Методическая разработка воспитательного МЕРОПРИЯТИЯ

Алгоритм подготовки и проведения воспитательного занятия

(по Маленковой Л.И.):

  1. Определение цели и задач.

Цель конкретизируется в серии форм воспитательной работы, т.к. одним актом воспитательного воздействия отношения не сформировать. Для достижения цели воспитатель формулирует несколько задач.

Например, в серии различных форм воспитательной работы, посвященных единой цели – формированию ценностных ориентаций учащихся, проводится классный час «Зачем человеку быть добрым?» Его задачи:

- Выявить уровень ценностных ориентаций учащихся (что значимо, что нет через анкетирование);

- формирование представлений о добре и зле (беседа, дискуссия);

- развитие эмоционально-положительного отношения к … (чему?)

2. выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия: пресс-конференция « Юность обличает нацизм», дискуссия « Что происходит в обществе и моя позиция», вечер отдыха «Осенний бал».

3. Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления.

4. Предварительная подготовка: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей и участников извне, распределение ролей и поручений, определение места, роли каждого участника, подготовка и отбор средств, оформление.

5. Проведение мероприятия. Важны элементы:

- начало (музыкальный пролог, эпиграф) для создания психологического настроя;

- содержательная часть (как предметная деятельность воспитанников и педагогов, направленная на достижение цели);

- финальная часть: принятие решения, обращение, голосование, награждение победителей, взаимные благодарности, музыка. Создает определенное эмоциональное состояние, проецирующее потребность дальнейшей совместной деятельности; принятие решений по внедрению достигнутого отношения в повседневную жизнедеятельность.

6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:

- обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;

- собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата (см. примерную схему)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

КАРТА-СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Пакет психодиагностических методик/под ред.

В.Г. Асеева. – Иркутск: ИГПИ, 1991

Цель: изучить деятельность классного коллектива по четырем показателям: направленность деятельности класса, организованность класса, психологическое единство класса, психологический климат класса.

Ход работы:педагогу предлагается оценить свой классный коллектив по четырем шкалам. Каждая шкала содержит показатели позитивной и негативной активности. Показателям позитивной активности соответствуют оценки «4–5» балла; показателям негативной активности – «1–2» балла. Оценка «3» является средним баллом. Каждый показатель оценивается в баллах, которые заносятся в протокол.

Первая шкала. Направленность деятельности класса

Показатели позитивной активности Оценки (в баллах) Показатели негативной активности
Класс активен, полон творческой энергии.           Класс инертен, пассивен.
Коллектив класса выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба и т.п.).           Коллектив класса выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.п.
Все свои поступки и дела класс оценивает с точки зрения их нравственной чистоты и морали.           Класс ориентируется на свою узкогрупповую мораль, подчас или всегда идущую вразрез с общечеловеческими ценностями и моралью.
Класс высоко ценит честность, бескорыстие, дружбу.           Ради корыстных целей класс готов поступиться честью и дружбой.
В своих делах класс ставит перед собой общественно полезные цели.           Класс отличают общественно вредные, асоциальные цели.
Цели, которые ставит перед собой класс, направлены на достижение общешкольных целей.           Классу безразличны цели деятельности общешкольного коллектива.
Класс объединяет одна общая цель деятельности.           В классе объединились люди, у которых разные, несовпадающие цели.
Класс выполняет общественно полезную деятельность ради интересов общешкольного коллектива.           В общественно полезном труде, учебе и т.д. класс видит лишь способ удовлетворения своих узкогрупповых интересов.
Достижение общего результата увлекательно для всех или для большинства учащихся класса.           Каждый в классе увлекается лишь тем, что представляет интерес только для него.
В классе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.           Самые популярные школьники класса – эгоисты, работающие лишь для себя.
Учащиеся класса стремятся постоянно общаться друг с другом.           У школьников класса нет стремления общаться друг с другом.
Класс стремиться общаться и сотрудничать с другими классами.           У класса наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других классов.
В совместной деятельности класс оказывает помощь другим, готов поступиться своими интересами ради интересов других.           В совместной деятельности класс проявляет враждебность, зависть, нездоровое соперничество.
В классе велико желание трудиться коллективно.           В классе нет стремления к коллективному труду.
Класс отличают устойчивые интересы.           Класс отличает быстрая смена интересов.
Класс постоянно реализует свои интересы на деле.           Класс пассивен. Интересуясь чем-либо, не стремиться осуществить это на деле.
Актив класса ведет его на общественно полезные дела.           Актив нередко ведет класс на антиобщественные дела.
Лидеры класса избраны самим классом в соответствии с пожеланиями большинства учащихся.           Лидеры навязали свое руководство классу, не считаясь с его мнением.
В классе существует справедливое отношение ко всем учащимся, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого.           Коллектив класса заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых».
Класс стремиться проверить на «командных» должностях многих учащихся, лидеры охотно уступают свое место другим и умеют подчиняться.           Лидеры в классе протестуют против выдвижения кого-либо на свое место.
Актив класса избирается по деловым качествам.           В выборах актива класса школьники руководствуются не оценкой деловых качеств, а лишь своими симпатиями и антипатиями.

