Характеристика авторских школ.
Школа диалога культур.Основа бытья человека-диалог. Диалог – ситуация множественности культур, каждый осмысленный поступок требует от каждого человека мыслительной активности. Рассмотрим диалог с трех позиции1 каждое научное понятие рассматривается на уроках как диалог различных исторических логик, которые не навязываются из вне а всплывают в репликах учителя 2 Входе диалога возникает особое общение между учеником и учителем в котором участники проявляют грани общения 3 Учебный диалог адекватен диалогу мышления когда спор и согласие постоянно сопрягаются диалогом мыслителя. В учебных диалогах учащиеся оказываются в ситуации адекватной бытью современной технологи. Школа самоопределения. Способность анализировать цели своей деятельности и такой анализ позволяет оценить самого себя, сравнить свой достижения. В основной школе учителя используют их содержательные характеристики. В старших классах стало введение зачетной системы как формы замены дневника. Форма зачета по каждому предмету проводится по главным темам курса и имеет уровни: 1 репродуктивный имеет представление об основных фактах и идеях 2 Алгоритмический – может применять знания при решении задач в сходных ситуациях 3 Творческий уровень задачи зачета устанавливает сам ученик. Групповой зачет – класс делиться на группы по 6 человек, каждая группа обсуждает полученные вопросы, затем дает ответ. Индивидуальный зачет – проводится по важным темам , оценка согласуется с учеником .Характеристика земских школ.Тип школы со своими правилами и особенностями. Земская школа содержащая опыт прошлого должна внести свое оригинальное, соответствующее духу современной эпохи . Методологической основой должна стать идея народнсти и духовности.
Воспитание в системе цпп.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении. Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жестокая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов. В конечном счете это привело к построению такой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, которая характеризуется рядом черт, снижающих эффективность ее воспитательного влияния: объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых. При этом подавляются внутренние силы саморазвития и самовоспитания человека. Была сведена на нет практика изучения ребенка выявления его природных задатков, физиологических и психологических особенностей. Воспитательный процесс без учета половозрастных и индивидуальных особенностей ребенка превратился в унифицированный конвейер, деформирующий человека. авторитарный стиль воспитания, основой которого являются словесное воздействие, требование, насилие, преобладание монолога воспитателя, вызывающие, как правило, внутренний, а нередко и внешний протест и сопротивление молодых людей; Разрыв обучения и воспитания, подход к ним как к двум параллельным процессам. Нарушение преемственности в организации учебно-воспитательного процесса в семье, детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, ПТУ, вузе; слабая координация деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающих поколений. Необходимо отметить и тот факт, что педагогическая наука нередко видела свои функции лишь в «онаучивании» решений государственных и партийных органов.
№20 Цели и задачи гуманистического воспитания
Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается всесторонне и гармонично развитой. задачи:
• философско-мировоззренческая ориентация личности .
• оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала.
• приобщение личности к системе культурных ценностей
• раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали
• развитие интеллектуально нравственной свободы личности
• возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма
• формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны
Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.
21.Современные концепции воспитания обучающихся: социокультурные основания, содержание, технологии. Проблема классификации концепции воспитания.
При разработке концепции за основу берется одна значимая проблема, например: самореализация личности, формирование культурно-компетентной личности или формирование здорового образа жизни. Идея саморазвития, самореализации является чрезвычайно значимой для многих современных концепций воспитания.
В начале 1990-х гг. коллективом ученых под руководством А. А. Бодалева, 3. И. Мальковой, Л. И. Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью.
Цель воспитания в данной концепции – всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформулированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; уважение к правилам, нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду.
В основу концепции положены следующие идеи:
а) личностный подход – признание личности высшей социальной ценностью;
б) отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;
в) природосообразность – учет половых и возрастных особенностей учащихся;
г) культуросообразность – опора на национальные традиции народа;
д) гуманизация межличностных отношений;
е) опора на чувства воспитанников.
Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О. С. Газманом и А. В. Ивановым и адресована классным воспитателям.
Авторы обратились к проблеме целей воспитания и наряду с идеальной целью – формирование гармонической, всесторонне развитой личности – предложили реальную. Цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)[1].
Понятие "культура" включает в гармоническом единстве культуру знания, культуру творческого действия, культуру чувств и общения. Культура – это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.
Содержание базовой культуры складывается из культур жизненного самоопределения, интеллектуальной и физической, общения и семейных отношений, экономической, политической (демократической), правовой, экологической, художественной, труда и т.д. Базовая культура, таким образом, включает в себя как элементы культуру тех отношений, в которые вступает человек в процессе своей жизни.
В основе концепция воспитания Η. Е. Щурковой лежит понимание воспитания как вхождения в культуру. Смысл "вхождения в культуру" заключается в формировании у школьника образа достойной жизни. Педагог не навязывает какие-либо догматические идеи и ценности, а помогает ребенку самому выработать свое отношение к жизни и сформировать собственное понимание того, что есть Истина, Добро и Красота. Средством для общения педагога с ребенком является предметный мир (мир вещей) и мир идей. Педагог в совместной групповой деятельности "проживает" с ребенком какой-то отрезок жизни, обмениваясь ценностями и жизненными смыслами. Конечной целью воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную человека.
