности, учета индивидуальных и возрастных возможностей ребенка, а также на принятом в настоящее время подходе, в рамках которого восприятие рассматривается как деятельность. В ее структуре мотивационно-личностные и операционально-технические компоненты взаимосвязаны и их развитие свидетельствует о совершенствовании восприятия (Ю.Г. Гиппенрейтер).
Мотивационная сторона перцептивных процессов определяет их направленность, селективность и напряженность и является важным фактором индивидуального развития. Операциональный план деятельности включает перцептивные операции, представляющие собой способы выполнения перцептивных действий.
С учетом этих положений необходимо строить обучение. Поскольку мотивационный и операционный планы тесно связаны, то можно достаточно условно выделить два направления развития сенсорно-перцептивной сферы детей. В рамках первого направления выдвигается задача формирования мотивационной стороны деятельности: развитие эмоционального контакта ребенка со взрослым, интереса к различным видам деятельности прежде всего предметно-манипулятивной, игровой, элементарной, продуктивной). В ходе этой работы обогащается восприятие детей, осваиваются чувственные качества и признаки предметов.
В рамках выделенного направления ставится задача развития операционального фонда детей. Она решается при помощи упражнений по развитию чувствительности. Развитие операциональной стороны включает в себя также обучение обследовательским действиям с игрушками, предметами обихода сначала на занятиях, а затем в ходе выполнения режимных моментов.
Важно формировать у детей представление о цвете, форме и величине предметов, обучать действиям обследования этих признаков (обведению, приложению, наложению и пр.), формировать понимание слов—названий сенсорных эталонов и самостоятельное их называние.
Не менее важный этап работы - формирование представлений о величине.
Эта работа происходит в определенной последовательности.
Сначала формируются представления ребенка о величине как пространственном признаке предмета (об абсолютной величине предметов: большой - маленький).
Детей учат выделять данный признак (величину), пользуясь специальными приемами обследования — наложением и приложением. Такой способ практического сравнения (соизмерения) первоначально устанавливает равенство или неравенство пары однородных предметов.
Далее обучают детей сравнению нескольких предметов, один из которых использовался как образец.
Следующий этап - обучение установлению упорядоченного (сериационного) ряда из 3-5 элементов в возрастающем или убывающем порядке. В дальнейшем переходят от практического сравнения к формированию у ребенка умения определять величину предметов на глаз.
Знакомство ребенка с геометрическими телами, фигурами и формой предметов включает в себя осязательно-двигательное обследование под контролем зрения (взаимное наложение или приложение, проведение рукой или пальцами по поверхности с фиксацией внимания на отличительных признаках: наличию/отсутствию углов, протяженности сторон или граней и пр.).
Кроме того, обучение предусматривает выделение четырех геометрических тел (шар, куб, треугольная призма, параллелепипед) и пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) по подражанию, по образцу и по словесному обозначению. Детей учат понимать слова—названия сенсорных эталонов геометрических фигур, по возможности минуя стадию предэталонов. Такое избегание стадии предэталонов (когда ребенком усваивается не нормативное название признака, а его предметный эквивалент) связано со стремлением сделать процесс обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью более эффективным. Так как для усвоения таким ребенком любого нового слова требуется достаточно длительное время, целесообразно сообщать детям сразу правильные названия геометрических фигур или тел и, когда это возможно, предлагать самостоятельно называть геометрические тела и фигуры, используя следующие названия: шар (шарик), куб (кубик), прямоугольный параллелепипед (кирпичик), треугольная призма (крыша); круг (кружок), квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Далее целесообразно организовывать разнообразные действия с телами и фигурами, включая их в упражнения по группировке, в дидактические игры и игровые упражнения, в элементарное конструирование, лепку, рисование, аппликацию. Кроме того, необходимо проводить работу по сопоставлению формы реальных предметов с геометрическими эталонами (непосредственное сопоставление предмета простой формы с эталоном, а затем определение формы не только предмета, но и его деталей на основе практического расчленения предметов на части и его дальнейшей реконструкции).
Особое внимание следует уделять занятиям по ознакомлению детей с цветом. При формировании представлений о цвете следует знакомить детей сначала с шестью цветами: красным, синим, желтым, зеленым, черным и белым, далее обучать выделять цвета сначала в группе однородных, а затем разнородных предметов; воспитывать внимание к этому качеству; учить выделять цвет по названию и, когда это возможно, самостоятельно называть цвета. Кроме того, детей учат передавать цвет предметов при их изображении (с помощью красок).