Методическая разработка воспитательного МЕРОПРИЯТИЯ
Алгоритм подготовки и проведения воспитательного занятия
(по Маленковой Л.И.):
- Определение цели и задач.
Цель конкретизируется в серии форм воспитательной работы, т.к. одним актом воспитательного воздействия отношения не сформировать. Для достижения цели воспитатель формулирует несколько задач.
Например, в серии различных форм воспитательной работы, посвященных единой цели – формированию ценностных ориентаций учащихся, проводится классный час «Зачем человеку быть добрым?» Его задачи:
- Выявить уровень ценностных ориентаций учащихся (что значимо, что нет через анкетирование);
- формирование представлений о добре и зле (беседа, дискуссия);
- развитие эмоционально-положительного отношения к … (чему?)
2. выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия: пресс-конференция « Юность обличает нацизм», дискуссия « Что происходит в обществе и моя позиция», вечер отдыха «Осенний бал».
3. Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления.
4. Предварительная подготовка: подбор содержательного материала, определение средств, приглашение гостей и участников извне, распределение ролей и поручений, определение места, роли каждого участника, подготовка и отбор средств, оформление.
5. Проведение мероприятия. Важны элементы:
- начало (музыкальный пролог, эпиграф) для создания психологического настроя;
- содержательная часть (как предметная деятельность воспитанников и педагогов, направленная на достижение цели);
- финальная часть: принятие решения, обращение, голосование, награждение победителей, взаимные благодарности, музыка. Создает определенное эмоциональное состояние, проецирующее потребность дальнейшей совместной деятельности; принятие решений по внедрению достигнутого отношения в повседневную жизнедеятельность.
6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
- обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
- собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата (см. примерную схему)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
КАРТА-СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Пакет психодиагностических методик/под ред.
В.Г. Асеева. – Иркутск: ИГПИ, 1991
Цель: изучить деятельность классного коллектива по четырем показателям: направленность деятельности класса, организованность класса, психологическое единство класса, психологический климат класса.
Ход работы:педагогу предлагается оценить свой классный коллектив по четырем шкалам. Каждая шкала содержит показатели позитивной и негативной активности. Показателям позитивной активности соответствуют оценки «4–5» балла; показателям негативной активности – «1–2» балла. Оценка «3» является средним баллом. Каждый показатель оценивается в баллах, которые заносятся в протокол.
Первая шкала. Направленность деятельности класса
№ | Показатели позитивной активности | Оценки (в баллах) | Показатели негативной активности | ||||
Класс активен, полон творческой энергии. | Класс инертен, пассивен. | ||||||
Коллектив класса выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба и т.п.). | Коллектив класса выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.п. | ||||||
Все свои поступки и дела класс оценивает с точки зрения их нравственной чистоты и морали. | Класс ориентируется на свою узкогрупповую мораль, подчас или всегда идущую вразрез с общечеловеческими ценностями и моралью. | ||||||
Класс высоко ценит честность, бескорыстие, дружбу. | Ради корыстных целей класс готов поступиться честью и дружбой. | ||||||
В своих делах класс ставит перед собой общественно полезные цели. | Класс отличают общественно вредные, асоциальные цели. | ||||||
Цели, которые ставит перед собой класс, направлены на достижение общешкольных целей. | Классу безразличны цели деятельности общешкольного коллектива. | ||||||
Класс объединяет одна общая цель деятельности. | В классе объединились люди, у которых разные, несовпадающие цели. | ||||||
Класс выполняет общественно полезную деятельность ради интересов общешкольного коллектива. | В общественно полезном труде, учебе и т.д. класс видит лишь способ удовлетворения своих узкогрупповых интересов. | ||||||
Достижение общего результата увлекательно для всех или для большинства учащихся класса. | Каждый в классе увлекается лишь тем, что представляет интерес только для него. | ||||||
В классе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. | Самые популярные школьники класса – эгоисты, работающие лишь для себя. | ||||||
Учащиеся класса стремятся постоянно общаться друг с другом. | У школьников класса нет стремления общаться друг с другом. | ||||||
Класс стремиться общаться и сотрудничать с другими классами. | У класса наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других классов. | ||||||
В совместной деятельности класс оказывает помощь другим, готов поступиться своими интересами ради интересов других. | В совместной деятельности класс проявляет враждебность, зависть, нездоровое соперничество. | ||||||
В классе велико желание трудиться коллективно. | В классе нет стремления к коллективному труду. | ||||||
Класс отличают устойчивые интересы. | Класс отличает быстрая смена интересов. | ||||||
Класс постоянно реализует свои интересы на деле. | Класс пассивен. Интересуясь чем-либо, не стремиться осуществить это на деле. | ||||||
Актив класса ведет его на общественно полезные дела. | Актив нередко ведет класс на антиобщественные дела. | ||||||
Лидеры класса избраны самим классом в соответствии с пожеланиями большинства учащихся. | Лидеры навязали свое руководство классу, не считаясь с его мнением. | ||||||
В классе существует справедливое отношение ко всем учащимся, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого. | Коллектив класса заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». | ||||||
Класс стремиться проверить на «командных» должностях многих учащихся, лидеры охотно уступают свое место другим и умеют подчиняться. | Лидеры в классе протестуют против выдвижения кого-либо на свое место. | ||||||
Актив класса избирается по деловым качествам. | В выборах актива класса школьники руководствуются не оценкой деловых качеств, а лишь своими симпатиями и антипатиями. |
Вторая шкала. Организованность класса.
