Формулирование целей обучения

Цель (обучения) — это ясное и четкое утверждение того, что именно хочет учитель, чтобы его ученики умели делать в результате преподавания. Цель должна быть описана таким образом, чтобы ее достижение или не достижение можно было наблюдать и измерить. Другими словами, формулировка цели обучения — это не описание действий учителя, предпринимаемых им для обеспечения какого-то этапа учения. Формулировка цели обучения не указывает на то, что ученик будет знать, как думать или понимать, потому что мы не в состоянии непосредственно проверить такие результаты. Она должна указывать только действия, которые учитель сможет наблюдать, и таким образом обосновать, что цель обучения достигнута.

Большинство целей излагаются письменно в виде кратких описаний действий с использованием глагола, обозначающего действие. В более подробном виде цели включают в себя две дополнительные части: описание условий (или того, что представлено), при которых данное действие должно быть выполнено, а также критерии, по которым следует судить об этом действии. Формулировка цели учения либо сама по себе, либо в сочетании с условиями и критериями представляет собой описание ожидаемой от ученика деятельности, в котором используется глагол, обозначающий действие. Список возможных глаголов, обозначающих действие, которые используются при письменном изложении целей обучения на основе таксономии когнитивной области, приводится в табл. 2. Краткий список дается ниже.

Найти — имея список возможных ответов на вопрос (например, при выборе одного из многих вариантов ответа), отметить правильный ответ.

Изложить — имея конкретный вопрос, требующий в качестве ответа конкретного факта (как в предложении, где надо заполнить пустое место), назвать этот факт.

Описать — имея тему или предмет (как в каком-то пункте сочинений), написать об этом.

Продемонстрировать — имея какую-то проблему (как в случае, когда надо решить какую-то задачу), показать, как надо решить ее.

Построить — имея материалы и задание (как в случае выполнения действий), использовать эти материалы для выполнения задания.

Например, если одной из целей школьного урока химии было бы научить учеников закону Бойля-Мариотта, то, на первый взгляд, учитель мог бы сказать, что целью обучения было достижение учениками понимания закона Бойля-Мариотта. Однако «понимать» — это не глагол, обозначающий действие. Что могли бы сделать ученики, чтобы показать, что они понимают указанный закон? Предположим, что учитель назвал им объем и температуру газа и попросил найти давление этого газа. Если бы они смогли это сделать, т. е. смогли продемонстрировать метод нахождения давления газа, зная его объем и температуру, то учитель мог бы сделать вывод, что они «понимают» закон Бойля-Мариотта.

Таблица 2.

Категория Альтернативные глаголы действия
Знание определить, описать, выявить, обозначить, перечислить, подобрать (пару), назвать, кратко обрисовать, отобрать, утвердить
Понимание превратить, защитить, различить, оценить, объяснить, расширить, обобщить, дать примеры, заключить, перефразировать, предсказать, переписать, подытожить
Применение изменить, вычислить, продемонстрировать, узнать, манипулировать, видоизменить, действовать, подготовить, получить (какой-то результат), связать, показать, решить, использовать
Анализ анализировать, изобразить, дифференцировать, распознавать, разъединять, выявлять, иллюстрировать, вывести, наметить, указывать, устанавливать (связь), отобрать, отделять, подразделять
Синтез категоризировать, соединять, составлять, собирать, создавать, разрабатывать, изобретать, переписывать, подытоживать, рассказывать, писать
Оценка оценить, сравнить, сделать вывод, противопоставить, критиковать, описывать, проводить, различать, объяснять, обосновывать, истолковывать, устанавливать связь, подытоживать, поддерживать

Попробуем рассмотреть другой пример, взятый из занятия по развитию речи в третьем классе. Цель занятия — научить учащихся словам, которые рифмуются. Учитель хочет, чтобы они «знали», когда слова рифмуются, и когда нет. Цель, следовательно, состоит в следующем: имея какое-то одно слово и список слов, выявить слово в списке, которое рифмуется с этим одним словом.

На занятии по литературе в седьмом классе учительница хочет, чтобы ее ученики сумели рассказать о героях какого-то рассказа. Поэтому она скажет: зная рассказ, опишите его героев, дав описание их внешности, их личности и их поведения в этой истории.

Заметим, что в этом последнем примере было необходимо включить в цель детальный критерий, а именно: какие описания героев этого рассказа надо было дать, так как иначе кто-то, кто будет судить о работе учеников, не смог бы отличить, успешно она сделана или неудачно. В каждом из первых двух примеров был только один правильный ответ, который мог бы быть указан заранее, тогда как в третьем примере определение «правильности» ответа требовало какого-то суждения, а, следовательно, наличия какого-то определенного критерия.

Часто ради удобства мы записываем наши учебные цели в краткой форме, причем эта запись говорит о действии, которое ученик должен научиться выполнять. Однако при подготовке отдельных проверочных работ мы включаем в запись цели все три части: описание действия, условия и критерии.

Наши рекомендации