№22. Структура и этапы развития воспитательной системы. Хар-ка воспит систем.
• Пед сис школы — целен-ая, самоорган-ся сис, в кот осн целью выступает вкл-е шк-ов в жизнь общ-а, их разв-е. Эта цель реализуется на всех этапах функц-ия пед сист школы, в ее дидак и воспит подсист-ах. воспитательная система школы проходит в своем развитии четыре этапа. Первый этап — становление системы(отбор ведущих пед-х форм-е кол-ва единомыш-ов). Второй этап — отработка системы. На этом этапе происходит развитие шк-го кол-а, органов самоуправления. Третий этап — окончательное оформление системы. В центре внимания — вос-ие свободной, гуманной, духовной, творческой, практ-ой личности.
Четвертый этап — перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем.
Создание в школе коллектива — это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидет-го о ее целостности.
Оценка эффективности воспитательной системы школы. Переход школы от казенного «учреждения» в состояние воспитательной системы, движение воспит-ой системы от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы. Технология создания и развития воспитательной системы школы складывается из следующих элементов: выявление ведущей идеи, формулировка основных целей и задач, разработка на их основе теор-ой концепции, конкретизация составляющих системы и механизмов их взаимодействия, проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике, продуктивное освоение среды. Для опр-я ур сформир-ти воспит системы школы Л. К. Гребенкина предложила использовать группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая гр позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспит сист, а вторая дает предст-ие об уровне ее сформир-и и эффект-ти. Критерии качества складываются из таких показателей, как:
§ степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;
§ общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;
§ уровень воспитанности учащихся.
Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы.
Воспит. сист. обшей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленингр-м уч-м И.П.Иванопым в конце50-х. В основе создания сит. Лежат принц: соц. полезная напр-ть деят-ти детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых. Воспит-ая система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело — её главный методический инструмент, который складывается из совокупности приемов, действий, выстроенных в опр. послед-ти. В организации колле-ой творч-ой деят-ти отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; колл-ое планирование; колл-ая подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие. В воспит. Сист. главное — не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Воспитательная система школы диалога культур.(курганов) Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного пед. проц. явл-ся стержневой и оригинальной в воспит сист школы диалога культур. Осн-ые положение: переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Не готовыми знаниями, умениями, навыками, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования должен обладать выпускник школы диалога культур.
• школа предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе — это не только и не столько наилучший путь к овладению истинной. Гумм-ая воспит-ая система современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация наличность школьника, его интересы и способности. Она опирается на идеи системности, комплексности кол-ва. Модель гуман-ой воспит. сист основана на цел-ой пед концепции, выс уровне неформ-х межличн-х отнош, тв-ве. Воспит. Сист школы-комплекса. Реш проблем в школах-комплексах связано с усиленным вниманием не только к содержательной, псих-пед-ой стороне, но и к организационной. В этих условиях реализуется главное преимущество шк-комплекса — ее истинный гуманизм, когда в отличие от остальных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возм-ти и условия для обучения воспитания каждого ребенка. Создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации.
Школа-комплекс — образовательное учреждение, основанное на взаимод-ии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, спорта. Шк-компл зав от конкретных соц-педаг-х условий, мат-тех-х и кадровых возможностей. Особое внимание в шк-комп-се занимает школа раннего развития.
№.23. Закономерности и принципы гуманистического воспитания
Закономерности и метапринципы воспитания. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических метапринципов воспитания — принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Принцип полусубъектного (диалогического) подхода предполагает преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Важнейший принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.
Успешная реализация принципов единства требований и уважения к личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа — согласованности требований школы, семьи и общественности. Взаимосвязь принципов воспитания и обучения в педагогическом процессе. Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса, хотя и в различной степени.
№24.Формирование БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир. В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Мировоззренческие убеждения и действительность. Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей.
Убеждения — это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности.
Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям.
Основные средства формирования мировоззрения учащихся.Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания, что значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности ее активной практической деятельности. Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного чувственного отражения действительности к абстрактному понятийному мышлению. Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания, а их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру современного научного знания, организуется на основе методологических идей, теорий и принципов. Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент. Сфера практических действий учащихся может быть достаточно широкой. Учебно-трудовая и общественная деятельность вовлекает учащихся в широкий круг социальных отношений, вооружает разносторонней информацией, опытом общения. Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами.
№25. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Воспитание гражданина — одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности. Становление гражданственности как качества личности определяется как усилиями педагогов, родителей, так и условиями в обществе — особенностями государственного устройства, уровнем политической, нравственной культуры общества.
В российской педагогике цели гражданского воспитания нашли отражение в трудах В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского и др.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры.
Патриотическое воспитание. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины.
Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов. Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса.
Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.
Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
№26. Трудовое воспитание и проф. ориентация школьников
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
• Форм-ие у учащихся положит-го отношения к труду как высшей ценности в жизни, выс-х соц. мотивов трудовой деятельности;
• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в
творческом труде, стремление применять знания на практике;
• воспит-е высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и
ответств-ти, целеустрем-ти и предпр-ти, деловитости и честности;
• вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физ. труда.
Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д. Виды труда:
Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Производительный труд предполагает участие шк-ов в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:
• подчинение труда детей учебно-воспитательным.
• сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой — каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.