№ | Показатели позитивной активности | Оценка (в баллах) | Показатели негативной активности | ||||
В классе есть реальные и действенные формы управления. | В классе нет реально действующих органов самоуправления. | ||||||
В классе разумно, доброжелательно решают вопросы взаимопомощи. | Необходимость взаимопомощи в классе вызывает противодействие и даже конфликты. | ||||||
Класс может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности. | Класс не может самостоятельно решить вопрос о выборе организатора или проводит выборы по принципу «кого-нибудь, только не меня». | ||||||
Учащиеся класса взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всему классу в целом. | Большинство учащихся класса ориентируются на себя и делают то, что удобно и выгодно им. | ||||||
Временные ошибки в согласованности действий быстро исправляются. | Ошибки приводят к полному непониманию между учащимися класса. К конфликтным ситуациям. | ||||||
Трудные условия, ситуации опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают класс. | В трудных условиях происходит рассогласование класса вплоть до полного распада коллектива. | ||||||
Неудача в достижении цели приводит к еще большему единству и сплочению класса. | Неудача в достижении общей цели расслабляет класс вплоть до его полного отказа от реализации данной цели. | ||||||
Класс постоянен и устойчив, поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими классами. | Класс стремится изолироваться от других школьных структур, противодействует контактам с ними. | ||||||
Класс тесно связан с другими школьными объединениями, охотно включается в их общую деятельность, активно поддерживает их. | Класс изолирует себя от других школьных объединений, сопротивляется включению в общую деятельность. | ||||||
Класс доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им адаптироваться. | Класс враждебно относится к «новеньким», противодействует вхождению их в новую для них среду. | ||||||
Класс легко, свободно, быстро согласует свои действия. | Класс не способен к согласованию своих действий. | ||||||
Класс представляет устойчивое, единое целое. | Класс не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом. | ||||||
Учащиеся активно стремятся сохранить класс как единое целое. Класс настойчиво противодействует попыткам расформирования. | Учащиеся класса относятся безразлично к его сохранению. | ||||||
Класс способен находить наилучшие варианты сотрудничества в различных ситуациях и видах деятельности. | Класс не способен конструктивно сотрудничать во всех ситуациях и видах деятельности. | ||||||
Класс имеет хороших, способных организаторов, являющихся его авторитетными и полномочными представителями. | Класс не имеет хороших, способных организаторов. |
Третья шкала. Психологическое единство класса.