Вторая шкала. Организованность класса.



Показатели позитивной активности Оценка (в баллах) Показатели негативной активности
В классе есть реальные и действенные формы управления.           В классе нет реально действующих органов самоуправления.
В классе разумно, доброжелательно решают вопросы взаимопомощи.           Необходимость взаимопомощи в классе вызывает противодействие и даже конфликты.
Класс может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.           Класс не может самостоятельно решить вопрос о выборе организатора или проводит выборы по принципу «кого-нибудь, только не меня».
Учащиеся класса взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всему классу в целом.           Большинство учащихся класса ориентируются на себя и делают то, что удобно и выгодно им.
Временные ошибки в согласованности действий быстро исправляются.           Ошибки приводят к полному непониманию между учащимися класса. К конфликтным ситуациям.
Трудные условия, ситуации опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают класс.           В трудных условиях происходит рассогласование класса вплоть до полного распада коллектива.
Неудача в достижении цели приводит к еще большему единству и сплочению класса.           Неудача в достижении общей цели расслабляет класс вплоть до его полного отказа от реализации данной цели.
Класс постоянен и устойчив, поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими классами.           Класс стремится изолироваться от других школьных структур, противодействует контактам с ними.
Класс тесно связан с другими школьными объединениями, охотно включается в их общую деятельность, активно поддерживает их.           Класс изолирует себя от других школьных объединений, сопротивляется включению в общую деятельность.
Класс доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им адаптироваться.           Класс враждебно относится к «новеньким», противодействует вхождению их в новую для них среду.
Класс легко, свободно, быстро согласует свои действия.           Класс не способен к согласованию своих действий.
Класс представляет устойчивое, единое целое.           Класс не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
Учащиеся активно стремятся сохранить класс как единое целое. Класс настойчиво противодействует попыткам расформирования.           Учащиеся класса относятся безразлично к его сохранению.
Класс способен находить наилучшие варианты сотрудничества в различных ситуациях и видах деятельности.           Класс не способен конструктивно сотрудничать во всех ситуациях и видах деятельности.
Класс имеет хороших, способных организаторов, являющихся его авторитетными и полномочными представителями.           Класс не имеет хороших, способных организаторов.

Третья шкала. Психологическое единство класса.

