Главный этап воспитательного процесса –деятельность.
Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.
Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса:
противоречие между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения;
противоречия между школой и семьей (противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов);
противоречие между словом и делом;
противоречие между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников;
несоответствия требований уровню подготовленности воспитанников.
Принципы воспитания –это фундаментальные положения, в которых выражены существенные требования к его содержанию, методам, организации:
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, с трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- гуманизация воспитания;
- личностный подход;
- единство воспитательных воздействий.
Содержание воспитания
Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – высшая цель воспитания, идеал, к достижению которого стремится современная школа. Главная ее цель сегодня – способствовать умственному, нравственному, эстетическому, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Традиционными для такой системы остаются следующие составляющие общей цели: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание.
Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований личности. Конкретные задачи умственного воспитания:
- усвоение определенного объема научных знаний;
- формирование мировоззрения;
- развитие умственных сил, способностей и дарований;
- развитие познавательных интересов;
- формирование познавательной активности;
- развитие потребности постоянно пополнять свои знания;
- вооружение учащихся методами познавательной деятельности.
Нравственное воспитание решает задачи формирования нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества, общечеловеческих ценностей: честности, справедливости, долга, порядочности, ответственности, чести, совести, достоинства, гуманизма, бескорыстия, трудолюбия, уважения к старшим, патриотизма, дисциплинированности, гражданского долга, требовательности к себе, социальной активности, милосердия.
Традиционные задачи дополняются новыми требованиями: экологическое воспитание, правовое воспитание, половое воспитание, экономическое воспитание, гражданское воспитание.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями.
Формирование базисных качеств школьника составляет программу воспитания.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.1.Внимательно прочитайте текст ФК 1 и ФК 2. Ответьте на вопросы:
- Выскажите свое мнение по поводу взглядов на воспитание (начало ФК1).
- Что такое воспитание?
- Прокомментируйте основные признаки воспитания.
- В чем отличие процесса обучения от процесса воспитания?
- Какова структура процесса воспитания?
- Что является движущими силами воспитания?
- Раскройте сущность принципов воспитания.
- Что является содержанием воспитания?
- Сформулируйте задачи трудового воспитания.
Задание 1.2. Из приведенных выражений выберите те, которые относятся к специфическим особенностям воспитательного процесса:
- Преобладают ценностно-ориентационные, отношенческие, мотивационные, эмоциональные и поведенческие акценты;
- Результатом выступают умения, знания, навыки, способы познавательной и предметно-технологической области;
- Ведущими являются логический, когнитивный компоненты;
- Педагогическое взаимодействие ориентировано на область сознания;
- Опора на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления;
- Педагогическое взаимодействие ориентировано на область чувств, эмоций, подсознания;
- Результатом являются нормы, ставшие внутренним регулятором действий и поступков;
- Огромную роль играет личность воспитателя.
Задание 1.3. Какое понятие определяется таким образом?
Корректировка поведения ребенка, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного поведения.
Задание 1.4. Создайте схему «Содержание воспитательного процесса».
Задание 2.1. Педагогические задачи
1. Прозвенел звонок. В учительскую входят педагоги.
- Ольга Петровна, – обращается преподаватель математики к классному руководителю 6 класса, – сегодня в вашем классе плохо себя вел Миша С., весь урок разговаривал. А Гриша К. читал книгу.
- Ольга Петровна, сегодня большинство ребят вашего класса не заполняли контурные карты, – говорит учительница географии.
- А ко мне на урок не пришло четверо ваших учеников.
Оцените ситуацию, в которой оказался классный руководитель. Какие задачи предлагают решить классному руководителю учителя-коллеги? Может ли он отказаться от их решения? Как бы вы вели себя на месте классного руководителя? На месте каждого из учителей?
2. Ученик 5 класса потерял дневник, где классным руководителем и учителем математики были сделаны такие записи: «Безобразно вел себя на уроке! Удален из класса!». «Хамски разговаривает с учителем! Прошу принять меры!».
Оцените ситуацию: а) с позиции самого ученика, б) с позиции классного руководителя, в) с позиции родителей ученика. На принятие каких мер со стороны родителей рассчитывает классный руководитель?
3. Классная руководительница 8 класса считала Аллу своим настоящим помощником. Девочка вовремя собирала дневники, помогала вести учет успеваемости, назначала дежурных, словом, делала все, что, как ей казалось, положено старосте.
- Ты отвечаешь передо мной за порядок в классе, – внушала классная руководительница своей помощнице. Она приучала Аллу докладывать обо всем, что происходило в классе, информировать обо всех ребячьих «секретах», называть имена организаторов классных «происшествий».
Какие черты характера развивала и поощряла классная руководительница у своей помощницы?
Теперь рассмотрим особенности воспитания студентов в высшей школе.
………………….
……………………..
МОДУЛЬ 6