Формулирование целей обучения
Цель (обучения) — это ясное и четкое утверждение того, что именно хочет учитель, чтобы его ученики умели делать в результате преподавания. Цель должна быть описана таким образом, чтобы ее достижение или не достижение можно было наблюдать и измерить. Другими словами, формулировка цели обучения — это не описание действий учителя, предпринимаемых им для обеспечения какого-то этапа учения. Формулировка цели обучения не указывает на то, что ученик будет знать, как думать или понимать, потому что мы не в состоянии непосредственно проверить такие результаты. Она должна указывать только действия, которые учитель сможет наблюдать, и таким образом обосновать, что цель обучения достигнута.
Большинство целей излагаются письменно в виде кратких описаний действий с использованием глагола, обозначающего действие. В более подробном виде цели включают в себя две дополнительные части: описание условий (или того, что представлено), при которых данное действие должно быть выполнено, а также критерии, по которым следует судить об этом действии. Формулировка цели учения либо сама по себе, либо в сочетании с условиями и критериями представляет собой описание ожидаемой от ученика деятельности, в котором используется глагол, обозначающий действие. Список возможных глаголов, обозначающих действие, которые используются при письменном изложении целей обучения на основе таксономии когнитивной области, приводится в табл. 2. Краткий список дается ниже.
Найти — имея список возможных ответов на вопрос (например, при выборе одного из многих вариантов ответа), отметить правильный ответ.
Изложить — имея конкретный вопрос, требующий в качестве ответа конкретного факта (как в предложении, где надо заполнить пустое место), назвать этот факт.
Описать — имея тему или предмет (как в каком-то пункте сочинений), написать об этом.
Продемонстрировать — имея какую-то проблему (как в случае, когда надо решить какую-то задачу), показать, как надо решить ее.
Построить — имея материалы и задание (как в случае выполнения действий), использовать эти материалы для выполнения задания.
Например, если одной из целей школьного урока химии было бы научить учеников закону Бойля-Мариотта, то, на первый взгляд, учитель мог бы сказать, что целью обучения было достижение учениками понимания закона Бойля-Мариотта. Однако «понимать» — это не глагол, обозначающий действие. Что могли бы сделать ученики, чтобы показать, что они понимают указанный закон? Предположим, что учитель назвал им объем и температуру газа и попросил найти давление этого газа. Если бы они смогли это сделать, т. е. смогли продемонстрировать метод нахождения давления газа, зная его объем и температуру, то учитель мог бы сделать вывод, что они «понимают» закон Бойля-Мариотта.
Таблица 2.
Категория | Альтернативные глаголы действия |
Знание | определить, описать, выявить, обозначить, перечислить, подобрать (пару), назвать, кратко обрисовать, отобрать, утвердить |
Понимание | превратить, защитить, различить, оценить, объяснить, расширить, обобщить, дать примеры, заключить, перефразировать, предсказать, переписать, подытожить |
Применение | изменить, вычислить, продемонстрировать, узнать, манипулировать, видоизменить, действовать, подготовить, получить (какой-то результат), связать, показать, решить, использовать |
Анализ | анализировать, изобразить, дифференцировать, распознавать, разъединять, выявлять, иллюстрировать, вывести, наметить, указывать, устанавливать (связь), отобрать, отделять, подразделять |
Синтез | категоризировать, соединять, составлять, собирать, создавать, разрабатывать, изобретать, переписывать, подытоживать, рассказывать, писать |
Оценка | оценить, сравнить, сделать вывод, противопоставить, критиковать, описывать, проводить, различать, объяснять, обосновывать, истолковывать, устанавливать связь, подытоживать, поддерживать |
Попробуем рассмотреть другой пример, взятый из занятия по развитию речи в третьем классе. Цель занятия — научить учащихся словам, которые рифмуются. Учитель хочет, чтобы они «знали», когда слова рифмуются, и когда нет. Цель, следовательно, состоит в следующем: имея какое-то одно слово и список слов, выявить слово в списке, которое рифмуется с этим одним словом.
На занятии по литературе в седьмом классе учительница хочет, чтобы ее ученики сумели рассказать о героях какого-то рассказа. Поэтому она скажет: зная рассказ, опишите его героев, дав описание их внешности, их личности и их поведения в этой истории.
Заметим, что в этом последнем примере было необходимо включить в цель детальный критерий, а именно: какие описания героев этого рассказа надо было дать, так как иначе кто-то, кто будет судить о работе учеников, не смог бы отличить, успешно она сделана или неудачно. В каждом из первых двух примеров был только один правильный ответ, который мог бы быть указан заранее, тогда как в третьем примере определение «правильности» ответа требовало какого-то суждения, а, следовательно, наличия какого-то определенного критерия.
Часто ради удобства мы записываем наши учебные цели в краткой форме, причем эта запись говорит о действии, которое ученик должен научиться выполнять. Однако при подготовке отдельных проверочных работ мы включаем в запись цели все три части: описание действия, условия и критерии.