№ | Показатели позитивной активности | Оценки (в баллах) | Показатели негативной активности | ||||
Класс имеет четкое, единое суждение о возможностях своих организаторов. | Класс не имеет единого суждения о возможностях своих организаторов. | ||||||
Все члены класса прислушиваются к мнению своих товарищей. | Школьники класса не прислушиваются к мнению своих товарищей, мнения противоречивы. | ||||||
Учащиеся хорошо осведомлены обо всем, что касается класса. | В классе не знают о его задачах, внутригрупповых отношениях, его месте среди других классов школы. | ||||||
Школьники класса легко находят общий язык и взаимопонимание при решении классных задач. | В классе нет должного взаимопонимания при решении общих задач. | ||||||
При обсуждении актуальных вопросов, касающихся класса и поведения отдельных его членов, класс активно добивается единого мнения и находит единодушное решение. | Класс не способен прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как класса в целом, так и отдельных его членов. | ||||||
В меняющихся жизненных ситуациях класс быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение. | Класс не способен адаптироваться к быстро меняющимся жизненным условиям. | ||||||
При оценке наблюдаемых фактов и событий окружающей жизни в классе существует устойчивое единое мнение. | Для класса характерны противоречивые суждения и оценки воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни. | ||||||
Класс имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках. | В классе имеют место явно противоречивые мнения о возможностях, достоинствах и недостатках класса. | ||||||
Класс верно, единодушно оценивает свое место среди других классов школы. | Класс неверно и противоречиво оценивает свое место среди других классов школы. | ||||||
Критические замечания со стороны членов класса принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого классного мнения. | Критические замечания со стороны одних членов класса принимаются другими его членами враждебно и способствуют разъединению классного мнения. | ||||||
Критические замечания извне принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к исправлению недостатков. | Критические замечания извне принимаются враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на своем. |
Четвертая шкала. Психологический климат класса.
№ | Позитивные показатели | Оценки (в баллах) | Негативные показатели | ||||
В классе преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон. | В классе преобладает подавленное настроение, пессимистический настрой. | ||||||
В классе наблюдается доброжелательность во взаимоотношениях. | Между членами класса имеет место конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия. | ||||||
В классе наблюдается высокий уровень эмпатии. | В классе проявляется тенденция к изоляции его отдельных членов, отсутствует коллективный характер переживаний. | ||||||
Успехи или неудачи класса в целом переживаются всеми членами класса. | Успехи или неудачи класса оставляют его членов равнодушными. | ||||||
Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее сочувствие других членов класса. | На успехи или неудачи товарищей проявляются зависть, злорадство. | ||||||
В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой. | В сложных ситуациях класс теряется, наблюдаются растерянность, ссоры, взаимные обвинения. | ||||||
Отрицательная оценка класса со стороны вышестоящих школьных органов вызывает общее сопереживание, выражающее единение класса и способствующее ему. | В аналогичных ситуациях у части школьников имеют место переживания, выражающие разобщение класса. | ||||||
В отношениях между неформальными группировками класса существует взаимное расположение и доброжелательность. | Неформальные группировки враждуют между собой. | ||||||
Различные эмоциональные взрывы в сложных жизненных ситуациях регулируются классом и не меняют качественное содержание его деятельности и поведения. | Эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля класса, протекают стихийно и определяют содержание поведения и деятельности класса. | ||||||
Школьникам класса нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать в совместной деятельности. | Члены класса не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности. |
Обработка результатов:
При обработке результатов по каждой шкале подсчитывается средний уровень выраженности изучаемой особенности коллектива класса по формуле:
Х = сумма баллов по всем показателям
Если Х находится в пределах от 4 до 5, то это говорит о высокой степени выраженности изучаемой особенности коллектива, от 3 до 4 – о средней степени, от 1 до 2 – о низкой степени выраженности изучаемой особенности.
Полученные результаты полезно сопоставить с поэтапным движением класса по пути к высшему уровню развития – коллективу.
Примерные этапы развития класса как коллектива:
Первый этап – диффузная группа. Для этого типа группы характерно отсутствие психологического единства по главным направлениям деятельности, хотя возможно единство на второстепенной, временной, а не деловой основе. Многие вопросы организации решаются импульсивно. Самоуправление развито слабо, организационное ядро неавторитетно.
Второй этап – группа-кооперация. Это достаточно организованная и сплоченная группа, но она проявляет активность, прежде всего в преследовании собственных целей и интересов, проявляет групповой эгоизм, противопоставляет себя другим группам, строит с ними отношения на основе конкуренции.
Третий этап – группа-коллектив. Такие группы успешно осуществляют учебную и общественную деятельность, ответственно относятся к поручениям, в разнообразных формах поведения проявляют высокую принципиальность и нравственную чистоту. Психологически сплочены, причем сплоченность базируется на основе социально ценных мотивов и целей. Между неформальными группировками и их лидерами складываются хорошие деловые и личные отношения. В общении наблюдается уважительное отношение друг к другу, личность здесь психологически защищена.
№ | Показатели активности классного коллектива | |||
Направленность деятельности класса | Организованность класса | Психологическое единство класса | Психологический климат класса | |
Среднее арифметическое |