Проанализируйте педагогические ситуации, представив себе, что Вы – преподаватель вуза.

Вам предлагаются проблемные задачи и ситуации различной степени сложности. Постарайтесь решить их, используя имеющиеся у вас знания по – педагогике. Готовых ответов здесь не может быть. Поэтому стремитесь найти не одно, а несколько альтернативных решений. Подумайте, какое из них может быть наиболее оптимальным и при каких условиях?

1. Случайно Вы слышите, как студент говорит своим приятелям, что предмет, который Вы ведете, совершенно не пригодится ему как будущему специалисту. Как поступите Вы в данной ситуации? (1. Соглашаетесь и не меняете методику преподавания. 2. Анализируете недостатки в своей работе и пытаетесь их устранить. 3. Беседуете индивидуально с данным студентом. 4. Беседуете с группой и пытаетесь убедить их в значимости своего предмета. 5. Другие варианты).

2. Студент попросил Вас освободить его от занятий по уважительной причине. Неожиданно выясняется, что он солгал. (1. Сделаете так, что его поступок отразится на успеваемости. 2. Потребуете оправдательный документ и предложите «отработать» пропущенное занятие. 3. Проанализируете поступок студента перед группой. 4. Побеседуете наедине. 5. Возмутитесь и поставите в известность деканат. 6. Другое).

3. Студенты бойкотируют Ваши занятия. (1. Смените группу. 2. Выясните причину конфликта и, если Ваша вина, извинитесь перед студентами. 3. Проигнорируете отношение студентов и будете вести занятия. 4. Ищете посредников для разрешения конфликта. 5. Другое).

4.Во время экзамена к Вам пришел студент, которого Вы видите в первый раз. Он не посещал Ваших занятий. (1. Не допустите к экзамену. 2. Будете разбираться, почему он не посещал занятий. 3. Допустите к экзамену, но снизите отметку. 4. Другое).

5. Студенты не подготовились к Вашему занятию. (1. Работаете с подготовленными, не обращая внимания на остальных. 2. Занятие проходит как «микролекция». 3. Отстраняете неподготовленных, предлагая им «отработать» занятие. 4. Стараетесь увлечь неподготовленных, применяя приемы активизации. 5. Другое.)

6. Вы забыли, что у Вас сегодня лекция и пропустили ее. Студенты пришли и ждали Вас. (1. На следующем занятии с делаете вид, что ничего не произошло. 2. Принесете студентам извинение и скажете правду. 3. Придумаете, что задержало руководство, напутали распивание. 4. Другое).

7. У Вас натянутые отношения с коллегой. Причины Вам не совсем ясны. (1. Вызовите коллегу на откровенный разговор и выясните причины возникших отношений. 2. Проанализируете свое поведение по отношению к нему. 3. Сначала разберетесь в деловых вопросах, которые страдают от этих отношений. 4. Обратитесь к другим коллегам, которые его хорошо знают. 5. Другое.).

8. Студенты Вашей группы приглашают Вас на торжество, которое проводят в тесном кругу. (1. Предпочтете отклонить предложение, ссылаясь на занятость. 2. Примите предложение, но не придете, извинившись перед группой. 3. Примите предложение и присутствие некоторое время, чтобы не обидеть ребят. 4. Активно участвуете в торжестве. 5. Другое).

9. Преподаватель , опаздывая на занятие, подходит к аудитории и слышит «знакомый голос». Чуть приоткрыв дверь, он видит перед группой студента, который полностью копирует все его действия и, кривляясь, объясняет «новый материал». Все смеются, кто-то уже заметил преподавателя. Как поступить?

МОДУЛЬ 7

Классный руководитель

Куратор студенческой группы

Основная задача: усвоение теоретических знаний о функциях и содержании деятельности классного руководителя
ПЗ 1. Усвоение теоретических знаний по теме модуля ПЗ 2. Овладение навыками использования теоретических знаний при решении конкретных задач воспитания учащихся

.

Литература

  1. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2002. ФК 1. С. 289–298.
  2. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Минск, 2005. ФК 2. С. 247–249.

Вопросы для анализа и усвоения

  1. Классный руководитель, его роль в воспитании детей.
  2. Функции классного руководителя и куратора студенческой группы.
  3. Содержание деятельности классного руководителя и куратора студенческой группы.

Задание 1.1.Внимательно прочитайте текст ФК 1.

Принципиально важной проблемой методики воспитательной работы в современной школе представляется проблема субъекта ее. В масштабе класса – это классный руководитель. В чем же назначение классного руководителя как главного воспитателя? Каковы содержание и наиболее оптимальные организационные формы его работы?

Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор.

В различных типах школ (гимназиях, лицеях, колледжах, общеобразовательных, специальных, частных и государственных) по-разному определяются статус и назначение классного руководителя. Это могут быть: классный руководитель, выполняющий сугубо узкие, административные функции, оговоренные уставом школы, классный воспитатель, в компетенции которого – воспитание вверенной ему группы детей, куратор одного или нескольких классов одной параллели (чаще всего в специализированных школах), воспитатель нескольких разновозрастных классов (в сельских малокомплектных школах), классная дама (в женских гимназиях). Модификаций много, но главное во всех них – это воспитательный потенциал, заложенный в личности педагога, призванного быть центральной фигурой воспитательного процесса, организатором внеучебной деятельности учащихся, в конечном счете – личностью Учителя, создающего условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

Спросили школьников разных классов, нужен ли им классный руководитель и зачем? На первую часть вопроса получили стопроцентное «да», на вторую палитра ответов была очень разнообразна: «общение с ним позволяет узнать много нового, интересного», «без О.Н. я бы не ходил столько по театрам и музеям», «мы много путешествуем вместе и это здорово», «Л.В. сделала наш класс очень дружным», «для душевного общения» и т.д.

По мнению детей, классный руководитель: «надежный, искренний, честный, смелый, понятливый, вдумчивый, практичный, аккуратный, способный, энергичный, приветливый, благородный, невозмутимый, терпеливый, уверенный».

В современной школе нет жесткой регламентации, нет предписаний свыше для к/р. Он сам выбирает свою позицию, сам отбирает содержание и средства, устанавливает стиль и тон отношений с учащимися, использует им самим избираемые и творчески инструментованные организационные формы. Но это все возможно лишь при том, что он хорошо представляет себе цель организуемой деятельности учащихся, умеет правильно поставить и сформулировать для себя и учащихся воспитательные задачи.

В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности к/р – создание условий для разностороннего развития самоактуализирующейся личности школьника в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности. В соответствии с этим к/р дает себе некие своеобразные установки:

  • Я как носитель культуры – включаю детей в разнообразные виды деятельности (интеллектуально познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурной, игровой, деятельности свободного общения). Этому способствует приобщение детей к философии, истории, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм;
  • Я как лидер детей, стимулирующий их самопознание, самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности. Значит, я вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Кстати, увлекая собственным примером;
  • Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Это и раздача поручений, и организация детского самоуправления, и совместная коллективная творческая деятельность.

Прогнозируя будущую программу своей деятельности, классный руководитель, прежде всего, проводит анализ условий воспитательного процесса. В результате этого анализа определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности на четверть, год. Если он задается определенной целью в организации внеурочной деятельности, то и его воспитанники должны понять и принять эту цель.

Функции классного руководителя:

  • Создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с малым педагогическим коллективом, работа с родителями учащихся);
  • Стимулирование здорового образа жизни;
  • Организация КТД;
  • Корректировка индивидуального пути развития каждого воспитанника.

Наши рекомендации