Показатели позитивной активности Оценки (в баллах) Показатели негативной активности
Класс имеет четкое, единое суждение о возможностях своих организаторов.           Класс не имеет единого суждения о возможностях своих организаторов.
Все члены класса прислушиваются к мнению своих товарищей.           Школьники класса не прислушиваются к мнению своих товарищей, мнения противоречивы.
Учащиеся хорошо осведомлены обо всем, что касается класса.           В классе не знают о его задачах, внутригрупповых отношениях, его месте среди других классов школы.
Школьники класса легко находят общий язык и взаимопонимание при решении классных задач.           В классе нет должного взаимопонимания при решении общих задач.
При обсуждении актуальных вопросов, касающихся класса и поведения отдельных его членов, класс активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.           Класс не способен прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как класса в целом, так и отдельных его членов.
В меняющихся жизненных ситуациях класс быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.           Класс не способен адаптироваться к быстро меняющимся жизненным условиям.
При оценке наблюдаемых фактов и событий окружающей жизни в классе существует устойчивое единое мнение.           Для класса характерны противоречивые суждения и оценки воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни.
Класс имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках.           В классе имеют место явно противоречивые мнения о возможностях, достоинствах и недостатках класса.
Класс верно, единодушно оценивает свое место среди других классов школы.           Класс неверно и противоречиво оценивает свое место среди других классов школы.
Критические замечания со стороны членов класса принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого классного мнения.           Критические замечания со стороны одних членов класса принимаются другими его членами враждебно и способствуют разъединению классного мнения.
Критические замечания извне принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к исправлению недостатков.           Критические замечания извне принимаются враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на своем.

Четвертая шкала. Психологический климат класса.

Позитивные показатели Оценки (в баллах) Негативные показатели
В классе преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон.           В классе преобладает подавленное настроение, пессимистический настрой.
В классе наблюдается доброжелательность во взаимоотношениях.           Между членами класса имеет место конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия.
В классе наблюдается высокий уровень эмпатии.           В классе проявляется тенденция к изоляции его отдельных членов, отсутствует коллективный характер переживаний.
Успехи или неудачи класса в целом переживаются всеми членами класса.           Успехи или неудачи класса оставляют его членов равнодушными.
Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее сочувствие других членов класса.           На успехи или неудачи товарищей проявляются зависть, злорадство.
В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.           В сложных ситуациях класс теряется, наблюдаются растерянность, ссоры, взаимные обвинения.
Отрицательная оценка класса со стороны вышестоящих школьных органов вызывает общее сопереживание, выражающее единение класса и способствующее ему.           В аналогичных ситуациях у части школьников имеют место переживания, выражающие разобщение класса.
В отношениях между неформальными группировками класса существует взаимное расположение и доброжелательность.           Неформальные группировки враждуют между собой.
Различные эмоциональные взрывы в сложных жизненных ситуациях регулируются классом и не меняют качественное содержание его деятельности и поведения.           Эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля класса, протекают стихийно и определяют содержание поведения и деятельности класса.
Школьникам класса нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать в совместной деятельности.           Члены класса не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.

Обработка результатов:

При обработке результатов по каждой шкале подсчитывается средний уровень выраженности изучаемой особенности коллектива класса по формуле:

Х = сумма баллов по всем показателям

Если Х находится в пределах от 4 до 5, то это говорит о высокой степени выраженности изучаемой особенности коллектива, от 3 до 4 – о средней степени, от 1 до 2 – о низкой степени выраженности изучаемой особенности.

Полученные результаты полезно сопоставить с поэтапным движением класса по пути к высшему уровню развития – коллективу.

Примерные этапы развития класса как коллектива:

Первый этап – диффузная группа. Для этого типа группы характерно отсутствие психологического единства по главным направлениям деятельности, хотя возможно единство на второстепенной, временной, а не деловой основе. Многие вопросы организации решаются импульсивно. Самоуправление развито слабо, организационное ядро неавторитетно.

Второй этап – группа-кооперация. Это достаточно организованная и сплоченная группа, но она проявляет активность, прежде всего в преследовании собственных целей и интересов, проявляет групповой эгоизм, противопоставляет себя другим группам, строит с ними отношения на основе конкуренции.

Третий этап – группа-коллектив. Такие группы успешно осуществляют учебную и общественную деятельность, ответственно относятся к поручениям, в разнообразных формах поведения проявляют высокую принципиальность и нравственную чистоту. Психологически сплочены, причем сплоченность базируется на основе социально ценных мотивов и целей. Между неформальными группировками и их лидерами складываются хорошие деловые и личные отношения. В общении наблюдается уважительное отношение друг к другу, личность здесь психологически защищена.

Показатели активности классного коллектива
Направленность деятельности класса Организованность класса Психологическое единство класса Психологический климат класса
       
       
       
Среднее арифметическое      

Наши рекомендации